Как белорусских автолюбителей обманывают через интернет

Российские мошенники обосновались на зарубежных сайтах по продаже автомобилей и, прикидываясь британцами, воруют деньги белорусов и казахов, которые спешат до 1 июля обновить свой автопарк. Как действуют схемы этого всемирного обмана.

Ловцы на жирного живца

Время от времени на автомобильных форумах можно найти жалобное сообщение «Меня обманули!!!», «Перечислил 5 тысяч евро, а машины так и не дождался!!!». Это взывают к справедливости жертвы обмана. Большинство из них думает, что их обвели вокруг пальца европейцы (чаще всего британцы). Некоторые кивают на литовцев, так как большинство мошенников работают на литовских сайтах auto.plius.lt или autogidas.lt.

На самом деле на всех этих сайтах работают одни и те же люди. Это россияне, если быть более точным, то москвичи, которые облюбовали европейские сайты и время от времени забрасывают туда живца в виде хорошей машины по невероятно привлекательной цене, чтобы поймать излишне доверчивую рыбешку. В основном на крючок попадаются белорусы и казахи. Некоторые пишут потом заявление в милицию, но большинство просто утираются, понимая, что найти мошенников будет практически невозможно и, значит, можно сразу попрощаться со своими деньгами.

Мы провели собственное расследование и выявили всю схему обмана доверчивых белорусов.

Опасное болото

Итак, как было сказано выше, большинство мошенников работает через литовские сайты auto.plius.lt или autogidas.lt. Изредка их можно встретить на аналогичном польском сайте otomoto.pl. Здесь нет русскоязычной версии, и «рыбы» водится не много. В течение месяца нам удалось вытащить оттуда на чистую воду только одного «живца». Мы говорим «вытащить» именно о случае, когда точно установлен факт присутствия мошеннической схемы, которая четко зафиксирована нами. На самом же деле «живцов» может быть и больше, их просто не всегда так просто обнаружить.

Часто предложения мошенников появляются и на немецком сайте mobil.de, где присутствует хорошая русскоязычная версия. Правда, в отличие от литовских сайтов, по которым одна приманка может плавать месяцами, на немецком сайте присутствует жесткая постмодерация, и «живцы» там могут продержаться от силы час, после чего их вылавливают и ликвидируют работники сайта. Поэтому здесь мошенники работают количеством, закидывая иногда по несколько десятков приманок в день, рассчитывая, что за их короткую жизнь кто-то на них да клюнет.

Дважды нам удалось выявить «живцов» и на белорусских сайтах по продаже автомобилей. Но все же тут они почти не появляются, так как простора маловато. Поэтому эти сайты мы называть не будем.

Два повода проявить осмотрительность

Итак, как же работает мошенническая схема? Для установления истины мы потратили почти полгода, но дело того стоило. Для начала мы нашли несколько «живцов» на описанных выше сайтах, а потом под видом покупателей заглотнули наживку, параллельно фиксируя все свои действия.

Первый повод забеспокоиться – объявление о продаже автомобиля по явно заниженной цене. Например, на сайтах auto.plius.lt или autogidas.lt мы нашли два одинаковых объявления о продаже MAZDA CX-7 2006 года с кожаным салоном в отличном состоянии всего за 7200 евро. С растаможкой на Беларусь и сопутствующими расходами в итоге цена машины получалась за 8200 евро. Это при том, что в Беларуси такую машину можно купить минимум за 13 000 евро, да и то если повезет.

Как правило, на своих объявлениях мошенники либо не оставляют телефонов, либо записывают неправильный номер. Если вы попали на объявление, по которому телефон голосом автомата говорит вам на литовском, польском или немецком «Вы набрали неверный номер» или «Такого номера не существует» – будьте особо внимательны. Скорее всего вы заглотнули живца, закинутого в интернет группой ловких мошенников. Когда по номеру не удается дозвониться, потенциальная жертва мошенников пишет ему письмо. На это и делается ставка.

C MAZDA CX-7 был именно такой случай. Телефон ответил нам, что неправильно набран литовский номер, после чего мы написали продавцу автомобиля письмо. Ответ пришел достаточно быстро.

Ответил нам некто Simon Mertens. Его адрес электронной почты лишний раз подтвердил нам, что мы попали на верный след, так как адрес представлял собой бессмысленный набор символов [email protected]. Обычные граждане, как правило, заводят электронную почту с логическим набором символов. В нашем же случае логическими были только первые три буквы, остальное – gtfhVVV132, казалось бы, было совершенно бессмысленным. Однако если эти символы прочесть в русской раскладке получим «пеарМММ». Многие мошенники любят поиграть со своей жертвой и иногда в адрес электронной почты закладывают подсказку: мол, если ты не лох, то разгадаешь. В данном случае «МММ» явно указывало на российское происхождение адресата и вызывало подозрения, что это мошенническая схема. Хотя письмо было совершенно о другом.

Можно ли верить полицейскому?

На литовском и английском языках письмо гласило.

«Это Саймон Мертенс. Я продаю Mazda CX-7 2.3I 4X4. Это очень мощный и удобный автомобиль. Он находится в отличном состоянии. Они имеет оригинальный пробег 64 000 километров и никогда не ремонтировался, а только технически обслуживался. Полная история обслуживания. Месяц назад были заменены тормозные диски и колодки. Автомобиль по-прежнему зарегистрирован в Литве, никогда не был в аварии, никогда в машине не курили. Машина не имеет неоплаченного кредита.

Я офицер полиции в Великобритании в городе Бристоль. Два месяца назад я был в Литве в рамках программы обмена офицерами. Мне понравился автомобиль, и я купил его, так как он не нуждался в каком-либо механическом ремонте, не имел никаких повреждений лакокрасочного покрытия или интерьера. Я привез машину сюда, в Соединенное Королевство, но решил продать ее, так как трудно ездить с левым рулем. Вы можете просмотреть фотографии автомобиля по адресу: http://img703.yfrog.com/gal.php?g=87238302.jpg. Моя последняя цена на автомобиль: 7200 Euro. Дайте мне знать, если вы заинтересованы в покупке автомобиля, и сообщите, как мы можем отправить его обратно в Литву».

Казалось бы, ничего подозрительного. Тут и объяснение, почему машина продается ниже своей цены (в Великобритании автомобили с левым рулем стоят значительно меньше, чем с правым, у нас как раз наоборот), и фото машины, и предложение самому выбрать форму доставки автомобиля.

Даже у нас пошатнулась уверенность в том, что это мошенники. Но, как оказалось, не надо слепо верить «британскому полицейскому», какие бы сладкие песни он ни пел. Дальнейшее наше расследование показало, что нас всего лишь подсекали, чтобы мы не сорвались с крючка.

Выяснение истины

Мы ответили Саймону, что действительно хотим купить автомобиль и можем сами приехать за ним, куда он скажет. В ответ получили еще более приятное письмо.

Британский полицейский Саймон еще раз сообщил нам, что если бы не левый руль, то ни за что не продал бы автомобиль, с которым ему очень жалко расставаться, так как он в прекрасном состоянии. Поэтому если мы хотим купить MAZDA CX-7, то нам и ехать никуда не надо. Саймон сам все сделает: свяжется с известной транспортной компанией, заплатит ей за транспортировку и отправит автомобиль на наш адрес. Мы же, когда автомобиль будет в Беларуси, сможем его осмотреть и только после этого заплатить, если все будет хорошо.

Иными словами, нам прямо к подъезду доставят MAZDA CX-7 за 7200 евро, и даже за транспортировку платить не надо. Ну какие тут могут быть подозрения в отношении британского полицейского, если он отдает шикарный автомобиль по такой цене, залога не требует и сам транспортировку оплачивает? Само собой, мы даем свое согласие и через два дня получаем письмо от той самой «известной» транспортной компании.

Компания Transport Trading Limited, зарегистрированная в Соединенном Королевстве (самая что ни на есть английская компания), вежливо сообщала нам, что они успешно получили автомобиль для доставки по нашему адресу. Посмотреть более подробную информацию можно на их сайте www.europes-roadpartner.com, введя свой идентификационный номер WC788861228ED104. Компания сообщает, что автомобиль в настоящее время хранится у них в гараже и ожидает отправки в Беларусь. Нас также уведомляют, что по своему номеру мы можем в режиме онлайн следить за всеми этапами доставки.

Мы зашли на указанный сайт компании Transport Trading Limited. Приличный, даже солидный сайт: информация о компании, отзывы клиентов, по номеру действительно нашли свою машину и информацию о ней. Статус – «ожидает оправки». Все бы ничего, но в письме компании сказано, что для начала отправки мы должны перевести залоговые 5000 евро на счет компании. Вот тут и начинается самое интересное.

Платить или не платить?

Почти гамлетовский вопрос перед нами, конечно же, не стоял, так как мы знали, с кем имеем дело. Но, изображая роль покупателя, мы пошли до конца и выразили английским транспортникам свое недоумение: как же так, Саймон сказал, что оплатить можно будет после доставки.

В ответ получаем вежливое: «Доставка автомобиля начнется, когда 5000 евро будут переведены на наш банковский счет. Пожалуйста, укажите, когда оплата будет произведена, для того чтобы мы могли начать поставку на указанный адрес». Никаких разъяснений относительно наших вопросов. Саймон тоже как в воду канул, будто его и не было вовсе, – не отвечает на письма, и все тут.

Мы еще раз написали в компанию и попросили связаться с нами по скайпу кого-нибудь из руководства, чтобы решить возникшее недоразумение. Нам было интересно, чем они будут объяснять необходимость предварительной оплаты, если продавец этого не требовал и даже сам заплатил за доставку.

С нами связались. Но перед разговором с представителем мы тщательно проверили саму компанию.

Что за гусь такой транспортный?

Согласно данным о компании, расположенным у них на сайте (на том самом сайте, где данные о нашей машине хранятся), английская транспортная компания Transport Trading Limited расположена по адресу 31 WELLINGTON ROAD, NANTWICH, United Kingdom. Это рядом с Ливерпулем и ОЧЕНЬ далеко от Лондона. Запомните эту информацию, так как в последующем она сыграет важную роль.

Как удалось выяснить в ходе расследования, по этому адресу расположена система офисов «легко получить – легко покинуть» – именно так дословно и указано. Само здание рассчитано на краткосрочную аренду офисов по цене от 375 до 2000 фунтов. Эти данные уже сами по себе говорят о том, что уважающая себя «известная транспортная компания» там располагаться не станет. На полученных нами фотографиях отчетливо видно, что это за здание. Тут нет складов, нет грузовиков, нет тралов, фотографии которых размещены на сайте Transport Trading Limited.

Как сказано на сайте Transport Trading Limited, сама компания зарегистрирована в Лондоне январе 2000 года и имеет регистрационный номер 3914810. Мы пробили по международным каналам и номер, и саму компанию. В результате выяснилась забавная вещь.

Такая компания действительно существует и была зарегистрирована в 2000 году. Более того, эта компания входит в крупнейший в стране холдинг TFL (Transport for London) и сама имеет более двух десятков дочерних компаний.

На сайте корпорации TFL сказано, что Transport Trading Limited – холдинговая компания, которая занимается торговлей и получает доходы от продажи проездных билетов на все виды транспорта, которые управляются TFL. Компания Transport Trading Limited действительно имеет регистрационный номер 3914810, но располагается не под Ливерпулем, а в Лондоне. Да и как-то странно было бы компании холдинга, который называется «Транспорт для Лондона», располагаться совсем на другом конце страны.

Кстати, на сайте Transport Trading Limited, который нам предоставили для отслеживания процедуры доставки автомашины, ничего не сказано ни о самом холдинге TFL, ни о других его компаниях, что странно, учитывая общность интересов. Также на сайте ничего не сказано и о продаже проездных билетов – основном виде деятельности Transport Trading Limited.

Уже сложившуюся четкую картину того, с кем мы имеем дело, дополнила информация о хостинге сайта компании Transport Trading Limited, которая взялась доставить в Беларусь наш автомобиль. Как оказалось, хостинг сайта www.europes-roadpartner.com, компании, вроде как входящей в солидный лондонский холдинг, осуществляется российской компанией RU Center Хостинг, расположенной в Москве на Ленинградском проспекте.

Доменное имя сайта также зарегистрировано в Москве. Совершенно очевидно, что лондонская компания не станет покупать доменное имя в Москве да еще и арендовать там сервер, когда все это есть под боком и дешевле. Довольно показательным оказалось и то, что сайт постоянно менял место серверной дислокации, не задерживаясь на одном месте более полугода. При этом в качестве регистрирующего лица указан некто Peter Browson, живущий по адресу 149 Gupest building, Manchester – рядом с фальшивым адресом компании и также далеко от настоящего лондонского адреса.

Разговор слепого с немым

К тому времени, как с нами по сайту связались представители мнимой компании Transport Trading Limited, чтобы обсудить непонятные моменты доставки Mazda CX-7, у нас уже было достаточно фактуры, чтобы сделать соответствующие выводы. Поэтому разговор с представителем компании получился более чем занимательным.

По скайпу с нами связался некто Edward Owen (Эдвард Оуэн). Он еще раз сообщил, что нам необходимо заплатить 5 тысяч евро, чтобы начать поставку автомобиля, и что стоимость перевозки до Минска будет покрыта продавцом Саймоном Мертенсом. Мы в свою очередь ответили, что Саймон не требовал предоплаты и поэтому непонятно, почему мы должны платить 5 тысяч евро, если мы еще машины не видели.

На наш вопрос Эдвард не ответил, но сказал, что разговаривал с Саймоном и тот еще раз заверил, что он заплатит за доставку автомобиля.

– Прекрасно! – ответили мы. – Но почему тогда вы не можете доставить автомобиль в Беларусь, если вам за это уже заплатили?

– Это мы ошиблись. Автомобиль будет доставлен в Беларусь, а не в Литву, как предполагалось, – отвечает Эдвард.

Диалог начинает походить на разговор слепого с немым. Мы спрашиваем об одном, нам отвечают о другом. Но мы все же проявили настойчивость и снова спросили, зачем и, главное, почему мы должны платить 5 тысяч евро и почему транспортная компания не может доставить автомобиль, раз ей уже заплатили. В ответ получаем обстоятельный ответ:

«Наша компания полностью уполномочена совершать сделки по доставке грузов по всей Европе. Деятельность нашей компании была одобрена британским правительством и постоянно проверяется специальной правительственной комиссией, так как мы имеем дело с международными сделками. Как только деньги будут перечислены и мы получим подтверждение с нашего банковского счета, мы сможем немедленно начать доставку на указанный вами адрес. По контракту мы обязаны посылать машину к вам, как только мы получим деньги на наш счет.

Вы будете иметь возможность получить деньги обратно на ваш счет в любое время, если вы не захотите сохранить автомобиль или по любой другой причине. Продавец не получит денег прежде, чем вы сможете увидеть машину и решить оставить ее себе. Мы можем гарантировать вам полную приверженность честной и прозрачной сделке. Будучи под непосредственным контролем британского правительства, мы гарантируем, что каждая сделка будет гарантирована с точки зрения безопасности и соблюдения всех условий, записанных в договоре».

В конце нам пересылают копию свидетельства о регистрации Transport Trading Limited и предлагают проверить компанию через регистрационный номер и номер налогоплательщика на сайте Еврокомиссии. Присылается даже ссылка на соответствующий раздел на сайте Еврокомиссии.

Эдвард настолько убедителен и искренен, что если бы мы не располагали подтвержденными данными, что имеем дело с мошенниками, то точно купились бы.

Переговоры

Но мы все же решили настоять на своем и добиться ответа на свои вопросы, поэтому в очередной раз спросили, почему компания не может доставить в Минск автомобиль, если Саймон уже заплатил за доставку. И почему мы должны платить предоплату, если продавец этого не требовал?

Дальнейшие переговоры длились около часа. Эдвард, не отвечая по существу на поставленные вопросы, с искренней европейской наивностью удивлялся нашему недоверию и пытался убедить нас, что все будет хорошо. Мы же не сдавались и продолжали требовать ответов на свои вопросы.

Через час мы решили идти напролом и задали более серьезные вопросы.

– Почему указанный на вашем сайте адрес компании не совпадает с тем, который указан на сайте холдинга TFL? Где находятся склады с машинами и другими вашими грузами? Почему вы перевозите машины, хотя должны торговать проездными билетами? Почему ваше доменное имя приобретено в Москве и почему хостинг осуществляется там же? Почему вы меняете хостинг и доменное имя каждые полгода? И где, исходя из всех этих данных, гарантия, что вы не российские мошенники?

По существу поставленных вопросов Эдвард опять ничего не ответил, зато вновь начал обижаться на наше недоверие к солидной европейской компании. Мы опять задали те же вопросы. Он опять обиделся. Приблизительно через полчаса он сдался.

– Хорошо, мы поставим вам машину. Вы сможете осмотреть ее в Минске и тогда заплатить.

– Спасибо, – ответили мы, даже опешив от такого поворота.

Поставка машины

Для объективности расследования мы следили за сайтом www.europes-roadpartner.com и за поставкой своего автомобиля пять месяцев. Все это время статус нашего автомобиля так и остался «Ожидает оплаты». До той поры, пока сам сайт и наш автомобиль просто не исчезли, – фальшивая компания Transport Trading Limited в очередной раз сменила хостинг своего сайта и его доменное имя.

Теперь по этому адресу RU Center Хостинг пишет «Проверьте правильность написания адреса и попытайтесь повторить запрос». Само собой, и скайп Эдварда Оуэна за эти пять месяцев так ни разу и не активизировался. Он тоже исчез. Мы несколько раз пытались связаться с представителями компании по электронной почте, но нам никто не отвечал.

Но эти пять месяцев мы не сидели сложа руки, а выявили еще пять приманок этой же компании на различных сайтах.

Так, на польском сайте мы нашли объявление о продаже автомобиля Hyundai Santa Fe 2.2CRDI 4WD 2007 г.в., хозяин которого рассказал нам историю, по схеме очень напоминающую историю «британского полицейского» Саймона Мертенса.

«Я родом из Лондона. Я был помолвлен с польской девушкой и жил с ней в Польше, но теперь мы расстались, поэтому я был вынужден вернуться в Англию с автомобилем. Я пробовал ездить и зарегистрировать его здесь, но затраты на это очень высоки, а также левый руль очень неудобен для меня, чтобы использовать его здесь. Поэтому я решил продать автомобиль. Автомобиль теперь в компании экспресс-доставки со всеми его документами.

После предварительного согласия купить автомобиль компания поставит автомобиль по указанному вами адресу. Я уже заплатил все сборы и за доставку. Срок поставки от 4 до 6 дней. Эта компания базируется в Соединенном Королевстве, и они будут заключать с вами договор от моего имени. Цена, которую я хочу, – 8000 евро. Сообщите мне о вашем решении».

Нам рассказали еще пять похожих историй. Везде фигурировал некий британец, который несколько месяцев по какой-то причине находился в Польше или Литве, купил там автомобиль с левым рулем, потом вернулся обратно и сейчас хочет продать машину, так как в Соединенном Королевстве ездить с левым рулем неудобно. А далее: «я заплачу за доставку», «с вами свяжется транспортная компания»…

Лишь одна история несколько отличалась от других и подключала тему кризиса.

«Автомобиль в настоящее время в Испании. У меня был контракт на работу в Германии, и из-за экономического кризиса компания, в которой я работал, обанкротилась, и я был вынужден вернуться в Валенсию в Испании. Я хочу продать автомобиль из-за налогов. Для регистрации в Испании они являются высокими для моего текущего бюджета». А далее опять же по стандарту: «я заплачу за доставку», «с вами свяжется транспортная компания».

В каждой такой истории есть все, что необходимо для ловли на живца: логическое объяснение заниженной цены автомобиля, подкормка в виде намерения заплатить за доставку, солидная транспортная компания, которая якобы не имеет отношения к продавцу и как посредник гарантирует безопасность сделки. На самом же деле это всего лишь ловкая приманка. Ее жертвами становятся сотни людей в Беларуси и Казахстане, которые спешат купить автомобиль до 1 июля и перечисляют требуемую сумму. А далее исчезает и сама подставная компания, и ее представители, и их сайт. Ищи тогда ветра в поле.

К сожалению, в Управлении «К» МВД Беларуси не смогли ответить на вопрос, сколько пострадавших от этой схемы в Беларуси. Как пояснили нам сотрудники МВД, по своей сути это мошенничество. Оно хоть и совершается при помощи интернета, но не относится к сфере интересов Управления «К». Поэтому пострадавшие обращаются в милицию по месту своего жительства. Но в Беларуси не ведется статистика по видам мошенничества, поэтому определить количество пострадавших именно от этих мошенников не представляется возможным.

Автор: Александр Надишин, EJ.by

You may also like...