Расстрел мэра Феодосии выгоден многим. Раскрытие убийства невыгодно никому

Мало кто удивился тому, что, озвучивая одну из главных рабочих версий смерти федосийского мэра — с «целью ограбления», начальник крымской милиции Михаил Слепанев обнародовал информацию о пропавшей барсетке, знаковом аксессуаре модных линий 90-х прошлого века, в которой, как выяснилось, были тысячи долларов.

Два расстрела мэров за полгода — поселкового головы Симеиза Кирилла Костенко и городского головы Феодосии Александра Бартенева — перебор даже для Крыма, так и не ушедшего далеко от бурных 90-х: те, кто выжил и не сел, стали депутатами разных уровней, политиками и топ-чиновниками. А некоторые — и Героями Украины. Нашего времени. И мало кто удивился тому, что, озвучивая одну из главных рабочих версий смерти федосийского мэра — с «целью ограбления», начальник крымской милиции Михаил Слепанев обнародовал информацию о пропавшей барсетке, знаковом аксессуаре модных линий 90-х прошлого века, в которой, как выяснилось, были тысячи долларов.

Как теперь уже понятно, по горячим следам преступление раскрыть не удалось. И смерть Александра Бартенева стала пятой в ряду мэров, погибших за последние два с половиной года. Но только одно из этих преступлений удалось расследовать — расстрел мэра Новофедоровки Колодяжного.

Как сообщил сайт Экспресс-Новости, друзьями убитого мэра Феодосии было собрано около 100 тысяч гривен, они достанутся тому, кто сообщит информацию о преступнике.

 Правда, подозреваемого в совершении этого убийства гражданина Барзаева уже два года не могут экстрадировать в Украину — сначала из Литвы, теперь,  — из Франции, куда направлены документы на экстрадицию.

Официальная версия картины убийства мэра Феодосии укладывается в пару предложений. 27 июля, в 01.30 Александр Бартенев возвратился домой, поставил автомобиль в гараж, зашел в подъезд пятиэтажного дома. Его догнал злоумышленник и с расстояния приблизительно в полтора метра выстрелил в спину из обреза. После этого между раненым и нападавшим завязалась борьба. Нападавший, бросив обрез охотничьего ружья 16-го калибра, скрылся. На шум вышли соседи, вызвали «скорую». В тот же день вечером, после двух операций, проводившихся в Феодосийской горбольнице, Александр Бартенев скончался.

Появившиеся позже в СМИ рассказы тех самых соседей несколько разнились с озвученной руководством главка милиции информацией, и главное — соседи утверждают, что раненый мэр был в ясном сознании, просил у соседки воды, разговаривал с ними. «Скорая», несмотря на мгновенный вызов, приехала уже после того, как раненого мэра увезли «на какой-то черной машине» в больницу. Там Бартенев, как потом сообщил горожанам вице-мэр Игорь Авруцкий, беседовал. До операции, по данным ZN.UA, Бартенев имел разговор с начальником Феодосийского горотдела милиции.

По информации источника ZN.UA, во время схватки Бартенев сорвал с нападавшего шерстяную маску-балаклаву. Выходит, что мэр мог узнать знакомого или описать стрелявшего в него незнакомого человека и мог сообщить самую ценную информацию для организации розыска и задержания по горячим следам вероятного преступника. Но стрелявший не задержан. И в розыск не объявлялся.

По крайней мере, широкой общественности об этом неизвестно. Общественность потрясли основной, как поняли и донесли до аудитории своих СМИ журналисты, версией об убийстве с целью ограбления. Эту версию уже достаточно «разложили» в прессе, и останавливаться на ней не будем — по той причине, что любая версия имеет право на жизнь, пока она не опровергнута. А в деле Бартенева, как видится, пока что не нашла подтверждения ни одна из классического для таких случаев набора: разбой, служебная деятельность, коммерческая деятельность, личная неприязнь.

«И разбой исключать нельзя, — настаивает Олег Кирилин, первый заместитель начальника ГУ МВД в АР Крым, начальник следственного управления главка. — Установлено, что в барсетке лежала серьезная сумма в иностранной валюте, в долларах. Насколько серьезная сумма? Для меня серьезная — порядка моей зарплаты за восемь месяцев. Но без разрешения родственников я не могу разглашать размер суммы».

По словам О.Кирилина, уже в четыре часа утра правоохранители сняли записи с двух камер наблюдения.

«В самом дворе камеры не было, но на гараже была, которая частично захватывает двор. Но поскольку разрешимость у нее слабая, а расстояние достаточно большое, там, конечно, есть определенная информация, но недостаточная для установления полной картины произошедшего», — говорит начальник следственного управления.

Кирилин подтверждает, что Бартенев до операции разговаривал с начальником феодосийской милиции. Но не подтверждает информацию о сорванной с убийцы маске и не отвечает на вопрос, сообщил ли раненый мэр информацию о нападавшем и свою версию покушения. И подозреваемого на сегодня у следствия нет.

«Подозреваемого, то есть, лица, которое уведомлено о подозрении или задержано по подозрению в совершении уголовного правонарушения, нет. Никто не задержан. Но ответить на вопрос, установлена ли личность человека, напавшего на потерпевшего, я пока не могу в интересах следствия. Как только он будет задержан — общественность будет знать, начальник главка МВД сразу же, думаю, проведет пресс-конференцию. У меня нет никаких сомнений, что мы это убийство раскроем», — говорит первый замначальника главка МВД в Крыму.

Любой, хорошо знавший Александра Бартенева, его характер и стиль поведения (в бизнесе, политике и в личной жизни), скажет, что право на жизнь имеют как все озвученные версии, так и их полный симбиоз. Следствию придется нелегко — тех, у кого был мотив мести по отношению к Бартеневу, наберется не один десяток. И это подтвердит любой предприниматель в городе, который мэр контролировал тотально.

И сегодня оперативники допрашивают тех, у кого отняли помещения, где потом разместился семейный бизнес градоначальника. Тех, кого лишил мандата или чинил препятствия в бизнес-деятельности. Тех, кому не продлевали аренду или не оформляли собственность на имущество, полученное еще при предыдущем мэре — Владимире Шайдерове, умершем во время футбольного матча от сердечного приступа.

Бартенев и Шайдеров были бизнес-партнерами и, скажем так, состояли в одном «клубе» в лихие 90-е. Из официального бизнеса известна фирма «Аметист», половина уставного фонда которой принадлежала А.Бартеневу, вторую часть делили поровну В.Шайдеров и некий Н.Коробов из Приморского. Бизнес-партнером Шайдерова была и супруга Бартенева — они были учредителями ООО «Боспор».

Однако после смерти Шайдерова и избрания на его место Бартенева семейный бизнес умершего мэра начали рвать на куски, были даже ночные поджоги. Поведением Бартенева могли быть весьма недовольны как родственники Шайдерова, так и те, кто приобретал у них лакомые объекты, но не мог при новом мэре оформить свои права на них. Поэтому слухи в городе о том, что у сына Шайдерова в эти дни был обыск, могут быть вполне объяснимы.

Семейный бизнес Бартеневых зарегистрирован на его сына Сергея. И нет, кажется, прибыльной отрасли в курортном городе, где бы ни присутствовал их интерес. Исходя только из прямо оформленных на Сергея Бартенева фирм, это и продажа автотоваров, и производство минеральной воды и безалкогольных напитков, деятельность медучреждений, посредничество в торговле пищевыми продуктами, напитками, табачными изделиями, монтаж металлических конструкций.

Однако самый крупный бизнес Александра Бартенева, конечно же, был связан с его предыдущим местом работы — Феодосийским предприятием по обеспечению нефтепродуктами, а легальным мегапроектом видится строительство частного терминала по перевалке нефтепродуктов в Феодосии.

Доли в уставном фонде ООО «Вита-ХХІ», зарегистрированного в Киеве с отдаленным от нефтяной темы информационно-вычислительным видом деятельности, Александр Бартенев и Иван Химченко (в 2008-м сменивший его на посту директора Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами) приобрели в ноябре 2002 г. Доли, заметим, немалые, если принимать во внимание официальную зарплату руководителя государственного предприятия — по 1,2 млн грн каждый.

Но в апреле 2008 г. украинские граждане из учредителей выбывают, и единственным владельцем «Вита-ХХІ» становится компания «Эврит трейдинг лимитед», зарегистрированная на Тортоле (БВО). Информация о том, что «Бартенев продал свою долю казахам», в принципе, циркулировала в СМИ все предшествующие годы, при этом называлось имя близкого к Нурсултану Назарбаеву миллионера Бахытбека Байсеитова. И это действительно так, поскольку на смену щвейцарской и казахской компаниям в учредителях «Вита-ХХІ» в августе прошлого года появился Бахыбек Римбекович лично. Интерес для казахских инвесторов представляет строительство в Феодосии частного терминала, начатого в свое время компанией «ЮКОС» и остановленного на 30-процентной стадии готовности после ареста Ходорковского.

Для строительства терминала в 2003 г. «ЮКОС», Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) и ООО «Вита-ХХІ» (с Бартеневым в учредителях) создали украинско-росссийское предприятие в форме ЗАО «Кафа», которому и был выделен участок в 9 га из территории, ранее принадлежавшей государственному Феодосийскому предприятию по обеспечению нефтепродуктами, которым руководил Бартенев. Возможно ли такое «государственно-частное партнерство» в правовом государстве — вопрос риторический. Но те, кто в следующем, 2004-м, хлопотал и присваивал директору Феодосийской нефтебазы звание Героя Украины, наверное, знали, за что.

В 2006 г. из учредителей ЗАО вышел «ЮКОС», в 2009-м — ФГИУ, а в 2010-м компанию перерегистрировали в ООО «Кафа-терминал», и она на 100% принадлежит «Вита-ХХІ» Байсеитова.

Версия о том, что «Бартенев, возможно, не тому свою долю уступил», снимается c повестки дня просто: вопрос, кому заходить в Феодосию с такими проектами как новый терминал сжиженного газа, — не уровня мэра города, даже сохранившего для себя какое-то участие/присутствие в этой теме. Такие вопросы решаются на уровне Семьи, и они были решены, иначе Совмин Могилева не принял бы решение о передаче в аренду под строительство неназванного в постановлении объекта швейцарской компании «Эль Пи Джи Альмагест», афилированной с Б.Байсеитовым, 110 га земли у моря.

Но и без этого проекта Феодосийская нефтебаза, как привычно называют в Крыму госпредприятие по обеспечению нефтепродуктами, которой 12 лет руководил Бартенев, поставивший с уходом в мэры себе на смену своего партнера, очень интересный объект. И когда сегодня говорят, что Феодосийская нефтебаза — это вторая «Ливела», то ошибаются: сначала была нефтебаза.

Потому что возможность сливать с танкеров нефтепродукты на рейде, не заходя в порт, — это Клондайк в плане их контрабанды. Но Бартенев уже давно был там не главным действующим лицом, с которым договариваются. На последние годы его жизни уже выпала участь не отдавать, а исполнять приказы. Генерал Геннадий Москаль, выдвигающий версию нефтебазы и контрабанды нефтепродуктов в главную версию заказного, по его мнению, убийства, это тоже признает.

«В отличие от Шайдерова, который был самостоятельным и неуправляемым, Бартенев был у «македонского» руководства Крыма ручным. Он выполнял все их забаганки. И это — одна из причин того, что это преступление не будет расследовано честно. Потому что тогда на поверхность вылезут все неблаговидные поступки первых лиц Крыма, и не только. Что тогда — сажать всех? Кто даст такую команду? Поэтому в раскрытии убийства никто не заинтересован, и оно не было раскрыто по горячим следам», — сказал ZN.UA Г.Москаль.

С подачи нардепа Москаля, к слову, стало известно о возвращении в Крым «ночного губернатора» Феодосийского региона — лидера разгромленной ОПГ Белого (в миру Макарова). Избежавший ареста в конце 90-х, авторитет, изумлявший ранее полетами над городом на собственном Ми-8 и разбрасыванием над ним же денег в честь свадьбы своего пацана, якобы вернулся в гнездо в поселке Орджоникидзе под Феодосией, и в СМИ даже появилась фотография его роскошной яхты, на которой, по словам Москаля, Белый принимает первых лиц автономии и правоохранителей. Генерал также озвучил в СМИ то, о чем в этих краях говорят давно — в ОПГ Белого под кличкой «Майор» состоял якобы уволившийся из рядов ВМФ Бартенев.

На вопрос, отрабатывается ли следствием версия, связанная с участием потерпевшего в прошлые годы в ОПГ, полковник Кирилин отвечает уклончиво, но понятно: «Следствием пока не установлено, что потерпевший был членом ОПГ».

Понятно и то, что Белый не возвращался в Крым только для того, чтобы покататься на своей дорогой яхте. И никто, кроме него и покойного, не скажет сегодня, не осталось ли у них каких-то неразрешенных дел с прошлой жизни, и что он собирается делать в нынешней. Но спросят ли у «дорогого товарища Белого» (так когда-то писали авторитету депутаты ВР Крыма) те, кого он, если верить Москалю, катает на своей яхте?

Автор: Валентина Самар, ZN.ua

You may also like...