Крым из курорта превращается в «ядерную крепость»?

Судя по логике последних событий, «элегантно отжатый» россиянами у Украины Крым действительно имеет все шансы достаточно быстро трансформироваться совсем не в щемящее, «сакральное» для них место или, скажем, прежнюю «всесоюзную здравницу», а некую «стратегически важную» территорию, «неприступную крепость», «форпост».

Впрочем, этот незаметный для постороннего глаза процесс уже идет полным ходом. О чем, собственно, в документальном фильме «Крым. Путь на Родину» поведал сам президент Путин.

Речь идет о еще прошлогоднем скрытом развертывании на полуострове новейших береговых ракетных комплексов «Бастион», оснащенных противокорабельными крылатыми ракетами среднего радиуса действия «Оникс» /«Яхонт» («Яхонт» – экспортный вариант. – авт.) «Пока что такого оружия ни у кого нет. Это, пожалуй, самый эффективный береговой комплекс в мире на сегодня. Да, и в какой-то момент мы для того, чтобы было понятно, что Крым надежно защищен, перебросили туда эти береговые комплексы «Бастион», – раскрыл «тайну» Путин.

Однако в дальнейшие оперативно-стратегические замыслы верховный главнокомандующий Российской Федерации, конечно же, не посвящал. Лишь несколько дней спустя мир узнает, что в рамках внезапной проверки Путиным боевой готовности войск и кораблей Северного флота, Южного военного округа и ВДВ (воздушно-десантных войск) в Крым будут переброшены дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22 М3.

«Тушки» вернулись?

О вероятном появлении на Крымском полуострове Ту-22 М3 (по натовской классификации, Backfire, «Задний огонь») на днях сообщило российское агентство ТАСС со ссылкой на своего инсайдера в Минобороны России. Позже в СМИ просочилась информация о количестве этих самолетов – десять, что, по сути, составляет полноценную эскадрилью. Где, временно или на постоянной основе она будет базироваться, не уточнялось. Хотя можно предположить, что, скорее всего, на какой-то из действующих сейчас авиабаз крымской 27-й смешанной авиационной дивизии в Гвардейском, Новофедоровке или еще где-нибудь, например, в Кировском.

Правда, последний вариант реален только в том случае, если к этому времени там успели восстановить оборудование КП (командного пункта) бывшего летного испытательного центра Вооруженных сил Украины, в буквальном смысле разбитого российским «спецназом» в марте 2014 года. Еще остается Октябрьское Красногвардейского района, однако там для полноценного восстановления аэродромной инфраструктуры требуется еще больше времени и соответственно средств. До сих пор там сохранились в целостности только ангары для авиатехники.

Есть еще вариант с Джанкоем. К функциональности здешнего аэродромного комплекса бывшего полка ВТА (военно-транспортного полка) вряд ли возникнут вопросы. Благодаря тому, что его когда-то не подвергли тотальной конверсии, а сдали в аренду гражданской авиакомпании «Ветеран» параллельно с размещением военной авиакомендатуры.

А еще раньше аэродром арендовала значительно более мощная «Атлант-СВ», президент которой Василий Шпилькин в ту пору, в конце 90-х годов, был известным депутатом Верховной Рады АРК, и к слову, бывшим пилотом Ту-22 М3 из Веселого. Его компания арендовала у Министерства обороны Украины самолеты Ил-76 и работала по выгодным проектам Международного Красного Креста, ООН по всему миру. Однако впоследствии успешный Шпилькин погорел на банальном мошенничестве и по приговору суда получил несколько лет лишения свободы. А все арендуемые им самолеты были возвращены на базы в Мелитополе и Запорожье.

Вплоть до середины 90-х годов в Гвардейском, Новофедоровке, Октябрьском дислоцировались отдельные полки дальней бомбардировочной авиации с парком Ту-22 и их дозвуковые, винтовые предшественники Ту-16

​Гвардейское, Новофедоровка, Октябрьское названы не случайно. Там вплоть до середины 90-х годов дислоцировались отдельные полки дальней бомбардировочной авиации с парком подобных Ту-22 и их дозвуковые, винтовые предшественники Ту-16, в бортовое вооружение которых входили также бомбы и ракеты, в том числе с ядерной начинкой. Кроме того, аналогичный авиаполк стоял в Веселом Джанкойского района, где своих Ту-22 МЗ, между прочим, российский Черноморских флот лишился в первую очередь (все местные самолеты, не дожидаясь окончательного распределения ЧФ, Россия перегнала на свои материковые аэродромы). И где впоследствии, после переоборудования технической зоны и казарменного фонда свой откормочных-перерабатывающий комплекс разместила известная не только в Украине «куриная» фирма.

В конце прошлого года автор этих строк высказал предположение, что российский Генштаб, вероятно, вернет в Крым старые-новые «тушки» (материал Крым.Реалии от 5.11. 2014). Из тех нехитрых соображений, что это, как говорится, в тренде сплошного «возвращения», в свете общего процесса «реинкарнации» СССР на отдельно взятой территории в 26 тысяч квадратных километров. А если серьезно, то на дальних морских подступах к Крыму наиболее оптимально выводить на боевой курс именно Ту-22 – «убийцу авианосцев». Скажем, против враждебной авианосной корабельной группы в Средиземном море.

Позволяют это делать неплохие ТТХ (тактико-технические характеристики) этого типа летательных аппаратов, а именно: радиус действия 2,2 тысячи километров, смешанное использование бомб и ракет (5000 кг бомб и ракета УР Х-22 на внешней подвеске), мощное бортовое ракетно-артиллерийское вооружение. Расчет еще и в том, что такая «тушка», так сказать, заменяет способного по своему огневому потенциалу одномоментно уничтожить авианосец противника флагман ЧФ ракетный крейсер «Москва», который якобы вот-вот, о чем неоднократно сообщалось в прессе, станет на капитальный ремонт.

Как известно, этот тип самолетов фигурирует в Соглашении об ограничении стратегических вооружений, подписанном между СССР и США 1972 г. (ОСВ-1). Правда, в нем значится Ту-22М, а не его нынешний модернизированный вариант, что поступил в войска с 1989 года. Старую советскую «тушку» документально оставили в роли системы дозаправки в воздухе, поэтому американская сторона согласилась не причислять его к классу стратегических бомбардировщиков. Кроме того, соглашением были установлены ограничения серийного производства Ту-22М на уровне тридцати машин в год.

Экскурс в прошлое

О полетах над Черным морем крымских «тушек» свидетельствуют не только воспоминания летчиков-ветеранов на различных интернет-ресурсах, но и памятники, мемориальные доски погибшим в авиакатастрофах

​О полетах над Черным морем крымских «тушек» свидетельствуют не только, скажем, воспоминания летчиков-ветеранов на различных интернет-ресурсах, но и памятники, мемориальные доски погибшим в авиакатастрофах. Один из таких гранитных памятников в центре бывшего закрытого до 1992 года гарнизона «Саки-4», а ныне поселка городского типа Новофедоровка, что в 6 километрах от райцентра Саки.

Всего за более чем 30 лет эксплуатации Ту-22 (1965-1989) в СССР зафиксировано около сорока небоевых потерь Ту-22, в том числе с гибелью самих экипажей (он составлял 4 человека). Что же, касается «Саки-4», то там, кроме еще двух авиачастей, дислоцировался 30-й дальний разведывательный авиаполк на Ту-22. Один из их экипажей в составе полковника В.Фисенка, майора В. Самсоненко и капитана Е. Кузнецова и погиб 30 октября 1974 года во время тренировочного полета (на снимке).

Вообще же Новофедоровка – самый богатый на авиационную историю населенный пункт Крыма. На здешнем аэродроме в свое время проходили подготовку сплошь «вертикальщики», то есть пилоты штурмовиков вертикального взлета Як-38, всего советского ВМФ. А потом уже на «нитке», начиная с середины 80-х годов, тренировались летчики тяжелых авианесущих крейсеров. А еще поселок-гарнизон в определенной степени косвенно причастен к… Карибскому кризису в 1962 года, который, как известно, чуть не перерос в ядерную войну между США и СССР.

Так как в «Саках-4» готовили бомбардировщики для отправки на Кубу. Об этом автору этих строк рассказал военный пенсионер, уроженец Конотопа Сумской области Дмитрий Крицкий, которого самого в Новофедоровке по праву называли хранителем гарнизонной истории. «Жара неимоверная, – вспоминал то горячее лето 1962-го Дмитрий Владимирович, – а мы на открытых очагах среди аэродрома растапливаем «сало», как ребята называли пушечную смазку. Сама авиационная пушка после этого погружалась в расплавленное масло, а после полного застывания обматывалась бумагой и отправлялась на склад. В то же время у гарнизонного пирса подгонялись судна для загрузки авиатехники.

Однако вскоре поступает другая команда: разобранные бомбардировщики снова сложить и облетать. Полеты завершились стрельбами и бомбометанием на острове Змеиный. Опять ждем повторной разборки «Илов». Зато командир полка Войцицкий однажды неожиданно объявляет: «Все, с сегодняшнего дня полка больше не существует». Оказывается, вместо отправки на Кубу полк просто расформировали. Причем его самолеты нужно было еще и собственноручно сдать в металлолом. И мы это делали – просто резали «по живому» автогеном. Некоторые летчики и техники при этом не сдерживали слез».

Завершая этот исторический ряд, следует напомнить, что в Новофедоровке в марте 2014 года дислоцировалась десятая отдельная морская авиационная бригада ВМС Украины. Это, между прочим, единственная украинская военная часть в Крыму, которая не сдала «зеленым человечкам», свою боеспособную технику – самолеты Ан-26, Бе-14, поисково-спасательные вертолеты. Под руководством своего командира подполковника Игоря Бедзая морские авиаторы, не дожидаясь команды сверху, несмотря реальную опасность быть атакованными в небе российской авиацией или ЗРК «Бук» Евпаторийского зенитно-ракетного полка, уже перешедшего на сторону Российской Федерации, спешно перебазировали машины на материковую Украину, на Николаевщину.

К сожалению, тогда они потеряли своего сослуживца – майора Станислава Карачевского, которого, напомню, прямо в коридоре гарнизонного общежития хладнокровно расстрелял из автомата российский морской пехотинец младший сержант Зайцев (судебная волокита по этому факту продолжается по сей день).

Межвидовая «самодостаточность»

Сегодня, вероятно, становится все более очевидным, что если прольется в Крыму щедрый бюджетный «рублевый дождь», то в основном на объекты военной инфраструктуры. Достаточно, например, побывать в Перевальном, чтобы в этом лишний раз убедиться. Фактически там уже завершается масштабная реконструкция казарменного фонда для личного состава здешней 126-й отдельной бригады береговой обороны Черноморского флота России. Ударными темпами по современным технологиям строятся боксы для хранения автомобильной и бронетанковой техники в районе бывшего дальнего парка.

Смета на все цели, вместе с аналогичной реконструкцией 8-го артполка в Симферополе, достигает заоблачных для любых аналогичных гражданских объектов 7,2 млрд. рублей. Любители активного туризма, которые любят отдыхать в районе Красных пещер, вероятно, будут от этого размаха не в восторге: блестящие, солнцеотражающие поверхности боксов как бельмо на глазу на фоне живописной предгорной местности и вида на Чатырдаг. К тому же на берегу реки Краснокаменки, вытекающей из Красных пещер, появилась свалка отходов строительства.

Ясное дело, это меньше всего волнует приезжих российских генералов и адмиралов. По поручению своего министра Сергея Шойгу, который 10 марта инспектировал свои крымские «межвидовые, самодостаточные группировки войск», они параллельно проверили и повседневную деятельность Перевальненской 126-й бригады. Пресс-служба российского военного ведомства попутно сообщила, что к 2015 году Черноморский флот должен получить два фрегата проекта 1135.6 – «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», два малых ракетных корабля «Зеленый Дол» и «Серпухов». Кроме того, он пополнится двумя дизель-электрическими подводными лодками «Новороссийск» и «Ростов-на-Дону», которые уже передали военным морякам.

Вошли ли в состав этой межвидовой группировки оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер М», или это только в планах, пока официально не сообщалось. Хотя некоторые СМИ передают, что эти комплексы в Крыму вроде бы спутники НАТО все же зафиксировали. Если это так, то вместе с такими же «Искандерами» в Калининградской области, информацию о которых Россия не скрывает, они способны держать «на мушке» не только Черноморский регион, но и чуть ли не всю Европу.

Следует также не забывать, что в рамках создания этой же группировки формируется территориальный орган 12-го главного управления Генштаба России, который занимается обеспечением хранения, перевозки и утилизации ядерных блоков для тактических и баллистических ракет. Начальник управления Юрий Сыч сразу успокоил, мол, это чисто административная мера и ядерные боеприпасы в Крыму никто размещать не собирается. «Это (формирование управления. – авт.) для безопасности, если туда зайдут наши корабли, например, с ядерной силовой установкой, или самолеты, чтобы (наши офицеры) там рядом были. И потом, на флоте и в авиации по штату предусмотрено подразделение», – объяснил Сыч.

Оговорка чисто по Фрейду: у военных самолетов, как известно, ядерными бывают только боеприпасы. Поэтому недаром в прозрачности подобного перевооружения в Крыму сомневается командующий американскими войсками и силами НАТО в Европе

Верить этому? Ну, корабли, субмарины с ядерной силовой установкой, как всем известно, существуют, а вот самолеты – большой вопрос. Оговорка чисто по Фрейду: у военных самолетов, как известно, ядерными бывают только боеприпасы. Поэтому недаром в прозрачности подобного перевооружения в Крыму сомневается командующий американскими войсками и силами НАТО в Европе четырехзвездный генерал Филипп Бридлав:

«Но не все здесь так чисто, ведь в Калининграде и в Крыму имеются системы вооружения двойного использования, которое может быть ядерным, а могут быть неядерным. И увидеть разницу между ними очень трудно, и это вызывает обеспокоенность. Наземные системы вооружений, которые обычно неядерные, можно сделать ядерными. Или авиация двойного использования в Крыму, которую можно использовать как ядерную или неядерную», – цитирует его слова «Голос Америки».​

Автор: Владимир Личко, krymr.com

You may also like...