Просто так на Сечи никого не наказывали

За воровство могли приковать к позорному столбу, а за неуплату долгов — к пушке… Судопроизводство на Запорожских Вольницах основывалось на обычаях, и их характерной особенностью является обрядность. Природные богатства Запорожья в ХVI столетии, несмотря на близкое соседство с татарами, привлекали смелых, предприимчивых людей. Эти ватаги промышленников-уходников, которых позже начали называть казаками, объединялись в отряды и стали составлять довольно значительную силу на границе между Речью Посполитой и Крымским ханством. Постепенно из временного промысла «казакование» превращается в образ жизни, который регулировался своеобразной системой правовых норм. Самые интересные правовые отношения запорожцев можно проследить в судопроизводстве.

Судопроизводство на Запорожских Вольницах основывалось на обычаях, и их характерной особенностью является обрядность. Некоторые действия, в которых реализовались отдельные обычаи, неразрывно были с ними связаны и способствовали фиксации этих норм в народной памяти. Постепенно они превращались в своеобразные обряды и символы, нарушение которых не допускалось.

Во время следствия, кроме рассмотрения прямых вещественных доказательств, выслушивали и свидетелей (в частности, для вынесения смертного приговора было достаточно свидетельства двух лиц), могли применяться пытки (как правило, избиение палками или кнутом).

Основные судебные органы

Паланковый суд — низшая ступень судебной власти. Паланка — это административно-территориальная единица Вольностей Войска Запорожья, появившаяся в XVII-XVIII столетиях. Всего на Сечи насчитывалось восемь паланок. В буквальном переводе с турецкого языка «паланка» обозначает небольшую крепость. Во главе каждой паланки стоял полковник, который одновременно был и председателем суда. Суд паланки составляли есаул, писарь и три выборных казака, которые переизбирались каждые три года из простых казаков.

Суд куренного атамана

Нижней судебной инстанцией на Сечи был куренной атаман. К нему отправляли сложные дела и апелляции с паланок, так как каждый казак, проживающий за пределами Сечи, все равно официально числился в реестре одного из сечевых куреней.

Войсковой судья

Общую судовую власть на Запорожской Вольнице имел войсковой судья. У историков нет общего мнения о том, какие именно права были у войскового судьи, как и согласия о границах полномочий войскового судьи и кошевого атамана. Скорее всего, в каждом конкретном случае полномочия судьи и кошевого распределялись по-разному, и это зависело от характеров людей, которые занимали данные должности.

Суд кошевого атамана

Кошевой атаман выносил окончательные решения, которые не подлежали пересмотру. Власть кошевого распространялась на всю территорию Вольницы.

Войсковая Рада

Запорожское казачество позиционировало себя как свободная, демократическая община, каждый член которой имел право влиять на совместные решения, поэтому наивысшим органом власти была Войсковая Рада, которая в отдельных случаях решала и судебные вопросы.

По традиции Рады проводились 1 января и 14 октября, на праздник Покрова, но, по необходимости, могли состояться и внеочередные Рады, на которых обговаривался широкий круг вопросов. Могли также собираться Рады, в которых принимали участие не все казаки, а только представители от куреней и старшина. Собрание, созванное по инициативе рядовых казаков, называлось Черной Радой, и она могла существенно повлиять на решение кошевого, смягчив приговор преступника или наоборот.

Суд Гетьманщины

Дела, которые касались конфликтов Запорожья и окрестных земель, а также дела, которые не подлежали юрисдикции Сечи, передавались в суд Гетьманщины, который пользовался нормами польского и российского законодательства.

Главные наказания на Сечи

Виды смертной казни

За какие же преступления наказывали на Сечи? Самыми серьезными преступлениями считались кража, убийство, сокрытие краденого или военной добычи, приведение женщины на Сечь, предательство, неподчинение приказу во время похода. Самой страшной смертной казнью было закапывание живого убийцы в могилу вместе с жертвой.

Вешали преступников на виселицах, которые стояли вдоль дороги.

К сажанию на кол прибегали редко, чтобы не уподобляться польским судам.

Смертный приговор, как правило, выполнял другой преступник. Если преступников не было, то осужденный мог ждать выполнение приговора неопределенный срок.

Наказание у позорного столба

Это было наиболее распространенное наказание на Сечи. К столбу приковывали за такие преступления, как воровство, драка, дезертирство. По преданиям, возле столба всегда лежала связка киев (гибких деревянных дубинок), которыми виновного могли бить казаки, проходящие мимо столба. Если преступление вызывало общее осуждение, то виновного могли забить насмерть буквально за день. С другой стороны, известны случаи, когда наказанные неделями стояли у столба.

Телесные повреждения

За нанесение вреда здоровью, например, во время драки, наказывали «уломлением ноги или руки» — то есть действовал принцип «око за око, зуб за зуб». Этот вид наказания применялся, в большинстве случаев, к людям, которые не принадлежали к запорожской общине.

Административные нарушения

При решении дел, связанных с имуществом, широко применялась денежная компенсация, в этом случае часть штрафа получала и Сечевая казна. Также административное наказание несли люди, которые не выплатили долг. В таком случае их могли приковать к пушке и оставить в таком состоянии, пока они не соберут деньги на откуп или кто-то за осужденного не поручится. К пушке также могли приковать за убийство человека, который не принадлежал к запорожской общине, или за оскорбление начальства.

Церковные наказания

Церковные наказания имели на Сечи вспомогательный характер и применялись в двух формах: покаяние в церкви и искупление грехов в монастыре. Покаяние в церкви проводилось в виде публичного выговора казакам в присутствии громады и присяги виновных в том, что они больше не будут самовольничать.

Смягчающие обстоятельства

Суровость наказаний на Сечи была направлена только против неисправимых преступников. К тому же запорожская громада была заинтересована в сохранении хороших воинов, поэтому большое значение придавалось характеристике казака куренным атаманом. Широко практиковалось поручительство своего куреня или священников.

Осужденного могла спасти и девушка, которая соглашалась выйти за него замуж.

От наказания полностью или частично могли освободить умственно отсталых лиц, подростков, людей преклонного возраста, и тех, кто имел физические недостатки.

Несмотря на отсутствие четко обозначенного статуса должностных лиц, фиксированной системы наказания; иногда высокий уровень жестокости, особенно в криминальных делах, запорожское право, которое основывалось прежде всего на обычаях, было быстрой, эффективной и целесообразной системой правовых отношений, которая обеспечивала соблюдение жесткой дисциплины и защиту корпоративных интересов казачества.

Алексей Казанцев, научный сотрудник отдела Музея истории запорожского казачества Национального заповедника “Хортица”, Остров Свободы

You may also like...