Братки из ОПГ «Сейлем» и «Башмаки» возвращают контроль над Крымом

Пока крымским избирателям скармливают тележвачку о нескончаемых баталиях на киевском Олимпе, Голодоморе и героизации Шухевича, в местной политике происходят хорошо закамуфлированные процессы, в результате которых власть в автономии после следующих выборов всецело перейдет в руки «героев» начала и середины 90-х годов прошлого века – лидеров ОПГ «Сейлем» и «Башмаки». В крымскую политику, пока тихо, без помпы, но уже вполне уверенно возвращается даже остававшийся долгое время в тени бывший предводитель «Сейлема» Сергей Воронков («Воронок»).

Пока об этом еще не пишут в местной прессе, но в околополитической тусовке уже давно ходят разговоры о том, что Воронков работает, как минимум, по четырём направлениям: направляет оппонирующую мэру Симферополя Геннадию Бабенко организацию «Гражданский актив Крыма (ГАК)», налаживает работу с местными сторонниками Натальи Витренко (ПСПУ), надеется обезглавить возглавляемую народным депутатом Андреем Сенченко крымскую организацию БЮТ и пытается перехватить у нардепа Леонида Грача от Коммунистической партии контроль над некоторыми городскими и районными организациями.

В Крыму едва ли не каждой пенсионерке известно, что после возвращения из тюрьмы «Воронок» остался жив только в обмен на обещание бывшим соратникам по «Сейлему» уйти в тень и не пытаться вернуть себе былое могущество. Это обещание бывший «крестный отец» до сих пор соблюдал.

Его нынешняя активность, на первый взгляд, смахивает на суицидальные пляски сумасшедшего. Однако Воронкова трудно заподозрить в невменяемости. Очевидно, что между ним и нынешними депутатами Верховного Совета Крыма Игорем Лукашевым и Александром Мельником («Мелей»), унаследовавшими контроль над большей частью активов «Сейлема», заключен некий новый негласный пакт о ненападении на менее выгодных для двух последних фигурантов условиях.

По каким-то причинам Мельник и Лукашев вынуждены терпеть нового конкурента и сконцентрировать усилия на сохранении контроля над «регионалами-раскольниками» (возглавляемыми спикером ВС Крыма Анатолием Гриценко) и курируемыми этими «раскольниками» городами, включая столичный Симферополь и курортную Ялту.

Кроме того, солидарно с Гриценко (а, фактически, с депутатами, подконтрольными Мельнику и Лукашеву) в парламенте автономии выступает фракция Натальи Витренко. Правда, Витренко эта фракция давно не подчиняется – её лидера Валерия Иванова со скандалом исключили из ПСПУ, а оставшихся – теперь опекают совсем другие люди.

Как мы уже отмечали, «правоверных» витренковцев «окучивает» Сергей Воронков. Однако он не одинок на витренковском фронте, и в этой связи всплывают имена еще двух фигурантов криминально-политических публикаций в крымских СМИ середины 90-х годов: экс-лидера ОПГ «Башмаки», нынешнего главы партии «Союз» Льва Миримского и одного из руководителей «Гражданского актива Крыма» (а некоторые говорят, что спонсора) Сергея Аксёнова.

В минувшие выходные отчетно-выборная конференция Крымской парторганизации ПСПУ назначила новым секретарем рескома этой партии Юрия Курточкина. Новый официальный лидер «витренковцев» работает начальником отдела по управлению коммунальной собственностью Алуштинского городского совета, и пришел на эту должность после избрания мэром города Владимира Щербины. В свою очередь, известно, что Щербина – давний партнер Миримского.

А вот здесь на ниве прогрессивного социализма крымского разлива старается не отставать от Миримского и спонсор ГАК Сергей Аксёнов. В милицейских оперативных базах в середине 90-х он проходил как один из участников ОПГ «Сейлем» и соратник Воронкова по кличке «Гоблин».

Кроме того, Аксенов активно сотрудничает (а в крымской политусовке говорят прямо – купил) с партией «Русский блок» и той частью крымской организации Партии Регионов, которая осталась в подчинении у нардепа Украины Василия Киселева. Консолидировано они уже много месяцев пытаются сместить симферопольского мэра Геннадия Бабенко – человека Мельника и Лукашева.

Окружение Аксёнова на всех углах божится, что он давным-давно порвал все связи с Воронковым, и примирение между ними невозможно. Но, сдается, это просто дымовая завеса для тех партийных активистов, которых может отпугнуть имя бывшего лидера «Сейлема». Уж больно слаженно Воронков и Аксёнов работают на общих направлениях: ПСПУ, «Русский блок», ГАК, внедрение в ряды коммунистов и БЮТ, а также атаки на политические активы «мельниковцев».

К тому же, входить в конфликт с еще одним «сейлемовцем», имея на фланге явно недовольных происходящим Лукашева и Мельника, было бы для «Воронка» верхом наглости или глупости. При таком раскладе он бы вряд ли дожил до сегодняшнего дня. В лучшем случае, отправился бы снова на зону по какому-нибудь «вновь открывшемуся эпизоду» былых бандитских времен, или за хранение «случайно завалявшихся» дома нескольких патронов. Между тем, «Воронок» жив-здоров и на свободе.

Таким образом, где по одиночке, а где и консолидировано экс-«башмак» Миримский и бывшие «сейлемовцы» Воронков и Аксёнов формируют широкий бредень, которым на предстоящих выборах постараются загрести львиную долю «левых» политсил и электората полуострова: от коммунистов и «бютовцев» до «витренковцев» и сторонников «Русского блока».

Пока же из этой тройки только Миримский уже сейчас контролирует часть крымского властного пирога. Причем, самую лакомую – распределение земли. За последние месяцы на этом фронте его положение значительно упрочилось. Парламентской комиссии по местному самоуправлению, пост председателя в которой по квоте принадлежит «Союзу», добавили полномочия по изменению границ населенных пунктов.

Депутат Олег Русецкий, возглавлявший земельную комиссию Верховного Совета, в апреле был назначен главой Республиканского комитета по землеустройству, который до этого контролировали «регионалы». Но и профильная комиссия не ушла из-под контроля «Союза», вместо Русецкого ее возглавил соратник Миримского Игорь Дышлевой.

По предположению крымской прессы, свою квоту в Совете министров «регионалы» уступили «союзовцам» за лояльность во время прошлогодней попытки ряда депутатов отправить в отставку главу ВС Крыма Анатолия Гриценко. В ходе декабрьских событий, когда в Верховном Совете назревал переворот, фракция «Союз» была в лагере политических сил, добивавшихся отставки Гриценко. Тогда же близкое к спикеру информагентство КИА сообщило со ссылкой на «компетентный источник», что в лагерь бунтовщиков вошли представители Крымской организации партии «Русский блок» из фракции блока «За Януковича!», представители партии «Союз» и блока Куницына (о нём – читайте ниже).

Однако позже «союзовцы» кардинально поменяли свою позицию и перестали участвовать в попытках смещения с должности спикера. Недосчитались их голосов и оппоненты Гриценко (то есть, Мельника и Лукашева) в Симферопольском горсовете, добивающиеся отставки мэра. В итоге, представители «Союза» теперь почти полностью контролируют процесс распределения дорогой крымской земли.

Декабрьский «рейд» на Гриценко – был лишь «пробой пера» для нового конгломерата: «Миримский – Воронков – Аксёнов». А сейчас, говорят наблюдатели, они вовсю «кошмарят» крымские организации Коммунистической партии Украины (КПУ) и Блока Юлии Тимошенко (БЮТ). И здесь выбраны разные тактики. Если у главного крымского коммуниста Леонида Грача они просто перехватывают контроль над местными партячейками (не трогая его самого), то против лидера БЮТ Андрея Сенченко ведется совсем другая игра.

Ставится цель: всячески опорочить Сенченко и его окружение перед киевскими структурами, лишить его доверия Тимошенко, а затем поставить своего человека «на руководство» крымским БЮТом. И здесь Миримский, Воронков и Аксёнов нашли себе очень способных попутчиков в Киеве. Один из них – «бютовец» Антон Яценко, экс-глава тендерной палаты Украины, имеющий старый и вполне личный «зуб» на Сенченко.

Когда-то Яценко пробовал курировать крымчан со стороны фракции Тимошенко, обжегся и затаил обиду. Другой – тоже «бютовец», только донецкий, нардеп Валентин Зубов – через голову Сенченко уже открыл в Крыму общественную приёмную «Батьковщины». Третий – экс-министр труда и социальной защиты Украины, член Партии Регионов Михаил Папиев – по всей видимости, лелеет мечты о возвращении в министерское кресло, которое сейчас занимает соратница Сенченко – крымчанка Людмила Денисова.

Пока «венцом» деятельности объединившихся по нелюбви к Сенченко – Яценко, Зубова и Папиева – стала массированная интернет-атака на крымских «бютовцев»: компроматные статьи на топовых украинских ресурсах и баннеры на ресурсах поскромнее. По иронии судьбы застрельщиком этой информационной кампании стал уже упомянутый нардеп-коммунист Грач (сам страдающий от рейдерских атак Миримского – Воронкова – Аксёнова), который подал депутатский запрос на имя президента Ющенко с требованиями разобраться с деятельностью Сенченко-Денисовой и покарать их.

Между тем, Лев Миримский, как и в случае «рейда» против спикера ВС Крыма Гриценко, закладывает в этой комбинации и свой личный интерес. Сторонники Юлии Тимошенко рассказывали автору этих строк, что в крымской глубинке и не только проводятся массированные «социологические замеры», ставящие цель выяснить, кто популярнее в глазах крымчан: Лев Миримский или Андрей Сенченко? Естественно, популярнее и известнее оказывается Миримский, и эта информация тут же передается в Киев. Только «социология» умалчивает, что таким «популярным» Лев Юльевич стал не только благодаря вполне благородной деятельности партии «Союз», но, в большей степени, – из-за громких экономических скандалов с его участием, о которых много и со вкусом рассказывали крымские СМИ.

Как уже было сказано выше, среди тех, кто вошел в ряды участников декабрьского бунта против спикера ВС Гриценко засветились депутаты от «Блока Сергея Куницына». Команда лидера этого блока сейчас активно «осваивает» Севастополь, а в парламенте автономии и вообще в крымской власти, практически, ничего не решает. Кроме того, Куницына не так давно выгнали с поста главы КРО партии «Единый центр» за поддержку президентских амбиций Арсения Яценюка. Тем удивительней оптимизм «куницинцев», которые в приватных беседах уверенно заявляют: «На следующих выборах мы возьмем большинство в Верховном Совете».

…После выборов крымчане могут испытать дежа вю: полуостров, как и 15 лет назад, будет под властью ребят из бригад «Сейлем» и «Башмаки». Только теперь они будут его «пилить» консолидировано.

Справка (журнал «Профиль»)

«…В 90-х Крым делили две наиболее мощные организованные преступные группировки (ОПГ) – «Башмаки» и «Сейлем». Делили относительно мирно, даже иногда объединялись, чтобы проучить выскочек и отморозков вроде Олега Дзюбы по прозвищу «Алик».

Обе группировки появились практически одновременно. В 1990 году был создан кооператив «Русь», в состав которого входили Александр Ткачев по прозвищу «Сахан» и Виктор Башмаков. Вскоре именно Башмаков, выходец из пригорода Севастополя, со сводными братьями Павлом Шолоховым и Станиславом Комягиным занял лидирующие позиции в новой группировке. В его честь она и была названа.

В то же время сформировалась и другая влиятельная ОПГ – « Сейлем». У ее истоков стоял Сергей Воронков. Название группировки – производное от торговой марки популярных в свое время сигарет с ментолом Salem. В начале 90-х курить эти сигареты было очень престижно.

На заре капитализма группировки развернули между собой кровопролитную войну за раздел сфер криминального влияния в Крыму. В середине 90-х между ними наступило временное перемирие и стало возможным создание единой «семьи». Впрочем, этого не произошло. Начиная с 1998 года правоохранительные органы взялись за разгром ОПГ, чья деятельность набрала опасных для государства оборотов.

Удар по коммерческим структурам «Сейлема» (по сути, по экономической основе группировок) был довольно резким. Прокуратура возбудила уголовные дела по деятельности трех «сейлемовских» банков – «Ялтабанка», «Крымкредита» и «Интерконтбанка». В сводках милиции указывалось, что существовала как минимум 31 фиктивная фирма, через которую «Интерконтбанк» обналичивал доходы. Весной 1998 года были подвергнуты фронтальным проверкам десятки в той или иной степени связанных с «Сейлемом» фирм, многие из которых после этого попросту прекратили свою деятельность. Можно лишь догадываться, какие ресурсы помогли «Сейлему» выжить. Но в результате вышло так, что «Башмаки» оказались практически уничтожены, в то время как «Сейлем» стал наиболее влиятельной группой в регионе.

…Весной 2005-го был задержан представитель «Сейлема» Сергей Крюков по прозвищу «Крюк». Бывший криминальный авторитет долгое время находился в розыске, во время задержания имел при себе паспорт гражданина США, в последнее время постоянно проживал в Лос-Анджелесе.

…Показательно – в отличие от представителя ослабевших «Башмаков», человека из «Сейлема» отпустили на свободу, выбрав для него меру пресечения в виде подписки о невыезде.

Когда «Сейлем» начал свой подъем на недосягаемую для конкурентов высоту, его лидер, председатель Симферопольского городского отделения Союза промышленников и предпринимателей, экс-депутат местного горсовета Сергей Воронков получил семь лет лишения свободы. В это время тяжкое бремя руководства взвалил на себя предприниматель Александр Мельник.

Встретились они лишь в 2005-м. Согласно сообщению достоверного источника в правоохранительных органах, теплой их встречу назвать было нельзя. Сергей Воронков заявил, что Александр Мельник не должен был заботиться обо всем бизнесе «Сейлема» без остатка, включая курорты ЮБК и строительство по всему полуострову. Господин Мельник ответил, что он не только удержал бизнес на плаву, но и поднял его рентабельность.

С этой встречи начался опасный раскол «Сейлема», который, по прогнозам сотрудников правоохранительных органов, вскоре отразится на политике Крыма…»

(Печатается с сокращениями)

Андрей Латынин, Симферополь – Киев – Москва, Новый регион

You may also like...