«Русские» бизнесмены: дело на 62 млн долларов

В манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк готовят к слушаниям встречный иск арт-дилера Гари Татинцяна, владельца нью-йоркской Gary Tatintsian Gallery и одноименной галереи в Москве. Истец требует больше 62 млн долларов с другого иммигранта из бывшего СССР, проживающего в Коннектикуте художника и коллекционера Льва Нусберга, за то, что тот продавал ему подделки работ мастеров российского авангарда в живописи, включая картины Малевича, Суетина и Чашника.

 Всего таких подделок было примерно 165, и больше 30 Татинцян продал российским нуворишам, и теперь они требуют, чтобы он вернул им миллионы долларов. 

Как утверждает истец, Лев Нусберг знал, что продает подделки, а Нусберг утверждает, что продавал только подлинники, которые Татинцян подменял подделками и продавал своим клиентам в России. Отбор присяжных на слушание дела, которое тянется пять лет, назначен на октябрь.

В конце 1980-х годов московский стоматолог Татинцян эмигрировал в Германию, где открыл свою арт-галерею, а в 1998 году открыл ее в Нью-Йорке на Вест 26 стрит в манхэттенском районе Челси и в 2005 вместе с собой перевел в Москву. Тем не менее, как он заявил в 2009 году службе новостей Bloomberg, корпорация Gary Tatintsian Gallery, Inc. зарегистрирована в штате Нью-Йорк, и налоги он платит не России, а Америке.

«Я– традиционный русский спекулянт, сообщил о себе Гари Татинцян московской газете «Коммерсантъ» в январе 2007 года. – Как многие в России, я в свое время начал заниматься этим как бизнесом, без понимания, просто имел связи, знал кому что нужно. Сначала были иконы, потом я познакомился с Немухиным, я стал интересоваться авангардом, но быстро понял, что авангард на 90 процентов фальшивый, и переключился на современное искусство. А интерес к иконам просто перешел в любовь, в коллекционирование, а не торговлю».

77-летний российский художник и теоретик искусства Лев Вальдемарович Нусберг покинул СССР в 1976 году и с 1981 живет в США. Отвечая на анкету летописца русской живописи и поэзии в иммиграции Константина Кузьминского, Нусберг указал, что «в 1951 г. поступил в художественное училище в Москве и окончил в 1958. Семь лет ‘волчьей жизни’ и впроголодь в сталинском интернате. Симулируя шизофрению, избежал советской армии. Не пошел и в советские университеты, но впоследствии сменил десятки работ и профессий. Или сам организовывал, или участвовал в 87 выставках (половина из них– международные), кинетических «Играх» и спектаклях. Полтора десятка выступлений на всесоюзных и международных конференциях и симпозиумах, начиная с 1965 г. Библиография же статей и книг, освещающих мою (и моей группы «Движение» 1962– 1977) творческую и общественную деятельность, состоит из более 400 названий».

В декабре 2009 года Нусберг, считающийся одним из крупнейших коллекционеров работ художников-супрематистов, подал на Татинцяна в нью-йоркский суд, обвинив его в нарушении заключенного договора. Речь шла о прошедшей в 2006 году в московской галерее Татинцяна выставке «Малевич– Суетин– Чашник: графика супрематизма».

Выставленные там картины принадлежали Нусбергу, и не пожелавший назвать себя коллекционер купил за 3 млн долларов 95 работ Малевича и его последователей Николая Суетина и Ильи Чашника. Как утверждал в иске Нусберг, Татинцян должен был перевести ему эти деньги тремя траншами, но в установленный срок не расплатился полностью и на день подачи иска остался должен 1,865 млн долларов с учетом наросшей пени.

Нусберг утверждал, что Татинцян не выполнил свои обязательства по договору и не выплатил полную стоимость приобретенных работ в установленные сроки. В результате, как мы уже отметили, на момент подачи иска общая задолженность с учетом пени составила порядка 1,865 миллиона долларов. Несмотря на это, Нусберг передал Татинцяну еще 11 картин общей стоимостью 752 тыс. долларов, которые тот ему не вернул.

Но и это было не все, – как утверждал истец, он вынужденно продал Гари Татинцяну 98 графических работ из своей коллекции за 2,6 млн долларов, хотя реально они стоили вдвое дороже. Как было установлено, полученные у Нусберга картины Татинцян, в частности, продал российским коллекционерам Александру Смузикову, Константину Григоришкину, Евгению Зяблову и Михаилу Вильковскому.

В апреле 2012 года суд отклонил требование Нусберга о расторжении соглашения, но удовлетворил его материальные претензии в полном объеме, обязав Гари Татинцяна заплатить истцу 2,6 млн долларов. Как заявил тогда Татинцян корреспонденту российского агентства РАПСИ, «дело не закрыто, оно находится на рассмотрении, и в данном случае речь идет лишь о залоговой санкции– о внесении денежной суммы по указанию судьи до оглашения окончательного решения». Он пояснил, что «сделка была заключена на 98 работ, но большинство из них, включая всю группу Малевича, признано экспертами фальшивыми, и именно поэтому было решено не производить окончательную оплату».

За месяц до этого, в марте 2012 года, Татинцян подал встречный иск, предъявив Нусбергу более серьезные обвинения в «многолетнем мошенничестве», в результате которого он потерял миллионы долларов и замарал свою безупречную репутацию. Истец пояснял, что до продажи подделок Зяблову и Смузикову он зарабатывал минимум 10 млн долларов в год, и теперь требует минимум 62,3 млн долларов компенсации.

В иске Татинцяна утверждается, что несколько картин из коллекции Нусберга на выставке 2006 года были подделками, которые установили эксперты московской фирмы ArtConsulting по просьбе одного из клиентов Гари Татинцяна. Эксперты обнаружили в структуре полотен синтетические вещества, которых на момент их создания не существовало. Получив это заключение, Татинцян обратился к авторитетным американским экспертам Джеймсу Мартину и Полу Месье, которые обслуживают аукционные дома Christies и Sothebys, а также Музей Гуггенхайма. Месье подтвердил выводы ArtConsulting, а результаты экспертизы Мартина на май 2012 года не были известны.

В деле есть показания еще одного эксперта, специалиста по русскому авангарду Александры Шатских. По ее словам, Нусберг неоднократно говорил, что вывез из России более 180 произведений Малевича, которые приобрел у Анны Лепорской, вдовы художника, унаследовавшей коллекцию его работ.

Поводов сомневаться в подлинности коллекции у Шатских не было, но в 2010 году к ней обратился фонд Sepherot Foundation, якобы изучавший подлинность большой коллекции работ, авторство которых приписывалось Малевичу и его ученикам. Речь шла о 39 полотнах, которые, как поняла Шатских, были приобретены у Татинцяна. При участии датского эксперта Троэльса Андерсена она пришла к выводу, что около 30 картин– фальшивки.

В мае этого года стало известно, что дочь умершего в 1954 году художника Николая Суетина готова дать свидетельские показания в Нью-Йорке. В иске Гари Татинцяна утверждается, что проданные ему картины были получены из архива семьи Нины Суетиной, которая унаследовала коллекцию работ Малевича после его смерти в 1935 году и выступает хранительницей «наследия и репутации» не только художника, но и движения супрематизма в целом.

75-летняя Нина Суетина утверждает, что большая часть этих работ не имеет отношения к семейному архиву. Неясно, в чью пользу прозвучат ее показания, но, по общему мнению специалистов, решение Верховного суда штата Нью-Йорк в пользу Льва Нусберга станет прецедентом и внесет сумятицу в дела, где фигурируют поддельные произведения искусства.

Это решение, прежде всего, коснется коллекционеров, сомневающихся в подлинности приобретенных ими работ. Теперь, даже если на руках у покупателя явная фальшивка, его иск к продавцу может быть отклонен, пока не будет предоставлено заключение эксперта, проверившего работу до продажи и после обращения в суд, и засвидетельствовавшего, что это одно и то же произведение.

«Похоже на бред, но там записано именно так»,– прокомментировал адвокат Донн Зарецки из манхэттенской юридической фирмы John Silberman Associates. В то же время, считает манхэттенский арт-консультант Тодд Левин, глава компании Levin Art Group, это «отличная лазейка, которой непременно воспользуется хороший адвокат». Дилеры, на которых подали в суд за продажу фальшивок, могут использовать это решение, как прецедент в свою защиту, а к тому же в решении Верховного суда штата Нью-Йорк нет четкого определения, кого считать «экспертом по подделкам».

Отбор присяжных для слушания встречного иска по делу «Нусберг против Татинцяна» назначен на октябрь. Дело слушает судья Ширли Вернер-Корнрайх, Нусберга представляет юридическая фирма Meier Franzino & Scher, а Татинцяна – фирма Clarick Gueron Reisbaum.

Как сообщила Виктория Пукемова, директор московской галереи Гари Татинцяна, «это дело очень длительное, оно было инициировано еще в 2009 году, судебное разбирательство требует очень много времени и денег, поэтому сейчас все в процессе».

Автор: АЛЕКСАНДР ГРАНТ, rusrek.com

You may also like...