Поездка через «границы» внутри Донбасса – это ад

Шесть часов, двенадцать, тридцать шесть… Те, кому пришлось пересекать линию соприкосновения в зоне АТО после обновления и «улучшения» пропускного режима, делятся своими печальными рекордами по времени в пути. Отмена автобусов между оккупированной и подконтрольными частями Донецкой области привела к огромным очередям из частных машин и очередному «витку ада» для тех, у кого есть острая необходимость ездить через своеобразную «границу».

Накануне своей поездки через блокпосты я разговорилась с продавщицей в одном из магазинов Краматорска. «Там ужас. Муж выехал, пытался проехать через Горловку. Занял очередь в три утра. Очередь аж до рынка в Артемовске растянулась. Люди на блокпосту ночевали. Только что позвонил, не выдержал, возвращается. Вы с собой, если решитесь поехать, обязательно воду берите. Муж говорит, что без еды еще обойтись там как-то можно, а без воды – никак», – поделилась она.

Очереди на контрольном пункте въезда-выезда (КПВВ) «Николаевка» между свободным Артемовском и подконтрольной боевикам Горловкой действительно впечатляет. Частные машины выстраиваются по трассе на солнцепеке в длиннющую вереницу, уходящую за горизонт. Метрах в пятистах от блокпоста стоят рейсовые автобусы. Им дальше хода нет: пересекать блокпосты могут разве что минивэны до 9 мест. «ГАЗелька» ехала, пять человек в ней.

Не пропускали через блокпост, пока водитель не открутил лишние сидения…», – рассказывают уже бывалые «путешественники», у которых пожилые родители остались в одной части региона, а дети – на другой. Дальше обычно навьюченные сумками люди (личные вещи, продукты, памперсы, редко – овощи с оставшихся на свободной территории дачи-огорода) идут пешком, чтобы стать в очередь на проверку. Знак «СТОП», стенд с крупной надписью "Украина" и мелким шрифтом написанными правилами пересечения линии соприкосновения. Общее настроение – подавленность.

Перекатывая чемоданы на колесиках, приподнимая тяжелые клетчатые сумки, шаг за шагом идут люди. Шаркают в дорожной пыли под палящим солнцем… Дети постарше в очереди молчаливы. Сидят на корточках или на сумках, уткнувшись лицом в сложенные руки или роясь в мобильном телефоне. Те, кто помладше, капризничают, плачут, безвольно висят на руках у родителей.

«Откуда едете?», «Что везете?», «Откройте сумку», «Паспорт, пропуск». Военные стараются быть вежливыми. Но люди говорят, что все зависит от смены: «Бывает человечные, а бывает и такие стоят, что всю душу вытреплют, пока пропустят. Двух пацанов поставят на две очереди, а остальные стоят и просто разговаривают вдалеке… Относятся к людям, как к говну».

После будки, где проверяют документы, кого-то встречают на машине, кого-то подвезут бесплатно, кого-то – за деньги (услуга может стоить и 30, и 100 гривен), а кому-то снова идти пешком до крайнего блокпоста – то ли 15, то ли 18 км. По жаре, строго по трассе, без возможности сократить путь, ведь «вокруг все заминировано». Последний блокпост с флагом Украины – Майорский. Уже за ним будут стоять автобусы, которые курсируют по территории, подконтрольной боевикам. А могут и не стоять.

Те, кто проезжают через «границу» на автомобиле, в более выигрышном положении. Поэтому многие стараются найти частников, чтобы проехать с ними. Некоторым помогает сервис «Blablacar», на котором обычно ищут попутчиков. Водители там выкладывают информацию о своем маршруте, дате и времени поездки, количестве пассажиров, которых готовы взять, и стоимость поездки. Последняя может сильно колебаться.

Например, за проезд от Краматорска до Донецка на сайте могут просить и 50, и 200 гривен. На автовокзалах в подконтрольных украинской власти городах тоже можно найти частников, которые хотят подзаработать. За такси из Константиновки в Горловку, например, просят тысячу гривен. «У меня от ж/д вокзала до Горловки нашлось трое попутчиков, поэтому поездка вышла в 250 гривен с каждого», – рассказывает горловчанка Наталья.

Но и в этом случае о каких-либо удобствах говорить не приходится. Машина за время стояния в очереди на блокпосту накаливается на жарком солнце, и пассажиры стараются отойти на обочину, в тень. За время «большого стояния» люди успевают не только познакомиться, но и практически подружиться. Ближайшие места, где можно купить воду или какую-то еду – это заправка «Параллель» на окраине Артемовска, или в одном из дворов частного дома уже между блокпостами. Кстати, в этом «магазинчике», местоположение которого люди передают из уст в уста, цены божеские – 1.5-литровая бутылка газированной воды стоит 8 гривен.

Некоторые ломают ветки деревьев из посадки и накрывают ими автомобиль. Посадка по совместительству выполняет и роль общественного туалета. На блокпосту есть признаки цивилизации – синяя кабинка био-туалета, но она одна на всех и находится далеко от ожидающих своей очереди. Мусор на обочинах убирают все те же военные и им тоже есть, за что сказать «спасибо» авторам «упрощенной пропускной системы».

Для машин с детьми и инвалидами есть здесь своя «льготная» очередь. В ней движение гораздо быстрее, поэтому некоторые специально берут в такие поездки детей. Есть и так называемые «сторублевники», которые пытаются проехать напролом. Ценой такого виража может стать, например, разбитое стекло.

На КПВВ на проверку пропускают по пять машин. Вопросы стандартные: «Откуда едете?» «Что везете?», «Откройте багажник и бардачок», «Откройте сумки». У нас еще поинтересовались, есть ли с собой наличные деньги. Конечно, есть: на территории, подконтрольной «ДНР», банкоматы не работают. Ответ удовлетворил.

Пока идет проверка документов, водитель заполняет «контрольный талон»: на небольшом клочке бумаги нужно указать марку и номер машины, фамилию водителя, количество человек в автомобиле, наличие и характер груза. На бумажке ставят печать. На остальных украинских блокпостах этот «талон» нужно предъявлять вместе с паспортами.

В Майорске его забирают. Если вдруг на первом блокпосту такой талон по какой-то причине вы не заполнили, готовьтесь возвращаться обратно. «Мы ехали из Донецка в Константиновку. И нашу машину завернули, хотя в салоне был годовалый ребенок. Сказали, что это наши проблемы, а без бумажки, которую нам должны были дать на первом блокпосту, нас в Украину не пустят. Откуда я мог знать, что мне там что-то надо заполнять…», – возмущается дончанин Александр. После Майорска начинаются посты так называемой «ДНР». Там очередей нет, но паспорта проверят и в багажник заглянут.

… На обратном пути все та же картина – растянувшаяся на полтора-два километра очередь в сторону Артемовска и еле виднеющийся вдалеке блокпост. «Прошлый раз я такую очередь за пять часов прошел. Моя машина проехала последней и блокпост закрыли», – констатирует один из водителей. Но очередь движется подозрительно быстро. Через сорок минут мы уже на проверке. Паспорт, пропуск, техпаспорт, «Что везем?», «Счастливого пути». Ларчик просто открывался: недалеко от знака «СТОП» стояли две машины с ОБСЕ и наблюдатели в синих жилетках.

Понятно одно – существующая пропускная система рассчитана исключительно на сильных и здоровых людей. Жестокий социальный эксперимент над теми, кто вынужден оставаться на подконтрольной боевикам территории. А слабые и больные, вне зависимости от их политических предпочтений, не интересуют ни одну из противоборствующих сторон.

Автор: Галина Покровская, «ОстроВ»  

You may also like...