Как остановить проституцию и траффикинг там, где они начинаются. Опыт Швеции

Такой тип борьбы с проституцией и траффикингом, когда внимание и усилия сфокусированы на покупателе сексуальных услуг, что, по сути, означает борьбу со спросом на сексуальные услуги, подчас называют «шведской моделью».

 Рабство нашего времени

шведская модель криминализация клиента проституции

Сегодня по всему миру ведется циничная, вызывающая отвращение торговля людьми, торговля, в которой товаром становятся, в первую очередь, женщины и дети — их покупают и продают с целью сексуальной эксплуатации. Отвратительная деятельность, сравнить которую можно лишь с работорговлей в древнем мире. Торговля людьми (или, как ее еще называют, траффикинг) является частью сложной преступной деятельности, ударяющей более всего по самым слабым группам общества.

То, что людей покупают и эксплуатируют словно товар, совершенно неприемлемо. Поэтому, объединив наши усилия и используя все доступные средства, мы должны действовать на национальном и международном уровнях чтобы остановить такую торговлю.

В Швеции тоже имеет место торговля женщинами и детьми с целью их сексуальной эксплуатации. В этой публикации речь пойдет о том, что делает Швеция для борьбы с такими преступлениями. По поручению Шведского института были проведены интервью с целым рядом специалистов, работающих в этой области. Их целью было показать, как функционирует шведское законодательство на практике и что делается для поддержки жертв преступлений и помощи им. Публикация содержит также обзор тех усилий, которые предпринимаются Швецией по налаживанию и развитию международного взаимодействия с целью борьбы с траффикингом.

С 1999 года в Швеции действует закон, запрещающий покупку сексуальных услуг. В основе закона лежит идея о том, что именно спрос на сексуальные услуги — в первую очередь, со стороны мужчин — поддерживает проституцию и торговлю людьми с целью сексуальной эксплуатации. И хотя принятию закона предшествовали широкие дебаты, а во многих странах его право на существование до сих пор оспаривается, в самой Швеции закон получил широкую поддержку среди населения.

Такой тип борьбы с проституцией и траффикингом, когда внимание и усилия сфокусированы на покупателе сексуальных услуг, что, по сути, означает борьбу со спросом на сексуальные услуги, подчас называют «шведской моделью».

Законодательство. Основа в борьбе с проституцией и торговлей людьми

Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) в своем всемирном отчете о торговле людьми за 2008 год констатирует, что ежегодно несколько миллионов человек в мире становятся жертвами траффикинга. 79% в общем объеме торговли людьми приходится на торговлю с целью сексуальной эксплуатации, 18% — на торговлю с целью трудовой эксплуатации. Оставшиеся 3% распределяются между остальными типами торговли, т.е. продажа людей с целью изъятия человеческих органов, с целью заключения принудительных браков и т.д.

Отчет ЮНОДК указывает также на то, что торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации (в дальнейшем просто — торговля людьми) является наиболее быстро растущим источником доходов организованной преступности. Ежегодный оборот траффикинга составляет приблизительно 7 миллиардов долларов США. И по данным ЮНОДК, и по данным Интерпола этот вид преступности занимает по своей доходности третье место среди прочих видов криминальной деятельности, уступая лишь торговле оружием и наркотиками.

Жертвами торговли людьми становятся, в первую очередь, женщины и девочки, но случается, что среди них оказываются и мальчики-подростки, и мужчины. Только в Европе количество женщин-жертв траффикинга ежегодно составляет 500 тысяч, причем женщины являются товаром, который торговец, в отличие от наркотиков и оружия, может продавать неоднократно, т.е. разным покупателям, и таким образом получать огромные прибыли.

Чтобы возможность зарабатывать деньги на траффикинге стала реальной, необходимо наличие покупателей (на практике — мужчин), приобретающих и оплачивающих сексуальные услуги.

Первый в мире закон, запретивший покупку сексуальных услуг

В 1999 году в Швеции был введен в действие первый в мире закон, запрещающий приобретение сексуальных услуг за деньги. На тот момент это был единственный в своем роде закон в мире. С 2009 года аналогичный закон существует в Норвегии и в Исландии. Закон не делает различий между мужчинами и женщинами, т.е. и те, и другие могут оказаться как в роли продавца, так и в роли покупателя, но на практике закон направлен на борьбу со спросом на женщин и детей, эксплуатируемых в сексуальных целях. Другими словами, закон криминализирует действия покупателя сексуальных услуг, которым на практике в подавляющем большинстве случаев оказывается мужчина, в то время как их продажа не является уголовно наказуемой. Именно такой подход в отношении потребителя сексуальных услуг и их продавца и составляет основу «шведской модели».

Закон, криминализирующий покупку сексуальных услуг, является важной частью шведской стратегии в борьбе с проституцией и торговлей людьми. Если говорить об этих двух явлениях, то общим для них — по мнению шведского общества — является покупатель сексуальных услуг, поддерживающий своими деньгами организованную преступность. Именно покупатель сексуальных услуг делает торговлю людьми возможной и прибыльной.

Шведский закон, запрещающий покупку сексуальных услуг, был на момент его введения в 1999 году весьма спорным, поскольку это был вызов древнейшему праву мужчин — одновременно криминализировавший это право — расценивать женское тело как товар, который можно продать и купить. Этот закон не понять, не взглянув на него с позиций принципов равноправия и политики их реализации, проводившейся в Швеции на протяжении последних десятилетий. Эти десятилетия дебатов и работы по обеспечению прав женщин лежат в основе сегодняшнего законодательства. В равноправном обществе мужчина не может относиться к женщине как к товару.

Цель шведского закона, запрещающего приобретение коммерческих сексуальных услуг, состоит, с одной стороны, в удержании человека от преступного деяния, связанного с покупкой секса, с другой — в создании таких общественных норм, при которых ни одна женщина или девочка, ни один мужчина или мальчик не могли бы стать объектом купли-продажи и ни один человек не имел права использовать другого в сексуальных целях. Речь идет о формировании системы ценностей. Все больше и больше людей осознают, что проституция и торговля людьми являются частью организованной преступности. Это — общественная проблема, которая касается нас всех, а не только женщин и детей, оказавшихся в роли жертв.

Сотрудники полиции и другие специалисты, с которыми мы, готовя данную публикацию, проводили интервью, полагают, что определенные группировки, занимающиеся траффикингом, сейчас избегают Швеции по причине действия здесь закона, запрещающего покупку сексуальных услуг. Имеются также подтверждения того, что закон оказал положительное профилактическое влияние на поведение мужчин и значительно снизил число покупателей сексуальных услуг.

Закон пользуется в Швеции большой поддержкой: целых 70% населения выступают за сохранение данного закона, а многие считают, что следует увеличить пределы наказания за это преступление.

Однако шведский закон, криминализирующий действия потребителя коммерческого секса, имеет и своих критиков, — причем как на международной арене, так и внутри страны. Некоторые считают, что закон вынуждает тех, кто занимается проституцией, сменить улицы на другие места, что он затрудняет работу полиции и делает положение первых более опасным. Но если покупатель сексуальных услуг находит женщин по интернету, то полиция тоже должна быть в состоянии это сделать, — при правильном выборе приоритетов и наличии достаточных ресурсов. Сегодня бóльшая часть торговли женщинами и детьми переместилась в интернет, и здесь же ведется оперативная работа полиции по выявлению и предупреждению такой торговли.

Одна из сложностей в борьбе с проституцией и за снижение числа покупателей сексуальных услуг состоит в том, что нарушение вышеуказанного закона влечет за собой относительно мягкое наказание. Это, в свою очередь, влияет на объем ресурсов, направляемых на борьбу с данным типом преступления. Одна из выдвигаемых гипотез состоит в следующем: если бы нарушение закона влекло за собой более суровое наказание, то общество выделяло бы бóльшие ресурсы на борьбу с ним, а само наказание имело бы бóльший отпугивающий эффект. В настоящее время в качестве наказания за покупку сексуальных услуг в большинстве случаев назначается только денежный штраф.

По решению Верховного суда, вынесенному в 2001 году, покупка сексуальной услуги должна повлечь за собой наказание в виде денежного штрафа в размере 50-и так называемых «дневных сумм». Если же покупка сексуальных услуг происходит при посредничестве какой-либо организованной формы занятий проституцией, то это обстоятельство считается отягчающим и может повлечь за собой условное наказание в сочетании с денежным штрафом. Шведское законодательство запрещает не только покупку, но и покушение на покупку сексуальных услуг.

Покупатели сексуальных услуг — кто они?

В 2008 году Государственным советом по профилактической борьбе с преступностью Швеции было проведено исследование по проблемам траффикинга, в результате которого было констатировано, что шведские покупатели сексуальных услуг не представляют собой гомогенной группы. Покупателем может быть кто угодно, от совсем еще юного подростка до пожилого мужчины в возрасте, приближающемся к 80-и годам, но обычно это мужчины от 30 до 50 лет.

При этом покупатели могут быть представителями самых разных классов общества. Нередко это люди, имеющие работу и стабильный доход, и примерно у половины из них высшее образование. Почти каждый второй из покупателей сексуальных услуг состоит в браке, зарегистрированном или гражданском, а приблизительно у 40% есть дети.

Случается, что покупатель сексуальных услуг играет более активную роль, чем просто покупатель, занимаясь, например, маркетингом жертвы преступления или выступая в качестве посредника. Границы между покупателем сексуальных услуг и торговцем людьми могут в определенных случаях оказаться размытыми, особенно, если деятельность осуществляется небольшими группировками.

Но покупатель сексуальных услуг может оказаться участником деятельности даже если она ведется более крупными группировками, предлагая, например, свои услуги по размещению сайта в интернете, ведению экономической отчетности, подбору жилья в обмен на сексуальные слуги.

Исследования, проведенные Советом по профилактике преступности, показывают, что спрос влияет на все аспекты планирования и организации индустрии секса. Очень важны предпочтения покупателя. Одно из наиболее часто высказываемых пожеланий — «новые девочки». Иногда выражаются и более специфические пожелания: определенный цвет волос или определенная национальность. Возраст тоже может иметь значение. Спрос определяет не только то, кто будет завербован, но и особенности предоставления сексуальных услуг. Покупатель, например, может выразить пожелания в отношении выбора одежды или заплатить дополнительную сумму за секс без средств предохранения (презерватива) — условия, на которые жертва вынуждена согласиться.

Таможенный пункт на шведско-финской границе в Хапаранде. Женщины и девушки – жертвы сексуальной эксплуатации – являются в основном выходцами из стран Восточной Европы. Большинство из них доставляют в Европу на автомобилях или паромах из Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и Польши.

Таможенный пункт на шведско-финской границе в Хапаранде. Женщины и девушки – жертвы сексуальной эксплуатации – являются в основном выходцами из стран Восточной Европы. Большинство из них доставляют в Европу на автомобилях или паромах из Дании, Эстонии, Финляндии, Германии и Польши.

Норвегия и Исландия тоже криминализируют действия покупателя сексуальных услуг

В большинстве стран мира действует законодательство, которое так или иначе регулирует проституцию. До введения в Швеции в 1999 году закона, запрещающего покупку сексуальных услуг, имелось два основных направления: разрешающее и запрещающее. Примерами стран, где проституция считается приемлемой, являются Нидерланды и Германия. Здесь разрешена и покупка сексуальных услуг, и их продажа — в определенных формах и определенных для этого местах. В пограничном между этими двумя направлениями (разрешающее и запрещающее) пространстве находятся страны, в которых законодательство криминализирует эксплуатацию проституции третьим лицом, т.е. сводничество. В странах, придерживающихся запрещающего направления, осуждается занятие проституцией и все, кто с этим связан; и покупатель сексуальных услуг, и их продавец, и сутенер могут понести уголовное наказание.

Швеция — а теперь и Норвегия, и Исландия — радикально изменили отношение к продаже и покупке сексуальных услуг, криминализировав лишь действия покупателя.

Шведский закон, запрещающий торговлю людьми, стало легче применять на практике

1 июля 2002 года в законодательство Швеции была введена новая квалификация преступления — торговля людьми с целью сексуальной эксплуатации. В июле 2004 года в закон были внесены дополнения, и он стал распространяться на торговлю людьми не только транснационального, но и внутреннего характера, а также на торговлю людьми в других целях, помимо сексуальной эксплуатации, например, для принудительного труда или в целях использования органов человека.

В основу шведского законодательства положено определение понятия «торговля людьми», содержащееся в протоколе, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, — в так называемом Палермском протоколе. Определение Палермского протокола является в настоящее время общепринятым и используется в принципе во всем мире.

Чтобы деяние могло быть квалифицировано как торговля людьми, оно должно содержать три момента: это должна быть мера (например, вербовка, перевозка), предпринимаемая посредством использования неправомерного средства (например, угроза, введение в заблуждение) с целью определенной эксплуатации (например, сексуальной). Если преступление совершается в отношении ребенка, составляющая «использование неправомерного средства» не является обязательной. Торговля людьми нередко является преступлением транснационального характера и охватывает несколько типов стран: страны происхождения, страны транзита и страны назначения.

Швеция в случаях торговли людьми является как страной назначения, так и страной транзита. Число устанавливаемых в Швеции жертв торговли людьми зависит — по мнению Государственной уголовной полиции — в большой степени от объема ресурсов, направляемых региональными управлениями полиции на выявление данного типа преступности. Объем предпринимаемых для этого мер значительно варьируется по разным ленам и по годам, и объем скрытой преступности считается очень большим. По оценкам Государственной уголовной полиции, в 2003 году в Швецию были ввезены от 400 до 600 женщин с целью использования их в проституции.

Женщины и девочки, которых используют в Швеции в целях сексуальной эксплуатации, являются, в основном, выходцами из стран Восточной Европы. Большинство из них доставляют в Швецию на автомобилях и паромах из Эстонии, Германии, Финляндии, Дании и Польши. Многие из них в своих странах принадлежат к тем или иным группам меньшинств или выросли в социально маргинализированных и проблемных семьях, где имели место побои или надругательств сексуального характера.

Бедность, отсутствие равноправия и уважения к правам человека, низкий уровень образования и безработица — вот некоторые из факторов, способные облегчить эксплуатацию человека в качестве жертвы торговли людьми или подтолкнуть его на путь проституции. Другими факторами, способными объяснить, как и почему человек пришел к занятиям проституцией в Швеции, могут быть злоупотребление алкоголем или наркотиками, проблемы со здоровьем.

Мужчины-покупатели сексуальных услуг — предмет шведских исследований

3

Уже в 1993 году кафедра социальной работы Гётеборгского университета начала проводить исследования по программе «Гендер, сексуальность и социальная работа». В настоящее время в программе задействована и Высшая школа в Мальмё, и на сегодняшний момент наиболее точно ее можно было бы охарактеризовать как взаимодействие научных сотрудников региона Западной Швеции, объединенных общим интересом: научные исследования в области вопросов пола и сексуальности применительно к социальной работе и охране здоровья населения, включающие, в частности, научно-исследовательские проекты по проблемам коммерческого секса и проституции.

Свен-Аксель Монссон — профессор кафедры социальной работы Высшей школы в Мальмё — занимался, в частности, научными исследованиями о мужчинах-покупателях сексуальных услуг и работал в качестве эксперта в государственной комиссии по проблемам проституции. Эта комиссия была создана в 1993 году, а результатом ее работы стал введенный в 1999 году закон о запрете на покупку сексуальных услуг.

Яри Куосманен — преподаватель кафедры социальной работы Гётеборгского университета — занимался, в частности, разработкой вопросов, связанных с идентификацией покупателя сексуальных услуг.

ШВЕДСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Покупка сексуальных услуг: Закон, запрещающий покупку сексуальных услуг, вступил в действие 1 января 1999 года. В 2005 году при реформировании законодательства, касающегося сексуальных преступлений, этот закон был заменен статьей 11-ой раздела 6 Уголовного кодекса Швеции. Тот, кто в иных, не предусмотренных предыдущим разделом УК, случаях за плату приобретает временную сексуальную связь, осуждается за покупку сексуальных услуг и наказывается денежным штрафом или лишением свободы сроком до шести месяцев. Данная статья действует и в тех случаях, когда плата была обещана или осуществлена другим лицом.

Сводничество: Тот, кто экономически использует другое лицо, имеющее временные сексуальные связи за плату, осуждается за сводничество и наказывается лишением свободы на срок до четырех лет, а если преступление является тяжким — на срок от двух до шести лет. При оценке степени тяжести преступления особое внимание должно быть уделено следующему: являлось ли преступление деятельностью, осуществлявшейся в большом объеме, приносившей значительную экономическую выгоду или означавшей циничное использование другого лица. Закон, запрещающий сводничество, был введен в действие в 1962 году, в 2005 году в закон были внесены дополнения.

Торговля людьми: Тот, кто, используя принуждение или введение в заблуждение, пользуясь уязвимым положением или используя какое-либо иное неправомерное средство, вербует, перевозит, размещает, принимает или совершает какое-либо иное действие в отношении другого лица и тем самым устанавливает контроль над этим лицом (так назыв.признак контроля) с целью использования данного лица для временных сексуальных связей или его иной сексуальной эксплуатации, осуждается за торговлю людьми и наказывается лишением свободы на срок от двух до десяти лет. Если жертва преступления не достигла 18-летнего возраста, уголовное наказание для совершившего деяние следует независимо от того, было ли использовано принуждение.

Закон, направленный против торговли людьми, начал действовать в 2002 году, в 2004 году в закон были внесены дополнения. В феврале 2010 года правительство вышло с предложением об упрощении применения закона на практике. Суть предложения состоит в изъятии из текста закона признака контроля, чтобы прокурору не приходилось доказывать, в каком объеме и каким образом преступники контролировали свою жертву.

ЗАКОНЫ, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ПОКУПКУ СЕКСУАЛЬНЫХ УСЛУГ, В ДРУГИХ СТРАНАХ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ

Дания: В 1999 году проституция перестала быть уголовно наказуемым деянием. Сегодня ведутся дискуссии о возможном введении закона, который бы криминализировал действия покупателя сексуальных услуг.

Финляндия: С 2006 года покупка сексуальных услуг у женщин, являющихся жертвами торговли людьми, квалифицируется как преступное деяние.

Исландия: В 2007 году отменен запрет на занятия проституцией как способ зарабатывания на жизнь. В апреле 2009 года криминализирована покупка сексуальных услуг. В качестве наказания предусмотрен денежный штраф или лишение свободы сроком до одного года.

Норвегия: 1 января 2009 года введен закон, криминализирующий действия покупателя сексуальных услуг, меры наказания аналогичны мерам наказания, предусмотренным шведским законодательством. Но норвежские законодатели пошли дальше и запретили покупку сексуальных услуг не только в стране, но и за границей.

500 ПУБЛИЧНЫХ ДОМОВ — ТАКОВА ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 1970-Х ГОДОВ

По оценкам шведских властей, в конце 1970-х годов в стране имелось около трех тысяч лиц, занимавшихся проституцией. Именно тогда начались дебаты о возможной криминализации действий обеих сторон этого процесса. В 1977 году, в год назначения государственной комиссии для подробного изучения проблемы проституции, в стране насчитывалось 500 публичных домов, замаскированных под секс-клубы, массажные салоны или фотосалоны.

СНИЖЕНИЕ ЧИСЛА ПОКУПАТЕЛЕЙ СЕКСУАЛЬНЫХ УСЛУГ

Данные проведенных исследований и составленного на их основании отчета 2008 года «Проституция в странах Северной Европы» показывают, что число покупателей сексуальных услуг в Швеции за десять лет, прошедших с момента введения закона, снизилось. Посредством анкетирования выяснялось, в частности, повлиял ли закон на поведение людей. Полученные ответы и их сравнение с результатами аналогичного опроса 1996 года позволили сделать вывод о том, что число муж- чин, покупающих сексуальные услуги, снизилось с 13,6% до 7,9%. В каждом из проведенных опросов участвовали 2500 респондентов в возрасте от 18 до 74 лет.

БОЛЕЕ ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО НАЙТИ НА САЙТАХ: 

  • www.bra.se — Государственный совет по профилактической борьбе с преступностью 
  • www.nikk.se — Гендерный институт североевропейских стран
  • www.mah.se/kossa — Научно-исследовательская программа «Гендер, сексуальность и социальная работа

Автор: Кайса Клод,  WOMENATION

You may also like...