Почему в некоторых районах Львовской области инвесторы не строят никаких предприятий?

Знакомый рассказал бывальщину, почти анекдот. Школьник старшего класса пограничного с Польшей села, входящего в 30-километровую зону малого пограничного движения, попросил отца на день рождения подарить ему легковой автомобиль, чтобы он мог ездить в Польшу на заработки. Как это ни досадно, но дети из пограничных областей ныне ориентируются не на вступление в высшие учебные заведения, а на перепродажу товаров, и даже на контрабанду.

 "Челночничество" стало не просто средством заработка — стилем жизни десятков тысяч жителей пограничных районов Львовской, Волынской и Закарпатской областей. За границу везут преимущественно водку, сигареты, текстиль, домой — продукты питания, бытовую химию, технику, часто подержанную, запчасти и т.п. Кроме того, перевозят товары по заказу предпринимателей, работающих с участниками малого пограничного движения вдоль границы. А это — товары без уплаты пошлины на миллион гривен, с которых еще и получают возвращение налогов. Украина от этого ничего не получает, однако и сделать ничего не может.

На вопрос журналистов, почему "челноки" занимаются этим делом, люди привычно отвечают, что нет другой работы. Однако в органах власти их слова отрицают. Говорят, если бы даже и были рабочие места, жители пограничных областей не захотят там работать: они уже отвыкли трудиться по-настоящему. Поэтому в некоторых районах Львовской области, в частности Жолковском и Старосамборском, инвесторы не строят никаких предприятий.

Последние несколько лет жители этой зоны активно используют для бизнеса автомобили с иностранной, преимущественно польской, регистрацией. Чуть ли не каждый день они пересекают границу, нередко создавая огромные очереди.

Как утверждают эксперты, украинцы скупают западные подержанные автомобили не от хорошей жизни, а из-за больших пошлин, установленных государством при перевозке машины через границу, из-за ряда протекционистских мер, не позволяющих украинцам покупать качественные автомобили.

Автомобиль с иностранной регистрацией решает все проблемы пограничных предпринимателей. Для этого достаточно иметь знакомых в Польше или другой стране, которые зарегистрируют фиктивную фирму и возьмут украинского работника на работу с правом пользования автомобилем на территории Украины. Единственное, чего требует украинское законодательство от его владельца, — исправно каждые 5 или 10 дней пересекать украинско-польскую границу.

Существует схема, позволяющая украинцам пользоваться автомобилями с иностранной регистрацией в течение года. Главное преимущество — их не нужно растаможивать, но можно ездить. Поэтому в Польше или другой стране находят родственника или хорошего знакомого, который вписывает в технический паспорт фамилию украинца. Дальше польский совладелец вместе с украинским въезжает на автомобиле в Украину. А ровно через год выполняет это действие в обратном направлении. И так бесконечно.

Сегодня всех пограничных пользователей транспортных средств с еврономерами условно можно разделить на три группы. Первую представляют люди, покупающие автомобили с иностранной регистрацией с заведомо преступными намерениями. Именно на этих автомобилях чаще всего осуществляются грабежи, разбои, совершаются аварии, наезды на пешеходов и т.п. Владельцы ввозят их в Украину, не всегда ставят на учет, не пересекают границу в обратном направлении в течение 5–10 дней. Они могут сколько угодно проезжать мимо постов ГАИ, и никто их не останавливает.

Вторую группу автомашин с иностранной регистрацией представляют автомобили для беспошлинной перевозки контрафактных товаров, партий сигарет, янтаря, старинных икон, картин и т.п. С этой целью их часто специально переоборудуют. Если когда-то было выгодно торговать бензином, покупали автомобили с большими баками. Заливали туда как можно больше горючего, перевозили в Польшу и сливали, на разнице цен можно было неплохо зарабатывать. Если говорить о контрабанде сигарет или янтаря, то этот бизнес нуждается в машинах со специальными тайниками. Таможенники почти каждый день сообщают СМИ о задержании и конфискации автомобилей с нелегальным товаром. Но, как свидетельствуют проинформированные источники, потери контрабандистов не так уж велики. Ведь для этих нужд, они, как правило, используют дешевые автомобили. В случае неудачи по ним никто особенно плакать не будет.

 И, наконец, третья группа, наиболее многочисленная — до 70–80% от общего количества машин с иностранной регистрацией. Ее представляют так называемые малые перевозчики, действующие согласно действующему законодательству. Букву закона они не нарушают, а вот его дух — точно! Набор товаров: водка, сигареты, мебель, бытовая техника, продукты питания, запчасти к автомобилям и другой технике. При этом в Польше они стараются подсадить к себе попутчиков, что позволяет увеличить количество товара.

Возможности малых перевозчиков сегодня активно используют бизнесмены средней руки. Для этого на территории Польши они разделяют партию товара и передают частями перевозчикам. После пересечения границы, уже на украинской территории, товар собирают вместе. Исполнители услуги получают свои законные 20% заработка. Главное — все в пределах действующего законодательства.

"Нарушаются правила добросовестной конкуренции, — говорит финансовый директор ООО "Гефеле Украина", председатель комитета по вопросам налогов и аудиту ЕБА Игорь Пихурко. — Предприниматели, ведущие легальную деятельность, сталкиваются со случаями, когда их конкуренты без уплаты налогов завозят в Украину большие объемы товаров. В результате на рынке происходит демпинг. Наше предприятие реализует в Украине германскую мебельную фурнитуру. И также сталкивается со схожими проблемами. Ибо наши конкуренты везут аналогичные товары, которые есть на размещенном в Польше предприятии. Поскольку же завозят товар без уплаты пошлины (10%) и НДС (20%), то нам приходится конкурировать самим с собой. Ведь с товара, завезенного от нашей материнской компании в Германии, мы платим все налоги. Неоднократно обращались с этими вопросами к органам власти, на что нам отвечали: мол, это происходит в пределах закона. Каждый человек имеет право перевозить определенный лимит товара через границу. На некоторое время проблема утихает, а потом возобновляется снова".

На границе — без перемен

Проблему автомобилей с транзитными номерами решать нужно. Их количество растет из года в год. По данным Львовской таможни, в течение последних лет пассажиропоток на украинско-польской границе ежегодно увеличивается в среднем на 10%. За сутки в пунктах пропуска во Львовской и Волынской областях украинско-польскую границу пересекают около 17 тыс. человек, 90% из них — жители пограничных районов, делающие свой малый бизнес, перевозя товары через границу. Главная причина возникновения очередей на границе — необходимость часто пересекать границу (раз в 5 или 10 дней) транспортными средствами с иностранной регистрацией.

Из-за этого на границе нередко образовываются большие очереди, что усложняет движение всего транспорта. Обычным явлением стали перекрытия границы участниками малого пограничного движения, недовольных условиями пересечения границы. Доходит до конфликтов с избиением людей. "Челноки" заботятся только о собственных интересах, нередко в ущерб другим людям. Но изменением сроков пересечения границы дело не решить.

По мнению Львовской таможни, для решения вопроса очередей на украинско-польской границе необходимо: 

— законодательное урегулирование вопроса ввоза гражданами транспортных средств личного пользования;

— введение нормы пребывания за границей для граждан, занимающихся пограничной торговлей;

— внесение изменений в ст. 12 Соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Республики Польша о правилах местного пограничного движения, с определением перечня пунктов пропуска, в которых будет осуществляться перемещение лиц в рамках настоящего Соглашения, и включения в него только пунктов пропуска, контрольные процедуры в которых осуществляются на территории Республики Польша, или прекращение действия настоящего Соглашения вообще в связи с перспективой внедрения безвизового режима с ЕС для Украины;

— развитие пограничной инфраструктуры (расширение участка дороги перед пунктами пропуска, строительство рокадных дорог, новых пунктов пропуска, размежевание грузового и пассажирского движения в пункте пропуска "Краковец—Корчевая";

— внедрение общего использования баз данных таможни и пограничной службы для избежания дублирования функций.

Впрочем, это только мнение представителей таможни, на которых давят участники малого пограничного движения.

"Проблема намного глубже, — считает бывший городской голова города Рава-Русская Ирина Верещук. — Количество автомобилей с иностранной регистрацией в Украине возрастает, а Украина с того ничего, кроме хлопот, не имеет. Европейцы рады, что могут сплавлять в Украину свои старые автомобили. В Польше, где покупают около 70% всех иностранных автомобилей, оседают таможенные налоги, средства от техсервиса и т.п. Ситуацию нужно изменить коренным образом, а все транспортные средства должны быть зарегистрированы в Украине".

По ее мнению, чтобы украинцы могли покупать качественные транспортные средства, Украина должна существенно снизить стоимость их растаможивания. Сейчас растаможивание вдвое-втрое превышает стоимость самих автомобилей. Потому ничего странного, что большинство украинцев покупают автомобили с иностранной регистрацией.

Кроме того, чрезвычайно сложна сама процедура оформления автомобилей в Украине. Есть разные счета. Тебя посылают в условный банк "Дружба", а куда эти средства идут — неизвестно. Уплата пошлины, первая регистрация, справка, что автомобиль не изготовлен в стране-агрессоре, и тому подобное. Никто толком не знает, кто ее выдает и зачем она нужна. Каждый автомобиль имеет штрихкод, где есть вся информация о нем, вплоть до рабочего, собиравшего этот автомобиль. Достаточно провести сканером — и откроется вся его история.

Вопрос, очевидно, требует более глубокого изучения и привлечения других участников процесса. Известно, что сейчас в парламенте лежат 22 (!) законопроекта, касающихся урегулирования проблемы с так называемыми транзитными автомобилями, большинство которых пересекает границу по Соглашению между Кабинетом министров Украины и правительством Республики Польша о правилах местного пограничного движения.

По мнению экспертов, ни один из законопроектов, находящихся в парламенте, не решает проблему в комплексе. На каждые один-два положительных пункта есть десяток вредных норм, которые перечеркивают весь закон вообще. Поэтому в Украине следует создать независимую рабочую группу, которая проанализировала бы все законопроекты, выбрала из них самое ценное, собрала предложения от других заинтересованных сторон и вынесла на всенародное обсуждение. А дальше в парламенте, правительстве, у президента должна вызреть политическая воля для принятия этого, безусловно, очень важного документа. Иначе правила игры снова будет диктовать улица.

Автор: Василий Худицкий, gazeta.zn.ua 

 

You may also like...