Украинский паспорт как средство деоккупации

В ближайшее время правозащитники и эксперты в рабочей группе при МинВОТ определятся, как Украине признавать факт рождения или смерти на неподконтрольных Киеву территориях. Вопрос разделил общественность и Министерство юстиции вместе с Представительством Президента в Автономной Республике Крым

 В ЧЕМ ПРОБЛЕМА

Если гражданин хочет зарегистрировать рождение или смерть, он обратится в органы регистрации актов гражданского состояния (РАГС) и в этот же день, максимум за четыре часа, получит соответствующее свидетельство.

Но если событие произошло в ОРДЛО или Крыму, то родным придется пережить ряд неудобств. Сначала они получат отказ в органе РАГС, обратятся в суд, дождутся позитивного решения и только после этого получат свидетельство в органе регистрации гражданского состояния. В лучшем случае они потратят на это три дня, а в худшем — более 500 дней. Именно столько по состоянию на сегодняшний день люди ждут судебного решения.

Даже если человек подаст жалобу в суд, не всегда решение будет в его пользу. «Судебная практика неодинакова в этой категории дел. В одних случаях суды удовлетворяют заявления об установлении фактов, опираясь на доказательства, полученные на оккупированной территории, а в других отказывают, руководствуясь нормой о незаконности актов, выданных оккупационными органами власти. Иногда судьи требуют дополнительных доказательств, помимо медицинской документации еще и показания свидетелей, фото и даже видео. Такой подход судов приводит к неравенству в правах заявителей», — говорит юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) Максим ТИМОЧКО.

Вместе с тем, принятый президентский законопроект о реинтеграции Донбасса (№7163) декларирует административную процедуру признания фактов рождения и смерти. Однако это не касается крымчан. Для них остается судебная процедура.

Правозащитники и эксперты называют такие подходы дискриминационными, а препятствия — обременительными и дорогими для граждан и государства.    

«Украинский Хельсинский союз по правам человека приветствовал появление судебной процедуры, поскольку это был выход из ситуации. Сейчас мы провели анализ, который позволяет нам ставить вопрос об изменении этой процедуры, так как она — сложная и неудобная для заявителей и дорогая для общества, ведь государство оплачивает время работы судей первой, а иногда и апелляционной и кассационной инстанций», — дает комментарий Максим Тимочко.

Чтобы человеку с неподконтрольной территории получить украинское свидетельство о рождении или смерти, ему понадобится несколько раз пересекать линию разграничения, административную границу с Крымом или тратить средства на гостиницу. Кроме того, он потратится на адвоката и оплатит судебный сбор.

УНИЖЕНИЕ

Юрист Крым SOS Ольга КУРИШКО называет унижением процедуру доказательства фактов рождения и смерти в суде. «Граждане Украины предоставляют видео рождения ребенка или фотографии умерших. Их заставляют делать генетическую экспертизу, которая стоит пять тысяч гривен. Они также перевозят новорожденного ребенка и стоят в этих очередях», — рассказывает она.

После смерти дяди Владимир Ляшенко, исполнительный директор общественной организации «Союз вынужденных переселенцев», подавал в суд фотографии тела в гробу. А впоследствии фото креста, на котором указана фамилия, имя, отчество, дата рождения и смерти.

Анна РАССАМАХИНА, юрист УХСПЧ, вспоминает случаи, когда в канцеляриях судов не хотели принимать заявления без справки внутренне перемещенного лица. «В киевских судах каждый второй человек, которому мы помогаем составлять исковое заявление, сталкивается с тем, что у него не принимают заявление без справки внутреннего переселенца. Девушка в канцелярии, которая «все знает», — это ужасный символ судебной системы. Для них не аргумент, что человек живет на неподконтрольной Киеву территории… Люди и так напуганы, потому что живут в российской информационной среде и не знают, что их ожидает на материковой Украине. И когда девушка из канцелярии говорит еще о двойном гражданстве, они разочаровываются, возвращаются и не вернутся снова», — возмущается правозащитница.

«Не каждый знает, что гражданство, «полученное» в Российской Федерации, — принудительное и не создает правовых последствий для граждан Украины», — добавляет она.

Максим ТИМОЧКО: Чем больше людей будет обращаться за украинскими документами, тем лучше. Это как с паспортами: чем больше они будут получать украинских паспортов, тем больше у них будет возможностей, тем больше студентов будет поступать в украинские вузы. Поэтому нам надо внедрять политику деоккупации, а не только произносить лозунги «Крым, Донбасс — это Украина», «Геть окупанта»!

Анна Рассамахина рассказывает, что для гражданок Украины, которые вышли замуж, родили ребенка и развелись на неконтролированных территориях, начинается квест. «Заключенные в Крыму браки Украина не признает. Понятно, что женщина изменила фамилию. Тогда выходит, что в украинском паспорте у нее одна фамилия, а в российском и свидетельстве о рождении ребенка — другая. Мы сталкиваемся с тем, что суды отказываются устанавливать факт рождения ребенка. А этому ребенку, который проживает в Киевской области, — уже три года. Он не может пойти в детский садик и у него сложности с получением медицинской помощи», — говорит она.

Центр правовых и политических исследований «Семь» исследовал 5,5 тыс. судовых решений. Эксперты Центра указывают, что в 90% случаев суды принимают постановления, опираясь на показания заявителей и документы, которые отклоняют органы РАГС. По словам аналитика Центра правовых и политических исследований «Семь» Андрея ГНИДЫ, судьи стали внештатными сотрудниками административного органа и выполняют неприсущую им работу.

СТАТИСТИКА

Сколько человек родилось и умерло на неподконтрольных Киеву территориях — точно неизвестно. Однако Андрей Гнида называет цифру 372 тысячи. «Можно сомневаться в данных незаконных вооруженных формирований на востоке Украины и оккупационной власти в Крыму. Но других данных нет. С февраля 2016 по июнь 2017 года эти источники сообщают о 57 тысячах фактов рождения и 116 тысячах фактов смертей в ОРДЛО и Крыму. А если говорить с февраля 2014 года, то наша организация оценивает их в 372 тысяч фактов», — говорит он.

Между тем Министерство юстиции сообщает о цифре, в 12 раз меньшей. В ведомстве отчитываются о 31 317 фактах рождений и смертей, внесенных в реестры актов гражданского состояния в Украине в период с февраля 2016 по июнь 2017 года. Такие данные, по мнению Андрея Гниды, иллюстрируют, насколько эффективна и доступна для граждан процедура регистрации актов гражданского состояния.

«Когда оккупация закончится, Украина столкнется с валом незарегистрированных актов гражданского состояния. Все равно этот вопрос нужно решать. Украина не сможет прикрываться потом оккупацией», — говорит Андрей Гнида.

«С каждым годом появляются десятки тысяч новых граждан Украины, у которых нет свидетельства о рождении, а впоследствии у них не будет и украинских паспортов. Отсутствие упрощенного административного механизма приведет к тому, что в Украине будет огромное количество граждан Украины, но как это доказать — будет вызовом», — добавляет Анна Рассамахина.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Правозащитники соглашаются со ст. 9 закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории». Эта норма признает недействительными любые акты, выданные оккупационными органами. Однако они предлагают, чтобы в Украине признавалось содержание выданных оккупантом документов, а не сам документ, чтобы информация из таких документов, которая свидетельствует об объективных событиях, использовалась в правовом поле государства.

«Ни суд, ни органы, которые принимают административные решения, не признают документы, выданные оккупационной властью. Но они не учитывают того факта, что только эти органы могут выдать хоть какие-то фактические подтверждения рождения или смерти. На наш взгляд, важно учитывать информацию, указанную в настоящих документах. Это никоим образом не легитимизирует оккупационную власть или акты, выданные ею», — говорит Анна Рассамахина.

Украина обязана определиться с процедурой, когда происходят нарушения Европейской конвенции по правам человека, настаивает Максим Тимочко. «В одном из выводов Венецианской комиссии 2009 года говорится, что международное право не устанавливает обязанность государства признавать документы, которые выдает оккупационная власть. Государство само решает, признавать или не признавать документы. Однако эта свобода заканчивается там, где есть нарушения Европейской конвенции по правам человека, в том числе ст. 8 («право на уважение к частной и семейной жизни»)», — говорит правозащитник.

Эксперты Центра правовых и политических исследований предлагают увеличить круг субъектов, к которым можно обратиться с заявлениями без подтверждения родственных уз.

Они также выступают за изменение порядка оценки допустимости доказательств об объективных фактах. Эксперты предлагают учитывать информацию, удостоверенную медицинскими заведениями, «органами соцзащиты» или архивами на неподконтрольных Киеву территориях.

«Человеку же нужно доказывать, что кто-то там родился или умер. Рабочая группа должна прописать, какие документы должен увидеть государственный орган. Не обязательно акт гражданского состояния оккупационной власти. Важна документация медицинских учреждений. Они же не «органы государственной» оккупационной власти», — комментирует Максим Тимочко.

Кроме того, эксперты предлагают оказывать гражданам бесплатную правовую помощь в таких делах и освобождать их от уплаты судебного сбора.

Помощница внефракционного депутата Наталии Веселовой Олеся Цибулькопросит экспертов и государственные органы поддержать законопроект №7463. По ее словам, проект закона предлагает не признавать документы с неподконтрольных Киеву территорий, а перерегистрировать через составление акта.

В Министерстве юстиции сомневаются, что вся информация в нелегитимных документах будет достоверной. «Предлагается использовать информацию из документа, не понимая, рожден ребенок в браке или одинокой мамой, которая будет потом претендовать на получение государственной помощи. А орган государственной регистрации удостоверяет бесспорные факты, которые подтверждаются документально. Такая процедура приведет к тому, что в дальнейшем наши органы будут выдавать не совсем достоверный документ, что будет иметь в дальнейшем правовые последствия», — комментирует начальник отдела проставления апостиля Министерства юстиции Украины Ольга ПОЧЕКИНА. 

Представительство Президента Украины в Автономной Республике Крым выступает против административной процедуры. Там настаивают, что только суд может принять во внимание документы оккупационной власти. Его представитель Руслан Сейдаметов говорит, что внесение актовых записей в Государственный реестр актов гражданского состояния граждан на основании нелегитимных «свидетельств о рождении или смерти» будет прямым путем к признанию российской юрисдикции на Крымском полуострове. Он также отметил, что Украине придется тратить средства на дополнительных сотрудников в органах РАГСа, если примут админпроцедуру.

«Мы склонны к судебной процедуре, потому что, как видим из международной судебной практики, только суд может принять во внимание документ оккупационной власти и установить факт. А в сущности предлагается, чтобы Министерство юстиции признавало настоящие акты», — говорит Руслан Сейдаметов.

«У судов больше полномочий, чтобы собирать доказательства, чем у органов РАГС… Суды исследуют доказательства, им нужно время, чтобы происходил процесс признания доказательств. Когда органу РАГСа будут предоставлять документы, то он, бесспорно, обязан определиться с именем, отчеством ребенка, его родителями, датой рождения и т.п. С таким свидетельством возникают правовые последствия, кто записан отцом, матерью», — объясняет Ольга Почекина.

Такая позиция государственных органов противоречит 126 и 129 мероприятиям утвержденной Президентом Нацстратегии по правам человека. Они обязывают Минюст разбить и подать на рассмотрение Кабмина законодательные изменения, учтя молдовский опыт решения вопроса, а именно — через административную процедуру. Эти мероприятия министерство должно было провести до 30 июня 2016 года.

ЗАКОНОПРОЕКТ

Правозащитники отмечают, что жители оккупированных территорий не предатели, а пострадавшие от российской агрессии. Они считают упрощенный административный механизм элементом деоккупации.

«Чем больше людей будет обращаться за украинскими документами, тем лучше. Это как с паспортами: чем больше они будут получать украинских паспортов, тем больше у них будет возможностей, тем больше студентов будет поступать в украинские вузы. Поэтому нам надо внедрять политику деоккупации, а не только произносить лозунги «Крым, Донбасс — это Украина», «Прочь оккупанта!» — подводит итог Максим Тимочко.

Текст законопроекта рабочая группа может наработать уже в течение месяца. Рабочая группа пока не определялась, через кого будет регистрировать документ — через Кабинет Министров или через народных депутатов.

Автор: Николай МИРНЫЙ, журналист Центра информации о правах человека; «День»

You may also like...