Жителям Крыма и Донбасса посвящается: Абхазия – территория куда дотянулась рука «русского мира»

 Российские экстремалы решили посетить непризнанную страну Абхазию на Новый год и рассказали и показали, что они там увидели.

А увидели они там тотальную разруху и упадок.  Пишет Lana Sator (lana_sator

***

Хочу рассказать о том, как мы с товарищами гоняли на новогодние выходные в Абхазию.

Вообще, куда-то уехать на все праздники было просто необходимо – зима с её снегом и морозами достала, ровно как и Москва с её окрестностями и охраняемыми заброшками. Сначала речь шла о поездке просто в южную часть страны – что-то типа Краснодарского края и прилегающих регионов, ну и раз уж будем там, то заедем в Абхазию за вином и мандаринами. Однако, подготовка карты привела к пониманию, что лучше провести всё возможное время именно там.

Собравшись вчетвером, из Москвы стартанули вечером 30 декабря, с расчётом (двигаясь в два водителя) к следующему вечеру достичь Краснодарского побережья и по ситуации решить – сразу едем проходить границу и встречаем Новый год уже в Абхазии, или же откладываем это дело на первое января, а новогоднюю ночь проводим еще в России.

Маршрут был прямой и стандартный, в течение 31 декабря наблюдали за окном машины постепенное уменьшение количества снега и повышение температуры. Где-то под Краснодаром встретилась такая вот картина. Вышли фоткать – из сторожки к нам почти тут же попёрся мужичок с вопросом "а шо ета вы тут фотографируете". В общем, ответ "фотографируем Путина и трактора, мы патриоты" его вполне устроил.

Фотка с тракторами сиюминутно отправилась в инстаграм, где от знакомого получила комментарий о том, что их экипаж проехал это же место получасом ранее.

Забавно – мы не сговаривались и не знали, что едем в ту же сторону, но решили, что на море можно бы и встретиться. Может, даже новый год вместе отметить.

Но основное мое к ним предложение заключалось в том, что в намерениях было посетить заброшенное убежище (еще на территории России), в котором (по инфе от прежних посетителей за 2013 год) могло понадобиться снаряжение для спуска в вентиляционную шахту на приличную глубину (потому, что нормальные человеческие спуски закрыты и не открываются). У нас этого снаряжения не было, а у экипажа знакомых – было, т.к. они собирались в Абхазии лазать в пещеры.

И где-то в три часа дня 31 декабря мы уже ехали вдоль побережья, посматривая на море и наслаждаясь отсутствием снега и наличием зелени вокруг. Экипаж товарищей был где-то впереди и пока что занимался своими делами – в частности, ездили смотреть горы.

Скинув координаты бомбоубежища экипажу-со-снаряжением, мы приехали к нему несколько раньше и отправились изучать обстановку.

Выяснилось, что никакое снаряжение не нужно – оба входа (основной и запасной) открыты настежь, разве что основной несколько подтоплен…

Ну а запасной представлял из себя длинную красивую лесенку, упирающуюся с обеих сторон в открытые проёмы.

Бросив товарищам отмашку, что снаряга не нужна, отправились бродить по убежищу. Это укрытие в скальной выработке – характерный для скалистого ландшафта, но редкий для жителей равнин объект. Заброшенное, разрушенное, но весьма фотогеничное.

Та самая вентшахта, в которую лазили с верёвками наши предшественники. Глубина метров 30-40, скобы гнилые, сверху льется ледяной непрерывный водопад, – в общем, я рада, что довелось посмотреть на неё только снизу вверх 🙂

Само по себе убежище представляет слегка изогнутый тоннель ростом метров 5, в котором стоят нары для размещения укрываемых. 

От тоннеля отходят ответвления – вентиляционный блок и санузлы. Потом, может, выложу полный отчет, если будут интересующиеся 🙂

Товарищи из второй машины, к слову, смотреть убежище не пошли и вообще уехали – закупаться к новому году и выбирать место для отмечалова.

Ну а мы, завершив прогулки по убежищу, вылезли и отправились в Туапсе, где с удовольствием посмотрели на местный НПЗ Роснефти. Он огромный, вкусно пахнет и очень красив.

Темнеет в горах быстро, поэтому вечером у нас даже получилось вернуться на нашу смотровую и сфоткать НПЗ с того же ракурса, но в ночном освещении.

Ну а дальше мы снова связались с машиной товарищей и выяснили, что они нашли какой-то полузаброшенный пансионат, в котором кто-то живёт и готов предложить для встречи нового года один из летних домиков (в нём даже была вода и электричество) – вот этот домик. Фотка сделана уже на утро 1 января, потому что сам процесс предновогодних посиделок у костра и шашлыки я не фоткала, а полночь с запуском фейерверков с крыши корпуса пансионата вовсе предпочла проспать, как и торжественное новогоднее сжигание настольного футбола. Да, проспать новогоднюю ночь – это здорово. Просыпаешься с утра бодр и свеж, как наступивший новый год.

Перед тем, как уезжать из пансионата, мы по нему конечно же прогулялись.

Он классный, хоть и сильно разрушен. Много мозаик, заросшие дорожки, беседки, – в общем, отличный тлен на 1 января.

На территории пансионата нами было встречено два свиньи. Знаете, вот тогда я поняла, что прежде не видела иных свиней, кроме розовых. А тут – ходят две странные, одна черная как уголь (быстро сбежала), а вторая серая. Мы даже не поняли – дикие они или домашние на вольном выпасе.

Клыков нет – вроде не страшный дикий кабан! 🙂

Сфоткала, подманив поближе шишкой. Свиньи эти там бродят и роют пятачками опавшие иголки в поисках чего-то, почти всё пространство под хвойными деревьями взрыто.

А еще в том пансионате есть заброшенный подземный переход к морю, весь изнутри покрытый мозаиками

И снаружи с другой стороны тоже в мозаиках

После чего мы сели в машину и двинулись в сторону границы с Абхазией, попутно останавливаясь у всяких достопримечательностей вроде советских мозаик и скульптур.

Границу прошли быстро и лайтово. Машин практически не было – еще бы, 1 января!

Решили, что будем наши точки на маршруте посещать по принципу "начнём с дальних" и собрались ударно доехать до границы с Грузией, но по пути, проезжая через Гагру (то есть, почти сразу у границы), вспомнили об одной из точек, которую в общем-то можно посетить прямо сейчас.

Это недостроенный автомобильный тоннель объездной дороги вокруг Гагры (или Гагр? в общем, вы меня поняли) 

Там же рядом есть вполне достроенный – светлый и добрый тоннель, по которому можно проехать на машине, но нельзя гулять пешком (дядьки в будках и камеры следят за отсутствием внутри пешеходов). Ну а в этот наоборот – на машине не въедешь, зато пешком погулять милое дело.

Здоровенный и крутой тоннель в бетонной обделке с участками открытой породы

Есть развилка, одна ветка которой упирается в забой, а вторая выходит на улицу

В забое всех любопытных дожидается мощная конструкция передвижной опалубки

Ну а выход на улицу впечатляет зеленью внутри портала тоннеля, которой здесь явно весьма неплохо

После тоннеля в Гаграх мы действительно поехали без остановок в сторону Грузии, я заснула в машине и проснулась от вопроса водителя "впереди блок-пост, куда ехать?"

Действительно, перед нами был блок-пост на перекрытой границе с Грузией. Туда нам было не надо, хоть грузинская территория и светилась приветливо, поэтому мы свернули и поехали в сторону ИнгурГЭС.

Говорят (и пишут), что приветливый персонал ИнгурГЭС пускает посмотреть машзал, но для этого не надо приезжать глубокой ночью…

А мы приехали, – во-первых, потому что как-то не надеялись на то, что нас пустят в живую ГЭС, а во-вторых, потому что наша цель здесь была не сама ГЭС, а технологический тоннель при ней.

Портал технологического тоннеля прекрасен на фото и довольно мерзок живьем – что-то типа чавкающего болотца, перемешанного с натуральными какашками. Вообще, какашки на местных техногенных объектах – это тема для отдельного разговора, я к ним еще вернусь. Надеюсь, после этой фразы вы не закроете этот пост, а продолжите читать 🙂

Тоннель представляет из себя слегка наклонную выработку длиной с километр и высотой свода 8-10 метров (в разных местах), по полу тоннеля от самого портала и до самого его завершения бежит-струится неглубокий ручей, который легко обходить или перепрыгивать

Заканчивается тоннель бетонной стеной с небольшим отверстием

В отверстии – ржавый балкон и спускающаяся вниз лесенка длиной ступенек с пять, обрывающаяся над приличной высотой

Ну а под лесенкой бежит быстрый и шумный поток слива воды с машинного зала ИнгурГЭС.

Высота этого тоннеля – метров 9.

Пожалуй, это самая большая подземная речка, что мне доводилось видеть 🙂

Балкончик довольно тесный и стрёмный, а потом – откровенно пугающий. Но впечатляет!

После знакомства с тоннелем мы отправились в сторону города Гал (Гали), где намеревались посмотреть на Перепадные ГЭС.

Это было уже 2 января.

Почему-то не заехав на Перепадную-1 (она действует), попёрлись сразу к Перепадной-2 (думали, она тоже действует).

А оказалось, что ей плохо, – почти весь металл демонтирован, вокруг пасутся коровы, в здании много какашек (снова) и даже лежит скелет мёртвой коровы в подвале…

Мощный тлен!

Машзал большой и впечатляющий даже в таком унылом состоянии (на фото есть фигура человека для масштаба)

По сути, Перепадная-2 в настоящее время представляет из себя просто мощную необслуживаемую плотину. Скорее всего, с перепадной-3 и перепадной-4 ситуация такая же, но мы к ним не ездили.

Ну а мы двинулись дальше и заехали к руинам НИИ Чайной промышленности

От целого НИИ сохранилась только такая вот красивая руина и памятник без головы

Здесь я в очередной раз порадовалась, что не сижу в холодной Москве, а гуляю под вечнозелёными деревьями

При НИИ раньше действовала опытная чайная фабрика, но ей давно настал кирдык (как и почти всей промышленности Абхазии, умершей в годы грузино-абхазской войны)

От чайной фабрики остались только плакаты на двух языках и несколько построек

Следующим пунктом программы на 2 января была выбрана промзона города Очамчира. Она состоит из нескольких мёртвых предприятий, из которых я отметила на карте "маслозавод" и "какой-то цех".

Маслозавод оказался большим комплектом мрачных руин, которые делались слегка веселее в лучах солнца. И по территории завода вновь бродила скотина – на этот раз, коровы. Само собой, повсюду было много какашек, но впечатления это не портило.

Мрачные руины – это прикольно, но позади завода мы заметили здание, напоминающее школу. Отправились туда

Это и вправду оказалась школа – Очамчирская средняя, №5

Внутри школы – пустота, уныние и какашки.

Я ведь обещала к ним вернуться? Вот, смотрите. 

Местная скотина на вольном выпасе умудряется пастись не на лугах, а на помойках и заброшках. Мы несколько раз видели коров, которые натурально что-то жрут из помойного контейнера с бытовым мусором.

И внутрь заброшек скотина заходить очень любит – подозреваю, что прячась летом от жары. Но создается впечатление, что заходят они сюда, чтобы насрать. Одним словом – скотина 🙂

Из окон верхнего этажа школы мы увидели следующую нашу цель – тот самый "какой-то цех" на моей карте оказался вполне себе масштабным заброшенным элеватором Очамчирского мукомольного предприятия.

Кто может перевести табличку – переведите, пожалуйста?

Мы решили, что это мукомолка, но вдруг какой-нибудь комбикорм или просто зернохранилище 🙂

Территория мукомолки открыта всем ветрам, на КПП пусто, сквозь территорию местных жители ходят и ездят.

Это слегка смущает, но потом привыкаешь.

Завод заброшен и прекрасно зарос мхом

Внутри неплохо сохранилась часть оборудования

Ну и с крыши категорически отличный вид на окрестности, море и стремящийся к морю закат…

Про этот завод напишу отдельно и фоток много покажу 🙂 Потом

Стремясь успеть к закату на пляж, мы закончили осматривать завод и подорвались к морю. Как раз успели!

Городской парк отдыха с заброшенным и ржавым колесом обозрения – это прекрасно.

Вообще, вся Абхазия – в сто раз лучше, чем какая-нибудь затоптанная Припять, разве что без атомной станции и антисталкерских патрулей.

Летний кинотеатр в центральном парке

Трансформаторная будка

Ну и уже вечером решили заехать на вокзал Очамчиры, который заброшен и прекрасен, как и все станции АЖД

После чего отправились останавливаться на ночёвку в Сухум, т.к. возникла надобность заряжать аккумуляторы и мыться наконец 🙂

На следующий день, утром 3 января, мы решили отправиться в сторону Ткуарчала, по пути посмотрев немного интересного возле Сухума

Первое интересное, возле чего остановились, – специфическое берегоукрепительное сооружение из старых железнодорожных вагонов в низовьях реки Кодор

Здесь вдоль берегов по обеим сторонам реки буквально похоронено множество вагонов от старых электричек, включая головные секции ЭР1 (или ЭР2, кто тут разберёт)

Еще там же недалеко есть один из множества горячих источников – фонтанирующий гейзер, вокруг которого пасётся скотина

Ткуарчал (Ткварчели) – промышленный город вдали от берега, совсем не туристический, и потому гораздо более заброшенный. Здесь раньше обрабатывался уголь, добываемый на рудниках выше в горах. Часть угля шла на функционирование ГРЭС, часть грузилась и увозилась на сбыт.

Целью нашего визита в Ткварчели была, само собой, как раз местная заброшенная ГРЭС – безумно крутой промышленный тлен, о посещении которого я грезила несколько лет. В свой прошлый визит в Абхазию (в 2010 году) я даже не знала, что там есть такое! Иначе посетили бы уже тогда 🙂

Освещение выдалось не самое подходящее – очень яркое косое солнце, выбивающее слишком контрастные участки

В общем, про ГРЭС я как-нибудь тоже напишу отдельно

А пока просто поверьте мне на слово, что она очень красивая

Дальше по дороге от Ткуарчала есть популярный туристический объект – старый железнодорожный мост, по которому часть народа ходит бродить, а другая часть фоткает его сверху. На летних фотках всё в зелени, а у меня вышло серенько по-зимнему.

В этом месте нам встретилась машина с туристами из Краснодара. Натуральные хипстеры 🙂

Они спросили нас о том, где мы уже были и куда едем дальше. Рассказали о том, что в дальней части Абхазии (которая ближе к Грузии) опасно и люди нехорошие. Поведали странную историю о том, как спросили у какого-то местного "где ближайшая заправка?", он дружелюбно согласился показать-проводить, сел к ним в машину, действительно навёл на заправку… А потом в грубой форме отнял деньги и был таков.

Мы им посочувствовали и понадеялись, что нам повезёт не встретиться с нехорошими людьми, а также вроде бы решили не соглашаться на провожатых – так как и сами с усами.

Вообще, железная дорога здесь была мощная – это отдельная чисто промышленная ветка, соединявшая шахтерские посёлки и служившая для вывоза добытого угля

Ну а шахтёрские посёлки сами по себе тоже весьма приятны для визита – натуральные мёртвые города с приветливыми местными жителями, охотно рассказывающими, чего где было.

Вот, – посёлок Акармара, заброшенная школа

Бывшая больница

Очередная порция волосатых свиней – эти точно домашние, возвращаются домой к вечеру

Акармара состоит из множества пятиэтажек, некоторые из которых полностью брошены, но в какой-то части живут люди. По несколько семей на пятиэтажку. Выглядит жутко и я себе с трудом представляю, как это: жить в заброшенном подъезде, когда рядом, сверху и снизу – выбитые и вынесенные квартиры…

Люди, живущие в таких домах, спасаются от протечек потолка, подставляя тазы и вёдра на этаже выше

Вот пример квартиры, покинутой позже остальных – как раз под теми вёдрами с верхней фотки

Я не очень люблю выселенки, но эта понравилась и впечатлила…

В одной из комнат встретили напоминание о том, что за окнами – новый год. 

Жаль, но в этой квартире его уже давно не отмечают…

После прогулки по Акармаре мы отправились выше в горы – в посёлок Джантуха.

Там было в планах посетить хотя бы одну из заброшенных выработок угольного рудника. Поставили машину у заселённого дома, взяли резиновые сапоги (почему-то у нас на четверых была один комбез, одни болотники выше колен и одни сапоги до колен, – в общем, не подготовились) и отправились по заснеженной дороге вверх в горы, к координатам шахты.

И вот, уже на приличном удалении от поселка, в полной темноте нам встретился одинокий прохожий.

С ружьём.

Оказавшийся местным охотником и довольно добродушным дядькой, он спросил нас о цели маршрута и, услышав про шахты, удивился. Сказал, что здесь они все обрушены, затоплены, забиты метаном и очень опасны (хотя мы точно знали, что там всё норм, т.к. до нас знакомые уже туда ходили – выработки проходимые, обширные и интересные), но он нас проводит, а то типа опасно ночью в горах. Ну а мы ему сказали, на всякий случай, что не сами на машине приехали, а что нас привезли до ближайшего посёлка и ждут звонка, чтобы забрать и отвезти обратно в город, да и до шахт мы сами можем дойти по навигатору.

Однако, отмазаться от провожания оказалось нереально (как от гостеприимства), но вера в людей пересилила страх и мы пошли с ним.

Проводил он нас чётко до тех координат, что были у меня в маршруте. Вход в шахту оказался подтоплен настолько, что пойти внутрь точно могли лишь двое – в комбезе и в болотных сапогах. В сапогах по колено – сомнительно, но попробовать можно было… Оставался четвёртый участник – без сапог – которого никак было нельзя оставить снаружи вместе с вооруженным местным, а то мало ли что.

В итоге внутрь выработки от нас пошёл только один чувак в комбезе, а мы втроем + местный остались ждать его снаружи, болтая о том о сём. Охотник травил байки из детства и молодости, угостил привязавшуюся с посёлка собаку хлебом, а меня – апельсином. Наш комбезовый разведчик сходил недалеко в выработку – одному бродить не айс, да и ждать его четверым тоже не норм. В итоге решили, что необходимо приехать снова – уже всем взять комбезы или полноценные забродники. Ну а охотник нас довёл обратно до посёлка, не обидел 🙂 Дал свои данные, как найти его на фейсбуке и в одноклассниках, звал приезжать снова и обещал показать в горах всяких ништяков, куда не ходят туристы.

В общем, моя вера в людей оказалась не подорвана.

Привёл к порталу – действительно, вход в шахту, даже с почётной надписью "Рудник имени Сталина" над входом.

Мы зашли внутрь, а он отправился общаться со знакомыми в гараже недалеко от портала.

Но фоток из этой шахты я вам не покажу, потому как она оказалась предельно унылая внутри, и я даже не доставала камеру. Расскажу так.

Короткая выработка, заканчивающаяся обвалом, до которого еще и не так просто дойти: всё пространство под ногами завалено старой деревянной крепью (тухлые брёвна) в несколько слоёв. Крепь гнилая и разваливается, а под ней спрятана мерзкая рыжая жижа неизвестной глубины. Ботинки от той жижи я, к слову, до сих пор не смогла отмыть.

Дойдя все вчетвером до точки, начиная с которой дальнейшее условно-комфортное продвижение возможно лишь в сапогах, мы вновь разделились. Один из нас сначала ушел вперёд, прогулялся до упора и вернулся, а затем отправился наружу – за машиной. Другой остался в той самой переломной точке, т.к. своих сапог у него не было, а чужие не налезли 🙂 Ну а я вдвоем с четвёртым участником (тем самым, который в одиночку ходил разведывать предыдущую выработку) попёрлась смотреть, как оно там впереди завалено.

И скажу вам честно – конкретно этот "объект" из всей поездки мне понравился менее всего, потому как не вызвал вообще никаких положительных эмоций. Скучный тоннель, заканчивающийся скучным завалом. Почему-то я очень устала форсировать эти тухлые брёвна, то и дело проваливаясь в лужи мерзкой жижи непонятной глубины. К моменту выхода наружу шахта меня раздражала и вообще хотелось спать 🙂

Из-за возникшей недосказанности по отношению к местному (в прошлой части я писала, что мы из опасений и осторожности не стали сообщать ему, что приехали на своей машине) нам пришлось выходить из портала без фонарей – чтобы со стороны гаражей нас не заметили и не стали снова провожать. Дурацкая ситуация, на самом деле. Но мы фактически вслепую дошли до дороги, на которой нас уже поджидал отправившийся за машиной товарищ, после чего мы уехали из Акармары и ночной дорогой вернулись в Сухум, где вновь зановечали в съёмной комнате.

Следующий день – 4 января – мы долго спали, а оставшуюся половину дня решили посвятить точкам вблизи Сухума.

Где-то к обеду приехали к заброшенной станции Келасури, возле которой обнаружилось тленное кафе с верандой

Вокзал Келасури похож на прочие заброшенные вокзалы, только маленький.

Внутри всё так же, как везде, – красиво, но сильно разрушено

Следующим пунктом программы был выбран "санаторий на ногах" – так называлась в моем маршруте метка бывшего детского лагеря Министерства путей сообщения. Лагерь оказался совсем плох, однако "ноги" присутствовали

Те самые ноги – архитектурная фича вместо певрого этажа здания. Видно, что раньше были отделаны мрамором или ракушечником, но всё похищено…

Во дворе лагеря обнаружился специфический мозаичный колодец. С моей любовью к мозаикам даже такая мелочь весьма приятна 🙂

После санатория-на-ногах мы поехали к аэропорту Бабушара. С ним вышло как-то совсем неинтересно – едва приехав, тут же познакомились с охранником, который достаточно вежливо попросил не ходить внутрь, типа нельзя и много битых стёкол. Наблюдали параллельно с нами приехавших местных, один из которых остался сидеть в своей тачке, а второй вышел, обошел здание и залез в первое же разбитое окно. Я наблюдала за ним – он шарился с фонариком по нишам возле лифтов в поисках кабельной проводки.

Вообще, снаружи здание терминала впечатляет больше, чем изнутри. Я засунула голову в какую-то дыру – внутри он похож на недострой, настолько всё вынесено. Сохранились полумеханические табло расписаний и больше ничего. Ну, на полу само собой какашки – видимо, скотина даже сюда заходит…

Следующим пунктом программы на этот вечер оказалась точка, которая в моем маршруте называлась "завод газировки".

Мы приехали к нему уже в сумерках. На территории увидели будку охраны, от которой к нам тут же рванули лающие собаки.

Почему-то я решила не брать фотик (вот она, фотолень!) и ограничилась тем, что собралась дойти до административного корпуса и сфоткать медальон с оленем на его торце.

Из будки, тем временем, никто не спешил выходить, а двери адм.корпуса оказались не заперты… Зайдя внутрь, оказываешься в сильно заброшенном и сыром здании с остатками советского оформления. Здание заводоуправления соединяется переходом с обширным цехом, внутри которого некогда действовал Бабушарский завод безалкогольных напитков. Они разливали советскую газировку Пепси и Фиеста, разводя ее из импортных концентратов.

Нашли бочку с концентратом, не пустую 🙂

К нашей неожиданности, внутри цеха даже сохранилось какое-то импортное оборудование

Но по большей части завод оказался категорически пуст, ровно как и будка охраны.

Собаки, к слову, с нами почти сразу подружились 🙂

К моменту нашего выхода с территории завода кругом была почти полная темнота. Прочувствовав то, какими малопродуктивными получаются дни, когда долго спишь по утрам, мы решили на этот раз не затягивать с началом ночевки, а с утра встать пораньше…

Утром же 5 января проснулись рано-рано (спали, к слову, в палатке на берегу моря) и отправились смотреть один из самых баянных подземных объектов Абхазии – так называемый "Объект А".

Причём это самое А связано не с тем, что кругом Абхазия, и даже не с тем, что рядом планировались объекты Бэ и Вэ.

Этот самостоятельный научно-технический объект якобы был создан в послевоенные года на базе санатория Синоп для проведения научных работ по изучению разделения изотопов, причем до 1953 года институтом (Сухумским физико-техническим, как он стал называться) руководил немецкий ученый Манфред фон Арденне (чью любопытную историю жизни и научных достижений можно прочитать много где в сети, включая статью на википедии)

К настоящему же моменту СухумФизТех вполне себе жив, а вот подземный Объект А представляет собой любопытную с эстетической точки зрения хреновину, состоящую из пары 100-метровых тупиковых тоннелей, уходящих в гору. Тоннели эти соединяются между собой четырьмя угловыми "сбойками", три из которых смотрят углом в гору, а четвёртая – внешняя – углом наружу.

Угловая сбойка

В общем, классная тема, мне понравилось 🙂

После знакомства с "Объектом А" мы отправились по сухумской улице Чанба в сторону руин лечебницы на радоновом источнике.

Источник, представляющий из себя бурлящий небольшой фонтанчик, нашелся у обочины дороги. дозиметра, чтобы проверить его радоновость, в этот раз с собой не было.

Ну а сама лечебница оказалась весьма скучной руиной в духе большинства местных заброшек

Здесь когда-то стояли ванны, отсеки с которыми были разгорожены при помощи стеклоблоков, которые кто-то почти полностью украл (вместе с ваннами)

Дальше по дороге наверх от лечебницы находится одно из популярных туристических мест – так называемый Мост царицы Тамары, он же Беслетский мост.

Мост как мост, разве что из под его днища растут перевёрнутые деревья и им норм. Пишут, что мосту этому несколько сотен лет и держится он едва ли не святым духом (+ технологиями строительства), что не мешает туристам по нему шляться.

К слову, о туристах. Сюда катают экскурсии на небольших автобусах. Рассказывают историю моста в комплекте с легендой. при том, что можно доехать автобусом до остановки Известковый завод и глянуть достопримечательность без всяких экскурсий. Ну а мы на машине

Возле моста растет крутое дерево, обвешанное какими-то бумажками и лианой. Ну а за деревом вдоль дорожки можно наблюдать пару печей и руины старого известкового завода (в честь которого названа автобусная конечная). Печам всего чуть больше сотни лет, а выглядят они не менее круто, чем мост.

Обязательно засунуть голову внутрь печей 🙂

Дальше вверх по реке Басла находится еще одна крутая достопримечательность, на которую тоже водят экскурсии.

Называется она Беслетская ГЭС, и из всех посещённых за этот трип объектов я ставлю её на почётное второе место (после Ткуарчал ГРЭС).

Возле ГЭС есть пара жилых домов, где можно погладить добрую собаку

Ну а на саму ГЭС вас сопроводит смотритель, телефон которого написан на воротах.

Про неё можно много где прочитать, но чтоб вы не гуглили, я немного напишу и здесь.

Это ГЭС при плотине высотой 11 метров. До недавнего времени она работала и обслуживалась, плотину чистили… Теперь уже всё

Основная часть потока реки падала с плотины задаром, но часть по отводящему каналу подавалась на два турбогенератора

Сама ГЭС построена в 1905 году меценатом Смецким и является одной из самых старых ГЭС Абхазии, да и всего кавказа в целом.

Сохранился мраморный щит управления

Ну а генераторы были заменены при модернизации в 1950-х годах (на произведенные питерской Электросилой), при том, что турбины и турборедукторы остались старые, дореволюционные, немецкого производства

Турборедуктор производства крутого немецкого концерна Voith, существующего уже более полутора веков

Пожалуй, пост про эту ГЭС я напишу отдельный – т.к. она красивая и фоток с неё у меня вышло достаточно для самостоятельного обзора.

А мы тем временем поехали в центр Сухума, где один из участников очень хотел посмотреть на здание Дома Правительства

Здание это стоит здесь в таком виде с самой воуны. Его слегка отмыли от следов пожара, заделали лесенки решетками да и бросили.

В одном из двух боковых крыльев сейчас частичный ремонт и сидит какая-то контора. Второе боковое крыло выглядит вот так

В прошлый раз, в 2010 году, решетки оказались закрыты, а пролезть через лифтовую шахту я видимо не догадалась…

На этот раз лезть в шахту даже не пришлось, потому как одна из решеток нараспашку.

Пару десятков лестничных пролётов – и мы на крыше

Виды с крыши превосходные, да и вообще всё этот здание нависает над абхазией как огромный символ этой заброшенной страны. Если будут желающие – выложу еще фоток с него в комментариях.

Закончив с домом правительства, мы отправились навестить Сухумскую промзону, в которой нас интересовало три предприятия – мясокомбинат, обувная фабрика и рыбоконсервный завод

Мясокомбинат оказался совсем скучным и унылым местом, ровно как и обувная фабрика. Единственное интересное на ней – неплохо сохранившееся бомбоубежище с необычными гермоворотами. Их необычность в том, что вместо стандартного решения 4 на 4 клетки (за счет ребер прочности) здесь применено решение 3 на 3.

Ну а в остальном – убежище как убежище, приятное, хоть и брошенное

Еще одно убежище нашлось на рыбзаводе, но оказалось совсем грустным и ничем не примечательным, кроме того, что переделывалось под склад-холодильник, но даже после этого оказалось брошено

Однако, на рыбзаводе меня весьма порадовали мозаики

После промзоны мы отправились ужинать в кафе, в котором полтора года тому назад бывал один из участников трипа.

Здесь произошло очередное совпадение – мы встретились с теми самыми знакомыми, с которыми отмечали новый год! Вновь не сговариваясь.

Стоит добавить, что прежде мы также случайно уже пересекались с ними дважды – один раз просто на трассе, возле берегоукрепительных сооружений (из первой части), а второй раз – возле той самой угольной штольни, куда нас провожал местный охотник (при том, что они ездили не на штольню, а просто в горы – по той же самой дороге!). Не знаю, как такое возможно – столько раз встретиться машинами в пределах целой страны. Но и в дальнейшем это происходило снова 🙂

Последний день нашего пребывания в Абхазии – 6 января – начался с визита в "недавно закрытый санаторий", на деле оказавшийся детской больницей

Больница, пережив войну, умудрилась закрыться относительно недавно, причем в ней уцелело немало аппаратуры и оборудования

В общем-то, за этот день у нас было в планах вернуться в Россию и желательно по светлу преодолеть серпантин между Сочи и Туапсе, поэтому после больницы (в которой мы провели чуть больше времени, чем планировали) двинулись как бы обратно, в сторону Гагр

По пути к Гагре зарулили на два заброшенных вокзала – станции Гудаута и Бзыпта

Ну а в Гагре заехали посмотреть на то, что стало с местным летним театром, переделанным еще при СССР в кинотеатр

Некоторое время назад в нем начиналась реконструкция – были заменены двери и окна, однако, потом всё снова забросили

Внутри никаких изменений, кроме разрушений

Однако, он по-прежнему весьма красив

Здесь-то, недалеко от Театра, я наконец решилась искупаться в море 🙂 Благо, погода располагала, а показания термометра приближались к +20

К слову, из четверых участников помимо меня купался только один

Искупавшись, мы подсохли и отправились глядеть городской железнодорожный вокзал Гагры, в который я почему-то заленилась взять фотик… Снова фотолень и я снова жалею об этом 🙁 Хоть он и открыт, – мало ли, не дождется моего следующего визита?

Внутри вокзала сохранились люстры и куча антуража в виде старых ячеек камер хранения, а также надписей над окошками касс и дежурного

После вокзала поехали к выезду из города мима большого брошенного универмага

Ну и возле него зарулили к ЖД мосту промеж двух тоннелей, на котором размещалась ранее платформа Абаата.

Павильон платформы мы умудрились не найти в кустах 🙁

Зато на полшишечки заглянули в тоннель

И прогулялись до заброшенного павильона принудительной вентиляции тоннеля, в который меня почему-то тоже заленило взять фотик…

В общем-то, это оказался последний объект, который мы посмотрели в Абхазии, после чего двинулись к границе. Само собой, проехать серпантин до заката у нас не вышло, – но по темноте тоже вполне справились.

You may also like...