Что изменит новая система штрафов за нарушение правил дорожного движения

Отечественным автовладельцам готовят очередной сюрприз. Министерство внутренних дел анонсировало реформу ГАИ, в рамках которой изменятся и штрафы за нарушение правил дорожного движения. Государству придется немало потратиться на воплощение в жизнь идей МВД, но наведет ли оно порядок на дорогах – большой вопрос

 Первый заместитель министра МВД Эка Згуладзе сообщила, что планируется внедрить так называемую гибридную систему, которая предусматривает начисление баллов и штрафов. Каждому водителю дадут в качестве бонуса 150 баллов, которые гаишники будут списывать за нарушения. Как только баллы будут израсходованы, в ход пойдут денежные штрафы.

В МВД обещают сделать систему штрафов более понятной, чем сейчас – "вилки" за то или иное нарушение уже не будет, только фиксированная сумма. Размер взысканий тоже планируется пересмотреть. Эка Згуладзе заявила, что "штрафы должны соответствовать реальной экономической ситуации в стране" и по большинству нарушений они, как утверждает замминистра, вряд ли будут превышать один прожиточный минимум (1176 грн).

Хотя опять таки для банального превышения скорости это явно много (сейчас – 510- 680 грн), а для серьезных нарушений, к примеру, езды в нетрезвом виде или аварии с серьезными последствиями – мало (на сегодняшний день 2,5- 3,4 тыс. грн). Тем более, что в конце прошлого года в МВД, наоборот, ратовало за повышение штрафов за вождение в нетрезвом состоянии в 5-10 раз, а то и конфискацию прав или авто нарушителя.

Но за неуплату хотят наказывать стороже: если водитель не оплатит квитанцию в течение месяца, штраф удвоится, а через 60 дней дело передадут в исполнительную службу. Но при желании сроки уплаты штрафа можно затянуть. Если водитель обжалует взыскание в суде, решение ГАИ приостанавливается до вердикта судебной инстанции. Это важно, в частности, для автовладельцев, которые в свое время продали машину по доверенности. Ведь квитанции будут приходить на их адрес – данные нарушителя ГАИ планирует получать из базы данных по номерам транспортного средства. Главное, не пропустить отведенные для обжалования сроки – 10 дней с момента получения квитанции.

Как показывает практика, сколь бы суровые санкции не вводились, количество ДТП снижается разве что в первые месяцы после ужесточений, а затем все возвращается на круги своя

Самое интересное – как будут фиксировать нарушения. Планируется, то на дороги вновь массово вернется видеофиксация. Но, в отличие от скандальных "Визирей", показания которых водители оспаривали, в этот раз гаишники подготовятся к "съемке" нарушителей более тщательно.

 Уже прошла апробацию и сертификацию новая аппаратура, а само право ГАИ ее устанавливать и использовать закрепят законодательно. "Ролики", отснятые на дорогах, будут размещаться в свободном доступе на сайте ГАИ, так что каждый желающий сможет убедиться в том, что он таки нарушил правила дорожного движения. Штрафные квитанции будут высылать на домашний адрес автовладельца, дополнительно информируя его еще и СМС- сообщением.

Если водителя поймали на горячем, штраф сможет выписать и патрульный гаишник: предусмотрена электронная квитанция, которую правоохранители смогут распечатать на портативном принтере (ими, судя по всему, снабдят все патрульные машины).

Понятно, что для воплощения в жизнь идей МВД государству придется потратить немало денег. Только закупка видеофиксирующей аппаратуры потянет на десятки миллионов гривен, не говоря уже о других расходах, как-то закупка портативных принтеров для гаишников, рассылка квитанций и пр.

Но вопрос – уменьшит ли новая система штрафов количество нарушений и размах взяточничества – по-прежнему остается открытым. Как показывает практика, сколь бы суровые санкции не вводились, количество ДТП снижается разве что в первые месяцы после ужесточения, а затем все возвращается на круги своя. Статистика последних лет неутешительна – число аварий, в том числе, с тяжкими последствиями, только растет : за прошлый год динамика составила почти 20%. Больше стало и нетрезвых водителей. Если в 2013 году таких поймали около 100 тыс., то в прошлом году – почти 130 тыс. Сколько отделалось взятками гаишникам – история умалчивает, но судя по всему таковых было немало, ведь оформляют протоколы правоохранители только в крайних случаях.

 

Фото: УНИАН
Фото: УНИАН

 

 

В МВД обещают бороться со взяточниками. Этому должны способствовать и видеофиксаторы в патрульных машинах, и запрет гаишникам связываться с "живыми" деньгами (штрафы можно будет оплатить лишь банковской карточкой). Но любой автовладелец знает, что пока эта "кампания" ведется лишь на словах – буквально за любое нарушение по-прежнему можно откупиться. Не факт, что что-то изменится и в будущем.

 

Разве что гаишники, чтобы не светиться перед установленными в авто видеорегистраторами, будут принимать "благодарности" за пределами машины, а сами взятки с учетом повышенного риска готового закрыть глаза на нарушение постового, вырастут. И если МВД, как и обещает, установит планку для большинства нарушений на уровне почти 1,2 тыс. грн., то гаишнику нужно будет платить, как минимум 500-600 грн., тогда как сейчас вполне реально отделаться суммой в 200-300 грн.

Теоретически рассчитывать на снижение количества ДТП позволяет установка автоматических видеофиксаторов. Но опять таки – все дороги МВД ими вряд ли увешает, а места установки камер уже очень скоро станут известны водителям. Так что ездить по правилам они будут разве что в зоне видимости камер.

Автор: Людмила Ксенз, НАШ ВЗГЛЯД

 

You may also like...