Донбасский тупик: каким образом из таких ситуаций выходили в разных странах

Война на Донбассе – далеко не первый вооруженный конфликт на почве сепаратизма, известный мировому сообществу. Их краткий анализ позволяет понять, какой из сценариев может стать наиболее приемлемым в украинских условиях. Начать стоит с того, чтобы разобраться с отношением к сепаратизму. Эксперты в сфере международного права и безопасности сходятся во мнении, что это крайне отрицательное явление. По ряду причин.

 Во-первых, практически всегда неизменными спутниками сепаратизма оказываются экстремизм и терроризм со всеми его атрибутами в виде кровопролития, жертв среди мирного населения, экономического ущерба. Даже в, казалось бы, цивилизованной Европе долгие годы действовали такие группировки, как ETA и IRA, ставившие целью независимость басков от Испании и Северной Ирландии от Великобритании.

Среди полностью мирных примеров решения сепаратистского конфликта можно вспомнить разве что разделение Чехословакии в 1993 г. на Чехию и Словакию – по инициативе последней. Во-вторых, из-за сепаратизма происходит дробление государств, что осложняет систему мироустройства. С 1945 г. по настоящее время число государств в мире увеличилось в 3,5 раза – с 51 до 189.

Причем особенно интенсивно этот процесс происходил в как раз в 1990-е гг. Если дробление продолжится, уже в обозримом будущем в мире будет порядка 400 государств, по оценкам экспертов ООН. А поскольку на земном шаре существует около 10 тыс. этнических групп, то и на этом потенциал раскола не исчерпывается – если сепаратизм не сдерживать и ничем не ограничивать.

Кроме того, образование новых государств в результате внутренних конфликтов ведет к разрушению прежних хозяйственных связей – а значит, обвалу национальной экономики. Все эти спутники сепаратизма – терроризм, гуманитарная катастрофа и колоссальный экономический ущерб, к сожалению, имеют место быть и на Донбассе.

Особенно печально, что в других странах все это ранее уже проходили и, по логике вещей, можно было сделать нехитрый вывод о недопустимости подобных сценариев в Украине.  Но теперь об этом можно говорить только постфактум: что сделано, то сделано. Посмотрим, каким образом из таких ситуаций выходили в разных странах.

Индонезийский "Минск"

Большинство экспертов рассматривает Ачехский конфликт в рамках 1976-2005 гг. Хотя на самом деле вооруженные повстанцы на севере острова Суматра появились еще в 1953 г. и боевые действия продолжались до 1959 г.

В тот период конфликт имел признаки внешнего вмешательства со стороны США, которые активно снабжали сепаратистов на Суматре, провозгласивших создание султаната Ачех. Таким образом в Вашингтоне хотели ослабить центральное правительство Индонезии, взявшее курс на дружбу с СССР. I этап конфликта закончился военным поражением боевиков движения "За свободный Ачех" (Gerakan Aceh Merdeka, GAM). Продолжение последовало в 1976 г. – из-за недовольства местных политикой Джакарты, перенаселявшей яванцев на Суматру. К 1992 г. центральным властям удалось одержать военную победу, используя против повстанцев авиацию и военно-морской флот.

 

Тем не менее, идеи сепаратизма никуда не делись: 4 из 5 местных жителей поддерживали идеи независимого Ачеха, даже не участвуя лично в боевых действиях. Поэтому GAM успешно вела партизанские действия еще более 10 лет. Это была типичная тактика террора: нападения на армейские и полицейские блок-посты, взрывы автомобилей полиции.

Кроме того, объектом атак стали иностранные специалисты, работавшие на нефтепромыслах. В итоге американский нефтегазовый концерн ExxonMobile был вынужден отказаться от нефтедобычи в неспокойном регионе. Уход такого крупного инвестора отрицательно сказался на местной экономике – потери составили порядка $100 млн в мес. Прямой политической поддержки у ачехских сепаратистов в этот период уже не было, но им помогали оружием, деньгами и инструкторами ряд арабских стран, включая Ливию.

Длившийся в общей сложности 50 лет конфликт был урегулирован после прихода к власти в Джакарте новых политиков. Хотя это был не быстрый процесс. Сначала в 2000 центральное правительство подписало соглашение о перемирии с GAM, а в 2003 г. был заключен мирный договор, окончательно реализованный в 2005. Согласно его условиям, все боевики GAM сложили оружие, вооруженные формирования были распущены. Взамен провинция получила особый статус: широкая автономия, прямые выборы местной власти, собственные полицейские силы.

Условия этого договора практически идентичны положениям соглашения "Минск-2" об урегулировании вооруженного конфликта на Донбассе. Правда, в отличие от ДНР-ЛНР, GAM не требовал независимой внешней политики либо согласования с Ачехом внешнеполитического курса Джакарты. И не имел такой открытой поддержки извне от соседних государств, как нынешние власти в Луганске и Донецке. Т.е. там не было оснований говорить о внешней агрессии, угрожающей индонезийскому суверенитету.

Тем не менее, сейчас Ачех – единственная в Индонезии провинция, в которой официальную юрисдикцию имеют не светские законы, а шариат. Такое решение принял местный парламент. И центральные власти в Джакарте с этим согласились – хотя и стремятся не допустить радикальной исламизации в целом по стране. Но конфликт в Ачехе не был решен исключительно путем внутренних договоренностей.

Переговоры шли при посредничестве экс-президента Финляндии Марти Ахтисаари, ход разоружения GAM и вывод правительственных войск из Ачеха контролировала миссия АСЕАН (Организация Тихоокеанского сотрудничества). Можно предположить, что пойти на значительные уступки в Ачехе правительство Индонезии вынудила широкая поддержка сепаратизма местным населением – а Суматра является вторым по значимости густонаселенным островом.

Между тем не во всех случаях попытки Джакартаы действовать мирным путем увенчались успехом. Например, до сих пор продолжается вооруженный конфликт с сепаратистами в Западном Папуа, переименованном в Ириан Джайя.

Сначала центральные власти пытались воздействовать на папуасов с помощью террора – после того, как в 1963 г. на территории провинции закончилось действие полномочий международной администрации с мандатом ООН. Например, в результате карательной операции в 1967 г. с применением авиации – 1500 убитых местных жителей в селениях Аямару, Теминабуан и Инануатан.

В 1974 г. индонезийские военные убили 45 папуасов в северной части островов Биак, в 1975 от рук индонезийских силовиков погибли 41 папуаса в селениях Арвам и Румбин. Осознав бесперспективность подобной тактики, которая только увеличивала сопротивление, Джакарта в 2001 г. наконец мятежной провинции автономный статус. Однако это не привело к прекращению движения сопротивления. Сейчас Западная Ириан Джайя считается самой неспокойной провинцией Индонезии: иностранным туристам категорически не рекомендуют ее посещать.

Разница только в том, что Папуа – сплошь покрытый тропическими джунглями малонаселенный остров, в отличие от той же Суматры. Поэтому степень интенсивности боевых действий невелика. Например, 12 августа 2009 г. колонна из 16 автобусов, перевозивших сотрудников горнодобывающей компании Freeport-McMoRan Copper, попала в засаду сепаратистов. В результате 2 человека убиты и 5 получили ранения. 6 июля 2011 г. 3 индонезийских военных убиты во время столкновения с неизвестными в селении Каломе.

20 июля 2011 года индонезийский солдат попал в засаду и был убит в районе Пунчак-Джая. 18 сентября 2014 г. в ходе перестрелки индонезийских военных с группой из около 30 боевиков на аэродроме в округе Ленни-Джая убит 1 боевик.

Т.е. по количеству жертв конфликт в Западном Папуа сопоставим с официальной статистикой штаба АТО в условиях действия Минского перемирия. На стороне папуасов власти Папуа – Новой Гвинеи, однако это в отличие от России слишком слабое государство, чтобы его поддержка давала сепаратистам ощутимую подпитку.

Возможность держать тренировочные базы и лагеря в Новой Гвинее – вот и вся помощь от ее властей. Тем не менее, следует признать, что претензии папуасов к официальной Джакарте вполне серьезные. Так, решая проблему перенаселенности острова Ява, правительство Индонезии переселило в Западное Папуа 240 тыс. мигрантов-мусульман.

Разумеется, местные жители были не в восторге от "понаехавших", а к этническим различиям добавились еще и религиозные, т.к. местные аборигены либо язычники, либо христиане. В результате 15 тыс. папуасов лишились земель и домов и стали беженцами. А теперь сравним эту ситуацию с причинами конфликта на Донбассе. Кстати, а действительно – из-за чего все началось?

Разве кто-то переселял на Донбасс жителей Западной Украины, сгоняя местных с их земли, как это происходило на Суматре и в Папуа?

Только и того, что новые власти в Киеве пообещали снести памятники Ленину и отказались предоставить русскому языку статус государственного – при этом все абсолютно свободно продолжали и продолжают на нем общаться… Да, еще вернули звание Героя Украины лидеру ОУН Степану Бандере. И теперь снова сопоставим эти "преступления" с действиями индонезийских властей.

Так неужели "геройство" С.Бандеры стоило того, чтобы начинать на своей земле вооруженный конфликт по аналогии с Ачехом и Западным Папуа?

Индийский пат

На родине шахматной игры, в Индии центральное правительство имеет дело с целым рядом конфликтов, из которых наиболее масштабные в штате Пенджаб, а также Кашмир.

В первом случае сепаратисты провозгласили создание независимого сикхского государства Халистан, во втором – присоединение к соседнему Пакистану.

 

Кашмирский конфликт начался в 1947 г. после раздела Британской империи и объявления независимости Индии. Этот штат населен в основном мусульманами – примерно 77%, но исторически сложилось, что правили в нем всегда индусы.

За прошедшие почти 70 лет конфликта между Индией и Пакистаном было 3 региональных войны, в результате которых часть Кашмира оказалась под контролем Пакистана.

Оттуда на подконтрольную Индии территорию просачиваются группы боевиков, теракты в Кашмире – такое же обычное дело, как зимой снег.

Объектами атак обычно становятся воинские части, блок-посты, колонны. Такие нападения нередко перерастают в затяжные бои. В Кашмире находится крупный индийский военный контингент: порядка 300 тыс., около 30% численности сухопутных войск страны.

Конфликт в Кашмире – яркий пример активной поддержки сепаратизма извне, из-за которой его интенсивность остается стабильно высокой из года в год.

Точно также не расставлены все точки над "i" в североиндийском штате Пенджаб, большинство населения которого составляют сикхи. Но здесь внешняя подпитка идет только от сикхской диаспоры в США. Поэтому конфликт, который продолжался около 50 лет, перешел в тлеющую стадию. Пик противостояния пришелся на 1980-е гг. Так, в 1981-1984 гг. в штате зафиксировано около 1200 терактов. В ответ центральное правительство во главе с Индирой Ганди начинает масштабную военную операцию "Голубая звезда".

Она завершилась штурмом индийским спецназом главной святыни сикхов, Золотого храма в Амритсаре, в ходе которого было убито около 600 сикхов. Их объявили террористами, однако как минимум часть их них были просто мирными паломниками. В ответ сикхи убивают И.Ганди, лидера Индийского национального конгресса и кумира десятков миллионов индусов.

Это в свою очередь становится причиной новой волны насилия: взбешенные убийством своего лидера, индусы устраивают массовый террор. По Дели и многим городам прошли погромы, толпы фанатиков убивали сикхов на улицах и в жилищах, женщин, детей – всех без разбора, в общей сложности жертвами стали десятки тысяч человек.

Полиция при этом демонстративно бездействовала. Но и ответ не заставил себя долго ждать.

Сикхи взорвали в общей сложности 74 поезда и автомобиля с индусами, в Пенджабе их расстреливали прямо на улицах. В итоге оставшиеся индусы были вынуждены покинуть штат. Между тем индийское правительство по-прежнему делало ставку на силовой сценарий: была проведена антитеррористическая операция "Лесная роза", но и после нее теракты продолжались.

Насилие пошло на убыль только после того, как в Дели пошли на уступки мятежному штату: согласились выплатить компенсации семьям убитых в ходе погромов, отменили запрет на службу сикхов в индийской армии и т.д. Огромные бюджетные средства были брошены на развитие экономики Пенджаба. В результате сейчас там производится 25% сельхозпродукции Индии, а уровень грамотности вырос с 13 до 65% – по сравнению с 30% в целом по стране. Именно это способствовало прекращению сикхского терроризма. Так, в 1993-1994 гг. в Пенджабе совершено всего 30 терактов, против 3450 в 1986 г. А к концу 1990-х гг. показатель снизился до нуля.

Тигры в клетке

Краткий обзор рассмотренных выше наиболее масштабных сепаратистских конфликтов в Индии и Индонезии показывает, что их мирное разрешение является наиболее эффективным инструментом.

Также можно отметить, что пенджабский вариант был использован лидером РФ Владимиром Путиным для борьбы с сепаратизмом в Чечне.

Там, несмотря на военную победу Кремля в 1999-2001 гг., вопрос чеченского сепаратизма оставался открытым. И был решен за счет многомиллиардных вливаний из федерального бюджета на поствоенное восстановление мятежной республики.

При этом часть денег была расхищена – и это, по сути, было и остается платой за лояльность местных элит центру.  Кроме того, можно вспомнить и, пожалуй, самый затяжной сепаратистский конфликт в Ольстере (Северная Ирландия), где значительная часть местных жителей выступала за выход из Великобритании. Вооруженная борьба организации "Ирландская республиканская армия" (IRA) против "оккупантов" велась около 100(!) лет и сводилась к терактам против полицейских, военных и представителей органов власти.

При взрывах и уличных перестрелках зачастую гибли и мирные жители. Тем не менее, только в 1998 г. конфликтующие стороны наконец созрели до способности мирно договориться. Подписанное в Белфасте соглашение предусматривало освобождение из тюрем боевиков IRA, уравнивание прав католиков (ирландцев) и англичан (протестантов), служащих в местной полиции. Из ее официального названия в Ольстере исключалось слово "королевская", дающее ссылку на принадлежность к Великобритании. Но гораздо более серьезной уступкой Лондона стало предоставление Ольстеру особого порядка местного самоуправления. Он предусматривает избрание в Ольстере Североирландской ассамблеи, обладающей законодательными полномочиями, формирование правительства Северной Ирландии – исполнительного комитета в составе 12 министров обеих религиозных конфессий.

Также были созданы министерство межирландского совета в рамках сотрудничества между Северной Ирландией и Ирландской республикой, и межправительственный Совет британских островов из представителей Великобритании, Ирландии, Ольстера, Шотландии и Уэльса.

В обмен боевики IRA обязались сложить оружие и прекратить террор, объявив о роспуске организации. А власти Ирландии официально отказались от претензий на Ольстер путем внесения поправок в национальную конституцию. Простое перечисление пунктов Белфастского соглашения показывает: оно содержит взаимные уступки и стало результатом трехстороннего компромисса официального Лондона, Ирландии и сепаратистов Ольстера. Каждой стороне пришлось в чем-то наступить на горло собственным амбициям. Неудивительно, что большинство политсил в Ирландии и в Ольстере выступили против Белфастского соглашения.

А само обсуждение уже подписанного документа продолжалось в Ирландии и Ольстере почти 2 года. Если точнее, то 22 мес.

Проецируя эти события на нынешнюю украинскую ситуацию – понимаем, почему так трудно и проблемно идет выполнение Минских соглашений. Потому что подобные вещи нигде и никогда не шли "на ура". Полное выполнение пакета договоренностей по Ачеху в Индонезии тоже продолжалось 5 лет и не раз за это время оказывалось на грани срыва.

Тем не менее, нельзя утверждать, что мирный процесс не имеет альтернативы. Есть еще и силовой вариант решения проблемы. Как это было сделано властями Шри-Ланки. Речь идет о конфликте между проживающими на севере острова тамилами, составляющими 22% населения страны, и сингальским большинством – порядка 70%. Конфликт начался в 1976 г. из-за дискриминации тамилов во всех сферах жизни центральным правительством и продолжался до 2009 г. включительно, т.е. 33 года.

Тамилы создали организацию "Тигры освобождения Тамил Илама" (ТОТИ), которая "прославилась" многочисленными терактами, начисто уничтожившими туризм как одну из главных отраслей ланкийской экономики.

К примеру, 14 мая 1985 г. боевики на автобусе ворвались в город Анурадхапура, расстреляв мирных жителей на автовокзале, а также убив прихожан местного храма – всего были убиты 146 человек. Ехать на отдых в страну, где подобные вещи случались практически ежедневно, никто, разумеется, не хотел. А в 1993 г. жертвой теракта ТОТИ стал президент страны Ранасингхе Премадаса.

К тому времени весь север Шри-Ланки фактически контролировали вооруженные отряды ТОТИ, из которых при помощи индийских инструкторов была создана регулярная армия. Дело в том, что большая часть тамилов проживает не на острове, а в Индии – на территории штата Таминад. И это способствовало активному вмешательству официального Дели в конфликт.

Индия в 1992 г. объявила ТОТИ террористической группировкой – после убийства ее членами индийского премьера Раджива Ганди.

Но при этом военную помощь тамильским сепаратистам на Шри-Ланке Индия так и не прекратила. Хотя в итоге это их не спасло от окончательного разгрома правительственными войсками в 2009 г. Лидеры ТОТИ и политического крыла тамильских сепаратистов были убиты. Также в ходе последней наступательной операции погибло 6,5 тыс. мирных жителей, около 200 тыс. бежали в Индию.

Тем не менее, ТОТИ была вынуждена официально признать поражение в войне и капитулировать. В плен центральным властям сдались 11,7 тыс. боевиков, окруженных армейскими подразделениями. "Единственное, о чём мы сожалеем – это о том, что мы не можем более выстоять", – заявил один из лидеров организации Селварас Патхаманатхан.

Соответственно, и амнистия к членам ТОТИ не применялась. После их разгрома в ланкийских тюрьмах оказалось 300 тыс. чел. по подозрению в связях с ТОТИ и участии в боевых действиях.

Тем не менее, спустя полгода под давлением международного сообщества властям пришлось выпустить на свободу 136 тыс. чел. Таким образом, 164 тыс. остались отбывать наказание.

Донбасс: проблеск или тупик в конце тоннеля?

Так закончилась история с попыткой тамилов добиться независимости и создать свое государство на севере Шри-Ланки. Она показывает, что сепаратистский конфликт может быть разрешен военным путем.

В т.ч. и на Донбассе. Но тогда надо сразу сказать о том, чего это будет стоить: исходя из опыта рассмотренных примеров, как минимум три десятилетия в стране будет литься кровь. Между тем, если сравнивать конфликт на Донбассе с вышеописанными, то в нашем случае градус противостояния все-таки гораздо ниже.

И это дает надежду, что у нас все может закончиться мирным путем. И гораздо быстрее. Ведь как не крути, между жителями Донецка и Львова нет таких этнических и религиозных отличий, как между индусами и сикхами в Пенджабе, индусами и мусульманами в Кашмире, между тамилами и сингалами на Шри-Ланке. Кроме того, в перечисленных случаях действительно имела место серьезнейшая дискриминация этнического меньшинства – вплоть до выселения с исконных земель, запрета служить в армии и полиции и т.д.

Опять же возвращаемся к вопросу: в чем заключалась дискриминация жителей Донбасса? Неужели в присвоении геройского звания героя С.Бандере? Или демонтаж памятника Ленину ограничил кого-то из дончан и луганчан в их гражданских правах? Таким образом, изначально отсутствовала почва для вооруженного конфликта. Который в итоге все-таки возник, но только "благодаря" внешнему вмешательству и сознательным провокациям.

Не случайно, если кто забыл, глава группы российских диверсантов И.Гиркин в Славянске жаловался на отсутствие притока добровольцев из числа местных жителей в свои ряды. Сейчас говорить о поддержке местным населением "ДНР"-"ЛНР" тем более не приходится. Постепенно пришло понимание, что на войне наживаются исключительно негодяи – тогда как народу она приносит только нищету.

И если весной 2014 у кого-то еще были надежды на свержение власти олигархов в "народных республиках" и начало лучшей жизни – от тех иллюзий уже давно ничего не осталось. Т.е. с одной стороны все это создает предпосылки для мирного урегулирования конфликта. С другой – допускает его военное решение, поскольку сепаратизм на Донбассе не имеет таких корней, как в Пенджабе, Кашмире, Ольстере и на Шри-Ланке.

Но тут нельзя упускать из виду, что большинство рассмотренных проблемных территорий, за исключением Ольстера – труднопроходимая гористая местность, чуть ли не сплошь покрытая джунглями. Это затрудняет проведение антитеррористической операции, но зато позволяет избежать (хотя все равно не избежали) многочисленных потерь среди мирного населения.

На Донбассе большая часть проблемной территории – плотная городская застройка. И при всем желании уберечь мирное население от жертв не получится. Поэтому возобновление активной фазы АТО неизбежно приведет к росту сепаратистских настроений, которые сейчас заметно уменьшились – особенно на фоне осознания того факта, что "братской" России жители украинского Донбасса оказались не очень-то и нужны.

Автор: Виталий Крымов, "ОстроВ"

You may also like...