Бессилие системы наказаний: за смертельные ДТП в Украине не сажают в тюрьму

Полсотни пьяных водителей автобусов и полторы тысячи единиц неисправного пассажирского транспорта выявили полицейские проверки на трассах менее чем за 20 дней. Напомним, рейды стартовали после череды трагических ДТП, в которых суммарно погибло больше 15 человек и пострадало больше двух десятков людей. В полиции заявили о готовности принять меры для снижения аварийности.

«Нужно определить проблемные участки дорог и расставить патрули полиции в соответствии с полученными данными», — распорядился на недавней встрече с главой Нацполиции первый замминистра внутренних дел Сергей Яровой. Однако опрошенные изданием «Сегодня» перевозчики прямым текстом заявляют: после проверок они все равно будут возить людей по-старому, пренебрегая техникой безопасности. Жажда наживы у них выше человеческой жизни.

Статистика. Только в прошлом году в ДТП погибло 3432 человека. Фото: dp.informator.ua

«У меня маршрут из столицы в дальний пригород, — рассказывает владелец маршрутки. Из-за проверок я пока перестал расставлять в салоне пластиковые стулья для пассажиров и брать «стоячих». Теряю деньги. По завершении, наверное, попробую возобновить такую практику — в салоне благодаря стульчикам появляется четыре дополнительных места. Стандартный проезд стоит 60 грн, на «табуретке» беру по 50. Дополнительные 200 гривен за рейс на дороге не валяются».

У других водителей их «колымаги» разваливаются, но ремонтировать их не собираются.

«Денег на ремонт нет, да и никто не оплатит мне простой — просто будем аккуратнее, чтобы не поймали копы», — говорят водители.

Именно так: чтобы не поймали, а не чтобы не подвергать риску пассажиров.

Такое преступное отношение водителей отчасти объясняет официальная статистика. «Сегодня» выяснила, что за прошлый год в Украине было зарегистрировано 2984 уголовных производства по ДТП. В них погибло 3432 человека. При этом, как нам сообщили в пресс-службе ГПУ, за год в суд было направлено лишь 670 дел о смертельных ДТП. Объясняют тем, что дела о ДТП требуют много времени для расследования. В генпрокуратуре добавляют, что 1092 уголовных производства по смертельным ДТП были закрыты из-за отсутствия состава преступления. Еще 909 участникам таких ДТП объявлено подозрение.

Приговоры

Журналисты проанализировали ход переданных в суд уголовных производств за прошлый год. На данный момент судьи огласили всего 276 приговоров делам ДТП со смертельным исходом (от 3 до 10 лет тюрьмы). По отношению к общему числу переданных в суд дел — это менее половины.

«За 2017 год по части 2 статьи 286 УК Украины (один погибший в ДТП) осужден и лишен свободы 241 человек. По части 3 (два и более погибших) — 35 человек», — сообщила «Сегодня» представитель пресс-службы государственной судебной администрации Ольга Какаулина.

По ее словам, часть уголовных производств о ДТП еще рассматриваются в судах.

Немало на аварийность на дорогах влияет проблема с привлечением водителей к ответственности за нарушения, которые не привели к ДТП. По мнению юриста, из-за далеко не идеальной правовой базы и непрофессионализма некоторых полицейских люди не всегда понимают, за что их штрафуют, после чего у них складывается не совсем адекватное отношение к нарушению и к наказанию.

"Взаимосвязь между причинами и нарушениями у некоторых водителей напрочь отсутствует. Они воспринимают штрафы не как наказание за нарушение, а как лотерею – сегодня меня, завтра тебя, как какой-то налог на езду на наших дорогах", – дополняет адвокат.

И, напоследок, колоссальная проблема – это пешеходы, велосипедисты, погонщики животных, которые за нарушение ПДД не несут никакой ответственности.

"Они видят, что в любом случае виновным сделают водителя автомобиля, поэтому и нарушают", – говорит Вадим Володарский.

По мнению эксперта, ситуацию на дорогах смогут решить не проверки, рейды и громкие заявления чиновников, а лишь глобальные изменения в законодательной сфере, усовершенствование дорог и воспитание у всех участников дорожного движения культуры поведения на дороге.

Дефицит судей и честности

Эксперты и юристы называют несколько причин того, что в Украине колоссальная разница между количеством смертельных ДТП и фактическим числом вынесенных приговоров.

«Из-за дефицита судей у нас «хромает» судебная система. Если решить кадровую проблему, то рассмотрение дел ускорится, — считает адвокат Иван Либерман. — Кроме того, часто в обвинительных актах имеют место быть процессуальные нарушения, из-за чего суд не принимает такой документ и, как итог, — дело затягивается. Также есть данные, что на одного прокурора по долгу службы приходятся сотни уголовных производств, то есть правоохранители не всегда вовремя справляются с возложенными на них обязательствами». Автоэксперт Владимир Караваев добавляет, что он не исключает продажности представителей власти в делах о смертельных ДТП. «Не исключаю, что присутствует коррупция», — говорит он.

Автор: Людмила Грубник;  «Сегодня»

You may also like...