Похищенный советской шпионкой натюрморт вернулся в Германию

Картина Бальтазара ван дер Аста, одного из художников "золотого века" нидерландской живописи, специализировавшихся в XVII столетии на рисовании натюрмортов с цветами и фруктами, вернулась по прошествии более чем 70 лет в Ахен. Этот пропавший после Второй мировой войны натюрморт "Цветы в вазе эпохи Ваньли" был написан в 1620-1625 году маслом на деревянной основе.

Этот шедевр пропал после Второй мировой войны. Теперь он снова вернулся в ахенский музей, к коллекции которого принадлежит.

Натюрморт Цветы в вазе эпохи Ваньли в Ахене

Натюрморт "Цветы в вазе эпохи Ваньли" в Ахене

Миниатюрный – 36,6 на 27,7 сантиметров –  шедевр находился в частном владении. В результате почти детективного расследования удалось не только вернуть картину в музей, но и реконструировать послевоенную судьбу натюрморта.

Еще в 1941 году художественное собрание музея Сюрмонда-Людвига, частью которого был натюрморт, вместе с сокровищами кафедрального собора Ахена были перевезены на восток Германии, в саксонский Майсен, где они были поначалу надежно укрыты от разрушительных бомбардировок за каменными стенами замка Albrechtsburg. После окончания войны замок оказался в советской оккупационной зоне, и большая часть художественных ценностей, как и многие другие находившиеся на востоке Германии артефакты, была вывезена советскими трофейными бригадами в СССР. Но натюрморту ван дер Аста была уготована иная судьба: картина попала в руки жительницы Майсена Алисы Титтель (Alice Tittel), эмигировавшей в 1951 году в Канаду.

Бальтазар ван дер Аст. Цветы в вазе эпохи Ваньли. (1620-25)

Бальтазар ван дер Аст. "Цветы в вазе эпохи Ваньли". (1620-25)

Как пишет газета Welt со ссылкой на директора музея Сюрмонда-Людвига, при въезде в Канаду Алиса Титтель, позже вышедшая замуж и взявшая фамилию мужа Сиано, имела при себе 12 картин. Восемь или десять из них принадлежали ахенскому музею. Директор музея Петер ван дер Бринк предполагает, чт, по крайней мере, часть этих картин из Ахена до сих пор находится в частных коллекциях. "Алиса Сиано, совершившая кражу, обладала хорошим вкусом и знанием дела в отношении художественных ценностей", – с горькой иронией говорит ван дер Бринк.

Верхушка айсберга

Директор ахенского музея много лет занимается работой по установлению происхождения художественных ценностей, которые были конфискованы нацистами у их владельцев, как правило, евреев. Детективные истории, которые он мог бы рассказать про одиссеи художественных шедевров, показывают, какой еще потенциал есть у расследований в этой области. В Киеве, например, искусствовед имел возможность увидеть около 150 рисунков из коллекции Берлинской академии искусств. "В берлинском каталоге утраченных экспонатов, однако, фигурируют всего два рисунка. О том, что Академия лишилась 150 рисунков, берлинцы даже и не знали".  

В Москве Петер ван дер Бринк, как пишет с его слов газета Welt, видел находящуюся в частном владении картину Клода Моне, также принадлежавшую до Второй мировой войны музею Сюрмонда-Людвига в Ахене. Но о возвращении полотна говорить пока затруднительно, потому что нынешние его владельцы являются, как указал ван дер Бринк, "прямыми потомками высокопоставленного советского военного, который очевидно ее похитил". Деньги для выкупа украденных ценностей общественные фонды, по словам ван дер Бринка, не предоставляют.

В случае с натюрмортом Бальтазара ван дер Аста такой проблемы не было. Последняя его владелица, коллекционер из Нью-Йорка, не могла знать, что натюрморт принадлежит немецкому музею и был похищен. Когда она его приобрела, эксперты считали, что это была другая версия считавшейся пропавшей картины.

Недоразумение из-за мухи

Причиной недоразумения стала муха, которую голландский мастер изобразил слева от вазы с цветами. На черно-белой репродукции натюрморта, опубликованной в 1965 году в одном из каталогов утраченных произведений искусства, муха отсутствует: ее заретушировали для публикации вместе с отпечатком трещины, проходившей по стеклянному негативу. Но это выяснилось лишь позднее,а долгое время искусствоведы считали, что ван дер Аст нарисовал два похожих натюрморта: один с мухой, один – без, а тот, что с мухой, находится неизвестно где.

Лишь в 1997 году эксперту из Гааги удалось доказать, что две предположительные версии одного натюрморта являются в действительности одной и той же картиной. В ходе последовавшего расследования удалось также проследить цепочку владельцев от арт-дилера в Нью-Йорке до той самой Алисы Сиано, которая привезла в Канаду похищеные в Мейсене художественные ценности и не сообщила о них на канадской таможне.

Кстати, некоторые СМИ называют ее советской шпионкой. Директор ахенского музея предпочитает более дипломатичные формулировки. Алиса Титтель "оказывала услуги" советским оккупационным властям, говорит ван дер Бринк, и добавляет: "Я даже не хочу знать, что это были за услуги". Но именно за свою службу она, скорее всео, и получила от своего начальства картины из ахенской коллекции. "Бартер" очень ценный, поэтому, наверное, и услуги были серьезные.

С 2008 года, когда музей Сюрмонда-Людвига опубликовал репродукции своих утерянных экспонатов, сделанных со стеклянных негативов, натюрморт ван дер Аста на легальном артрынке уже невозможно было продать. И сейчас ахенский музей смог приобрести натюрморт, заплатив своеобразную компесацию нынешней владелице – малую долю его рыночной стоимости, 400 000 доларов США.

Автор: Элла Володина, Deutsche Welle

 

You may also like...