В Украине становится все больше поддельного бензина: 5 признаков «бодяги»

На фоне снижающегося потребления нефтепродуктов из-за их дороговизны (по данным консалтинговой группы "А-95", с начала года бензин А-95 подорожал с 16,96 до 19,77 грн/л или почти на 3 грн/л, цены в стране выросли на 40%, а реальные зарплаты "усохли" почти на 16%) все больше водителей, которые не переоборудовали свои автомобили на сжиженный газ начинают искать, где бы заправиться подешевле. Не особо задумываясь, а что они, собственно, льют в бензобак.

 

А, как известно, спрос рождает предложение, качество топлива никто не проверяет, а "бодяжников" крышуют.

Украину снова начинает накрывать волна поддельного бензина, бьют тревогу эксперты топливного рынка.

Директор "А-95" Сергей Куюн утверждает, что до 15% рынка сегодня – фальсификат Год назад было менее 10% и то на периферии – Авт.). "По официальным данным Госстатистики, за 1 полугодие 2015 г. Украина потребила без малого 1,124 млн т бензина. Свое производство составило 305 тыс. т, очевидно, что остальные 819 тыс. т – импорт. Но через таможню прошло всего 705 тыс. т. Откуда взялись 114 тыс. т, или почти 10% рынка?" – задает вопрос эксперт.

И сам отвечает на него: этот "бензин" был произведен в Украине на легальных и нелегальных предприятиях путем смешения компонентов моторного топлива. О том, что его завозят на конкретные нефтебазы, причем в больших количествах, говорит статистика ж/д перевозок, а также то, что некоторые даже брендовые сети АЗС продают "95-й" и даже "95-й евро" бензин, но при этом официально не импортировали его ни литра. Кроме того, по мнению Куюна, статистика не учитывает еще и продажу поддельного бензина "мимо кассы". Смысл в этом появился с января 2015 г., когда был введен 5% сбор с розничных продаж подакцизных товаров.

При нынешних ценах на топливо это означает, что каждый проданный мимо кассы литр приносит 1 грн, это от трети до половины всей прибыли АЗС, поэтому смысл левачить есть.

"Размер теневого рынка бензина в первом полугодии можно оценить минимум в 275 тыс. т, а за весь год на рынке будет около 550 тыс. т нелегальных нефтепродуктов, которые унесут из госбюджета до 8 млрд грн, – подсчитал Куюн. 

С Куюном согласен и замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. По его мнению, торговцы "бодягой" обнаглели потому, что государство с ними никак не борется.

Причины две: первая – нет денег для проверок, а вторая – если даже экспертиза покажет, что топливо поддельное, у АЗС сразу появляется "крыша", причем вооруженная и одетая в камуфляж с нашивками какого-нибудь "добровольческого батальона". Кто на самом деле стоит за ними, остается, по словам Рябцева, только догадываться.

"С такими "нелегалами" представители крупных сетей АЗС сейчас боятся связываться, дабы не потерять бизнес или не оказаться физически уничтоженным. В итоге потребитель остается один на один с проблемой "бодяги", так как даже наличие чека не гарантирует, что вы докажете свою правоту, – констатирует Рябцев.

По словам Куюна и Рябцева, больше всего по объемам "бодяги" продается в Киеве, так как там самое большое потребление топлива. А вот в процентном отношении лидирует провинция. "В столице у потребителя хотя бы есть выбор сэкономить или переплатить, а вот в глубинке такого выбора нет", – сказал нам Рябцев.

Подтверждают его слова и автомобилисты. "У нас в Фастове все, кто понимает, что к чему, заправляются только в Киеве, потому что местный бензин весь паленый", – говорит водитель Игорь Серов. Вывод из сказанного такой: "бодяга" исчезнет только тогда, когда потребитель проголосует деньгами и начнет объезжать подозрительные заправки десятой дорогой.

Как определить, что на какой-то АЗС с топливом не всё чисто, нам рассказали эксперты.

5 признаков поддельного бензина

1. Цена ниже рыночной на 2-3 и более гривни. Учитывая, что прибыль легальных производителей после уплаты налогов составляет всего 2-3 грн, не может быть, чтобы А-95 стоил сегодня не 18-18,5 грн, а 15-16 и менее.

2. АЗС расположена в неприметном месте: промзоне, гаражном кооперативе, на ней нет "Уголка потребителя", либо он не оформлен, персонал отказывается сообщить информацию о происхождении топлива и предоставить сертификат качества, хотя обязан это сделать.

3. Топливо пахнет не бензином, а имеет резкий "химический" запах.

4. Цвет бензина должен быть светло-желтым или зеленоватым, а не желтовато-корочневым, а налитый в емкость бензин – прозрачным, а не мутным.

5. Если капнуть бензином из заправочного пистолета или канистры на руку, чистый продукт быстро испаряется и сушит кожу, а не размазывается жирным пятном — это признак примеси дизтоплива.

Есть три простых экспресс-способа не попасть на явную бодягу: не покупать очень дешевое топливо (на 2 и более грн ниже обычной цены); перед заправкой понюхать пистолет — нормальное топливо не пахнет бытовой химией; капнуть бензином на белую бумагу или на руку — после его испарения не должно быть масляного пятна.

Доверяй, но проверяй. Как контролируют качество топлива на заправках?  

Иногда, заправившись "по дешевке", сэкономивший на топливе водитель начинает наблюдать странные метаморфозы, происходящие с любимым авто. В лучшем случае "чудеса" заканчиваются заменой расходников, в худшем – серьезными проблемами с автомобилем, траты на ремонт которого в разы превышают сэкономленные на горючем деньги.

По мнению ряда экспертов, вышеописанная ситуация не удивительна, ведь сегодня 25% нефтепродуктов на рынке – фальсификат. Получается, что каждый четвертый литр топлива  – потенциальный яд для вашего автомобиля. Безусловно, на каждой первой АЗС автолюбителя заверят: все под строжайшим контролем, топливо соответствует всем мыслимым и немыслимым стандартам. Возникает логичный вопрос: кто и как контролирует эти стандарты? Ответ на этот вопрос найти непросто, но возможно.

Например, центр топливных испытаний TFС "Концерна Галнафтогаз", к которому относится небезызвестная сеть АЗК "ОККО", имеет в своей распоряжении 11 стационарных и 4 мобильных испытательных лаборатории по контролю качества нефтепродуктов, которые аккредитованы по европейскому стандарту "Общие требования к компетентности испытательных и калибрирующих лабораторий".

Буквально в эти дни мобильные лаборатории концерна проводят публичный контроль топлива на заправках "ОККО" в режиме реального времени.

"Каждый день мы проверяем по 5-6 наших заправок. Маршруты постоянно меняются, и даже мы узнаем их только в день выезда. Для АЗС наш визит – всегда неожиданность, – рассказал нам инженер компании Андрей. – Фактически сегодня мы делаем свою стандартную работу, просто решили сделать ее открытой для клиентов"

По словам Андрея, в мобильной лаборатории он работает уже третий год. Сама процедура отбора и проверки занимает всего 5-10 минут. За это время специалист получает на руки полную информацию по образцу: данные об октановом числе, ароматике, фракционном составе. Здесь же полученный результат можно сверить с требованиями госстандарта. 

"Мы контролируем порядка 20 параметров, по которым  можно судить, не попали ли в топливо вредные примеси, бензол, ароматика, спирты в огромных количествах или эфиры. Именно это и отличает пусть более дорогое, но зато качественное топливо от фальсификата. К сожалению, сейчас многие стараются заправиться где подешевле, а потом жалуются на проблемы с машиной", – объясняет наш собеседник.

К слову, подобные эксперименты мобильные лаборатории TFC будут ставить до 3 октября. Проверить качество на заправках "ОККО" могут автомобилисты Киева, Львова, Днепропетровска, Харькова, Одессы, Тернополя, Запорожья и Полтавы.

Автор: Александр Панченко, «Сегодня»

 

You may also like...