Что ждет водителей после объявления властями «войны на дорогах»

В Украине после трагического ДТП в Харькове всерьез заговорили об ужесточении наказания за нарушение правил дорожного движения (ПДД). Министр внутренних дел Арсен Аваков заявил: до конца года необходимо принять уже зарегистрированный в Раде законопроект и объявить «войну на дороге». 

Помимо увеличения размеров штрафов, чиновники и парламентарии предлагают расширить права полицейских и установить камеры на дорогах.

В издании Realist пытались разобрался, как в Украине предлагают наказывать недобросовестных водителей.

Кабмин анонсировал масштабные перемены

В Украине — один из самых высоких уровней смертности на дорогах. В прошлом году в ДТП погибли 3 187 человек, а пострадали более 32 тыс. человек. В этом году есть все шансы обогнать прошлогодний «результат» — только за 9 месяцев 2017-го на дорогах погибли 2 317 человек, а травмы получили более 25 тыс. человек.

По статистике, из 100 тыс. украинцев 10−12 человек умирает на дорогах. В то же время в Швеции — всего два человека. В среднем в Украине в несколько раз больше ДТП со смертельным исходом, чем в соседних европейских странах. Причин для такой печальной статистики несколько. Во-первых, как говорят в Институте демографии и социальных исследований, львиная часть водителей, попавших в смертельные ДТП, садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, как подчеркивает юрист Александр Плахотник, наказание за нарушение правил дорожного движения относительно щадящее.

«Я бы сказал, что есть три основных фактора: низкая культура водителей, которую можно повышать за счет увеличения штрафов и контроля на дорогах, плохое состояние дорог и, конечно же, пьяные на дорогах», — рассказывает Александр Плахотник.

20-летняя харьковчанка Елена Зайцева

Для примера: 20-летняя харьковчанка Елена Зайцева, находившаяся за рулем наехавшего на толпу внедорожника, за шесть нарушений ПДД в общей сложности заплатила штраф размером 1785 грн. Об этом заявил нардеп Борислав Береза. Девушка игнорировала дорожные знаки, оставляла машину на пешеходном переходе и «сильно препятствовала дорожному движению». К слову, украинским водителям за превышение скорости грозит штраф в 255 грн, а за управление машиной в состоянии алкогольного опьянения — 10 200 грн.

В Кабмине уже заявили о том, что ситуацию на дорогах кардинально изменят. «МВД инициирует масштабные изменения для повышения безопасности дорожного движения», — говорится в заявлении на сайте правительства.

Камеры, штрафы и новые причины для остановки

Видеофиксация. Сократить количество ДТП в Украине помогут видеокамеры, уверен Арсен Аваков. «Почему я так педалирую необходимость введения видеофиксации? Считаю, что при полном внедрении системы мы резко уменьшим смертность на дорогах», — заявил министр. В качестве примера чиновник приводит ситуацию в Польше, где после установки 500 камер на трассах количество смертей сократилось с 4000 до 3200.

Правда, украинские чиновники собираются внедрить идею видеофиксации более масштабно. Только на первом этапе МВД по всей стране собирается установить 4000 камер. Правда, где взять на это деньги, на данный момент неизвестно. Пилотные проект с первыми камерами на дорогах появились в Украине более года назад. Тогда Аваков планировал установить как минимум 3000 камер. Стоимость всей системы — несколько миллиардов долларов.

Главный минус видеофиксации, как считает юрист Тарас Бажан, — сложность установления, кто именно находился за рулем транспортного средства. По украинскому законодательству наказывать нужно не владельца машины, а водителя, который нарушил ПДД.

«Предположим, что моим авто пользуются три человека — я, брат, сват. Вот кто-то попался на эту камеру, нарушил скорость. Кому начислят штраф? Мне — как владельцу авто или тому, кто нарушил? А если никто не признается, а если я вообще скажу, что не знаю, где находился мой автомобиль в это время и я ничего не нарушал? Как будут доказывать? Да и пока это только разговоры, главное, где взять деньги? Я бы хотел посмотреть, как у разбитых дорог разместили эти камеры общей стоимостью несколько миллиардов долларов. Может, сперва бы с дорогами навели порядок?», — вопрошает Бажан.

 

Больше причин для остановки водителей. На данный момент полиция имеет право остановить автомобиль только в двух случаях: водитель нарушил ПДД или же, согласно ст. 35 закона «О Нацполиции», у правоохранителей есть обоснованные подозрения, что водитель остановленного автомобиля нарушил правила или закон. Кабмин призывает парламент принять уже зарегистрированный законопроект, который предполагает расширение перечня оснований для остановки автомобилей. Таким обоснованием, например, может быть ориентировка.

В законопроекте предлагают разрешить полицейским останавливать любые машины для проверки водителей на состояние алкогольного опьянения. Причем останавливать и проверять водителей будут в местах, где чаще всего попадаются автолюбители, находящиеся подшофе. Оштрафовать и даже изъять автомобиль могут в двух случаях: если остановленный водитель оказался пьяным или же если водитель отказался проходить тест на содержание алкоголя в крови.

Штрафы и скорость по-новому. Министр инфраструктуры Владимир Омелян уверен, что в Украине нужно ввести ограничение скорости — не выше 50 км/час — и утвердить «драконовские штрафы». Предложения с ужесточением наказания за нарушения правил чиновник пообещал разработать до конца этого года.

«Мы настаиваем — 50 км/час и драконовские штрафы за превышение скоростного режима, непристегнутый ремень безопасности на передних и задних сиденьях, отсутствие детских сидений при перевозке детей, использование мобильного без средств hands-free. Обязательные фото- и видеофиксация нарушений и „письма счастья“, лишающие прав за вождение в нетрезвом состоянии», — написал министр в соцсети.

О том, что чиновники собираются кардинально ужесточить наказания для водителей, заявил и замглавы Координационного совета Общенационального форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев. По его словам, власть имущие планируют не только снизить разрешенную скорость, но и ужесточить наказания за создание аварийной ситуации.

И юристы, и эксперты в сфере безопасности на дороге уверены: властям стоит думать не только об увеличении штрафных санкций, но и об улучшении транспортных развязок, ремонте дорог. Насколько в Украине повысят штрафы, на данный момент еще неизвестно — предложения разрабатывают в профильных министерствах. Однако и в Кабмине, и в Раде уже заявили, что наказывать нарушителей на дороге нужно жестче.

Автор: Александр Литвин, Realist 

 

You may also like...