Смартфоны убивают: 5 свежих идей для безопасности пешехода

Каждый год на дорогах мира погибают около четверти миллиона пешеходов и в разы больше получают травмы. Россия в этом печальном списке на одном из первых мест и потому грех не задуматься, как, если не прекратить эту «невидимую войну», то по крайней мере сократить количество жертв. 

Увы, идеального рецепта предотвращения конфликта пешехода и автомобиля до сих пор не придумано. Зато есть множество реально работающих советов и идей — и, что даже лучше, этот пласт знаний не застыл однажды и навсегда, а постоянно эволюционирует, вбирая в себя новый опыт и новые технологии. 

Так что, наткнувшись в очередной раз на обсуждение проблемы в отечественной прессе, я решил собрать самые свежие наработки в этой области. Часть из них вне нашей власти (ими занимаются производители авто) и приводятся здесь больше для расширения кругозора. Другая потребует значительных денежных трат на переобустройство, например, переходов. Зато остальные предполагают чисто информационную работу с населением, что уж точно по карману даже муниципалитетам с самым тугим бюджетом. А результат: спасённые жизни! Что может быть ценней? Итак…

1. Интеллектуальные системы обнаружения пешехода для автомобиля 

Может быть компьютеры ещё и не научились рассуждать как человек, но распознавать объекты в реальном мире они научились. И задача увидеть пешехода за несколько десятков метров, понять, что это пешеход, оценить направление его движения и вероятность контакта с капотом, цифровой технике вполне по силам. Даже такой маломощной, как бортовым компьютерам, которые всё чаще в автомобили встраиваются.

Говорить о каком-то одном, самом успешном или универсальном, решении пока не приходится, но тенденция обозначилась несомненная: во многих топовых моделях продающихся машин (и в ещё большем числе проектируемых) уже имеются системы обнаружения пешехода. Таковы, например, старшие модели Volvo и Tesla Motors. Помимо компьютера, там есть и прочая необходимая электроника: камеры, радары или лидары (лазерные радары), а также обратная связь с тормозами, которые срабатывают автоматически в случае обнаружения препятствия. 

Но даже автомобиль, не входящий в этот список, можно оснастить подобной системой самостоятельно — приобретя одно из автономных решений (например, MobileEye). На лобовое стекло вешается дополнительная камера, а роль дисплея выполняет обыкновенный смартфон. Как только пешеход обнаружен, звучит сигнал тревоги. При движении с нормальной для города скоростью, у водителя будет почти две секунды на то, чтобы затормозить. 

2 . «Умный» пешеходный переход

 

Это решение касается только регулируемых пешеходных переходов, зато оно и проще технически. Смысл: в светофоре на переходе устанавливается микрокомпьютер, которым каким-либо образом определяет, что рядом стоит человек, которому нужно дорогу перейти. В простейшем случае пешеход может наступить на пластину: она замкнёт электрическую цепь и отправит сигнал компьютеру. Либо опять-таки применяются камеры или другие сенсоры.

Так или иначе, обнаружив пешехода, светофор не только сам предупредит водителя и включит зелёный свет (это, в конце концов, «умеет» и простая кнопка, которую человек нажимал, подойдя к переходу), но ещё и продлит или укоротит время, в течение которого разрешающий сигнал горит. Продлит, если дорогу пересекает, например, человек пожилой. И сократит, если, напротив, пешеход пересёк контролируемое пространство быстрее обычного. Выросшая эффективность управления дорожным движением — приятный побочный эффект.

3. Световозвращающие элементы

 

Возлагать всю заботу о безопасности пешехода только на внешние устройства — значит перекладывать ответственность с больной головы на здоровую. Согласно новой редакции правил дорожного движения, пешеход теперь обязан, находясь в тёмное время суток на некоторых дорогах, носить световозвращающие элементы. И это тот самый случай, когда лучше не уточнять, на каких именно дорогах (на всех за городом), а носить «блестяшки» или, как их ещё называют, фликеры или рефлекторы, всегда. 

Водители прекрасно знают, что вечером и ночью, а также при плохой погоде, заметить человеческую фигуру на дороге — дело непростое. И математика подтверждает этот опыт: человек в повседневной одежде различим ночью на расстоянии лишь трёх-пяти десятков метров. Однако наличие на одежде фликеров увеличивает эту дистанцию в пять раз и более!

И это как раз то, чему ГИБДД совместно с активистами учат детей в рамках традиционной уже ежегодной образовательной акции «Видимость на 5!», проводимой в школах. Нет причин, особенно ребёнку, не носить световозвращающие элементы сегодня! Их выбор настолько широк, что всегда можно подобрать что-то, что подойдёт по стилю и форме: от строгих браслетов, крепимых прямо на одежду, до разнообразных значков, которые так любит молодёжь.

Наглядный пример того, как сильно увеличивают безопасную дистанцию простые световозвращающие значки.
Наглядный пример того, как сильно увеличивают безопасную дистанцию простые световозвращающие значки.
 

4. Базовые правила

 

Но информационную работу нельзя ограничивать только лишь фликерами. К настоящему моменту на Западе сформировался набор правил для детей и подростков, который им повторяют неустанно. И набор этот примерно такой. Готовясь перейти дорогу, установите визуальный контакт с водителем (встретьтесь с ним глазами): пока за рулём живые люди, а не роботы, только это и может служить гарантией, что вас заметили и на вас среагируют. Потому что — и это правило номер два — ждать рационального поведения от других участников дорожного движения по умолчанию не следует: напротив, для своего же блага лучше исходить из предположения, что они не будут действовать логично — это поможет избежать неприятных сюрпризов.

Далее, конечно, необходимо уважать знаки, а на дорогу смотреть не дважды, как нас всегда учили, а трижды: налево, направо и снова налево, чтобы заметить вывернувший откуда-то или движущийся с превышением скорости автомобиль. И, наконец, совсем свежая добавка: необходимо исключить все средства раздражения внимания, в том числе наушники и смартфон. И об этом, право, стоит поговорить отдельно, поэтому:

5. Смартфоны убивают

 

За последние десять лет в мировой статистике происшествий с участием пешеходов случилась неожиданная перемена: при общем улучшении ситуации, травматизм и смертность в возрастной категории 15 — 24 года выросли. Чем это обусловлено? Доминирующее объяснение сводится к появлению у молодёжи и подростков мобильных цифровых устройств: телефонов, смартфонов, планшетов.

Если в начале нулевых «мобильник» был меньше чем у каждого второго подростка, то к концу десятилетия уже у трёх из четырёх, а сегодня практически стопроцентно! А проблема, конечно, в том, что мобильные устройства отбирают на себя всё внимание человека, который ими пользуется.

И поскольку способа вернуться в прошлое без телефонов нет, необходимо вести жёсткую разъяснительную работу в группе риска: приближаясь к дороге, будьте на дороге! Времени это много не займёт, а сэкономить может целую жизнь! Просто выньте/снимите наушники, оторвитесь от телефона, оцените обстановку трезво и не торопясь перейдите. Потом можете утыкаться в телефон снова — тут уж любые доводы бесполезны.

Автор: Евгений Золотов,  ГосВопрос

 

You may also like...