Зачем советская власть создавала миф о происхождении криминального жаргона из цыганского языка

Едва ли найдется другой народ, о котором существует больше мифов и легенд. Источниками некоторых из них являются сами цыгане, другие сложились в результате обобщений населения, третьи — фантазия конкретных авторов, четвертые просто глупость. Наша задача — попробовать изменить эти во многом основанные на заблуждениях представления.

Язык воров и язык цыган

 

 Цыгане. Неизвестный автор. 1900-е © Library of Congress, Washington, D.C.

 

Представление о том, что значительную часть русского воровского жаргона составляют заимствования из цыганского языка, существует по крайней мере с начала XX века. В 1909 году в статье «Словарь воровского языка», напечатанной в «Вестнике полиции», криминалист Василий Лебедев писал: 

«Ознакомившись даже бегло с языком наших русских преступников, нетрудно заметить, что он носит характер интернациональности…  в особенности же много в нем слов и выражений, заимствованных из языка тех племен, которые, как и бродяжничествующий повсюду класс профессиональных преступников, волею судеб осуждены влачить жалкое существование, не имея отечества, промышляя также среди других народов, а именно цыган и евреев».

С «научной» точки зрения о связи русского воровского жаргона с цыганским языком впервые написал филолог Алексей Баранников. В 1931 году в статье «Цыганские элементы в русском воровском арго» он утверждал, что в криминальном жаргоне насчитывается более 200 цыганских элементов.

Как показал исследователь цыганского языка Виктор Шаповал, подобное суждение не более чем миф, созданный в рамках определенной исторической ситуации. В работе Баранникова упоминается 113 слов и словосочетаний, из которых четверть не имеет к цыганскому языку никакого отношения (например, латинизм «лярва», гебраизм «хавир», офенское   «шурье» и так далее). Однако подозрения вызывают и те элементы, которые можно признать цыганскими.

В качестве примера Шаповал приводит секретное выражение «взять за жагу», которое в бандитской среде якобы означало: «настойчиво напирать при допросе». По мнению исследователя, «многим такое название части тела «жага» кажется сомнительным». Разгадка кроется в источнике: в 1927 году под руководством криминалиста Сергея Потапова был издан словарь жаргона,
на материале которого Баранников написал свою статью. Подробный анализ цыганских слов и фраз, приведенных в словаре, показал, что большая часть материала была взята из цыганской речи. Иными словами, к русскому жаргону они отношения не имеют.

По мнению исследователя цыганской культуры Николая Бессонова, причина, по которой Баранников опубликовал в 1931 году свой текст, заключается в следующем:  

«В начале тридцатых годов цыган пытались сделать колхозниками. Нужно было идеологически подготовить общество к идее, что будет гораздо спокойнее, если прикрепить кочевой народ к земле. Естественно, для этого требовалось «научно» обосновать уже существовавшее мнение об их предельной криминальности. Академик Баранников, индолог по научной специализации, выполнил социальный заказ — причем не только в указанной, но и во всех остальных работах по цыганской тематике».  

Источники

  • Шаповал В.  Власть как лексикограф (цыганское слово в словаре блатного жаргона).

    Лингвистика: Бюллетень Уральского лингвистического общества. Т. 13. Екатеринбург, 2004.
  • Шаповал В.  Цыганизмы в жаргонных словарях. Критерии достоверности описания.

    Saarbrücken, 2011. 

 Подготовила Надежда Бирюкова


Главные мифы о цыганах

Миф первый: цыгане — это единый народ. Основан миф на том, что цыгане обладают единым языком. Но существует огромное количество самых разнообразных этнических групп цыган, которые могут отличаться практически всем, прежде всего — диалектами и традициями.

Миф второй: у цыган нет собственного языка, цыгане перенимают язык народов, на территории которых живут. Но цыганский язык существует.
Он генетически родственен индийским языкам; во время миграции цыган из Индии в Европу язык был подвержен множеству влияний, затем появились различные диалектные группы.

Миф третий: все цыгане кочуют. По всей видимости, исторически цыгане не были кочевым народом: передвижения цыган относятся к эпохе их миграции в Европу. Кроме того, кочевье цыган сильно зависит от региона и от времени.

Миф четвертый: цыганские общины возглавляются баронами. Дело в том, что в цыганском языке существует слово «баро», которое дословно значит «большой» и в словосочетании «баро мануш» или «рай баро» может означать большого человека, важную персону. На самом деле непосредственно вожака, который бы вел основные дела общины, у большинства этнических групп нет.

Миф пятый: цыгане — криминальный народ и промышляют исключительно преступными деяниями. В действительности существует огромное количество цыганских профессий, а в некоторых общинах есть табу на те или иные занятия, например, на торговлю наркотиками. 

Миф шестой: цыгане крадут детей. Миф связан, по всей видимости, с тем, что у цыган всегда много детей и среди них попадаются дети со светлой, «нецыганской» внешностью.

Источник:  Arzamas —  некоммерческий просветительский проект

 

 

You may also like...