Китай-планета

Во внешней политике Китай руководствуется доктринами «мирного развития» и «гармоничного мира». Это означает, что Пекин не желает вмешиваться в дела других стран, предпочитая экономическую экспансию политизации отношений. Плюс эмиграция из Китая, которая негласно стала частью государственной политики.

Купить Африку

Американский писатель Джон Апдайк в своем романе «Переворот» упоминал влияние Китая на африканскую политику. Спустя три десятилетия после того как была написана книга, борьба Китая и США за Африку, а именно за доступ к африканской нефти, стала одним из чувствительных моментов мировой политики. Так, Китайская национальная нефтяная компания является крупнейшим иностранным инвестором в Судане, вложив минимум $5 млрд. в разработку нефти в этой стране.

Общий же объем китайских инвестиций, вложенных в Судан с 1999 года, составляет по меньшей мере $15 млрд. КНР совместно с суданским правительством владеет нефтеперерабатывающим заводом близ Хартума. Месторождения же, находящиеся в китайской концессии, расположены на юге страны, где, как известно, годами то вспыхивает, то тлеет Дарфурский конфликт. Поэтому в 2007-м КНР выступала посредником между правительством Судана и ООН, желавшей разместить в Дарфуре своих миротворцев.

Китай потеснил США в Нигерии, ЮАР, Анголе и Мозамбике, предоставив им с 2006-го по 2009-й кредитов и безвозмездной помощи на сумму в четыре раза больше той, что была дана Всемирным банком всем странам к югу от Сахары за тот же период. В отличие от Всемирного банка и МВФ, Китай не только не обуславливает свои кредиты, но еще и строит в африканских странах дороги и школы, становясь благодаря этому очень привлекательным партнером.

На пороховой бочке

Во внешней политике Китай руководствуется доктринами «мирного развития» и «гармоничного мира». Это означает, что Пекин не желает вмешиваться в дела других стран, предпочитая экономическую экспансию политизации отношений. Критики Китая говорят, что подобная сдержанность во внешней политике связана в том числе с внутренними проблемами огромной страны, которые не позволяют особо распылять внимание и силы государства.

Для Китая по-прежнему характерны территориальные диспропорции социально-экономического развития. Приморские провинции живут существенно лучше внутренних и лидируют по объемам привлекаемых иностранных инвестиций. Еще одна проблема КНР – перенаселение. Для борьбы с ней в конце 1970-х была введена политика «одна семья – один ребенок». Но она обернулась другим кризисом – привела к преобладанию мужского населения.

По данным газеты «Жэньминь жибао», к 2020 году мужчин, достигших брачного возраста, в Китае будет на 24 млн. больше, чем женщин. Основная причина – выборочные аборты. В китайских семьях традиционно предпочитают рожать мальчиков и нередко избавляются от еще не родившихся девочек. Частичное решение проблемы гендерного перекоса – дальнейшая эмиграция из Китая, которая негласно станет частью государственной политики.

«Четвертной союз»

Китай вместе с Россией, Индией и Бразилией входит в группу БРИК, которая хоть и не является официальным альянсом, заставляет понервничать страны «Большой семерки». Ведь согласно прогнозу банка Goldman Sachs, через 40 лет суммарное ВВП вышеупомянутых четырех быстро развивающихся стран превысит суммарное ВВП самих государств G7.

На долю БРИК приходится 26% территории Земли, 42% населения планеты (2,83 млрд. человек) и 14,6% мирового ВВП. Бразилия, Россия, Индия и Китай производят половину выращиваемой в мире свинины, почти половину пшеницы, больше трети мяса птицы, треть говядины. В странах БРИК расположено 32% общемировых пахотных земель.

Налаживание политических взаимосвязей в формате БРИК началось в сентябре 2006-го, когда во время 61-й сессии ООН в Нью-Йорке встретились министры иностранных дел четырех стран. Затем последовали два саммита БРИК. В последний раз главы Бразилии, России, Индии и Китая встречались в апреле этого года в городе Бразилиа, где обсуждали вопросы борьбы с кризисом, а также создание нового финансового порядка, в частности, собственное право на большее влияние во Всемирном банке и Международном валютном фонде.

«Шанхайские барсы»

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) – единственное региональное объединение постсоветских стран, участником которого также является Китай. В ШОС входят Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Россия и КНР. При этом у Москвы и Пекина разное виденье задач организации. Китай рассматривает страны ШОС как перспективный рынок сбыта своих товаров и хотел бы сформировать с ними общее экономическое пространство.

Для того чтобы расширить свое участие в экономических проектах на территории государств – участников организации, Пекин планирует создать Китайский фонд экономического развития, а также Ассамблею спонсоров ШОС из числа финансистов и предпринимателей Шанхая.

Россия же опасается установления китайской экономической гегемонии и настаивает на том, что ШОС должна заниматься борьбой с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Напомним, в течение нескольких лет обсуждалась теоретическая возможность появления китайской военной базы на территории Кыргызстана. Но поскольку после очередной смены власти в стране эта идея не обрела актуальность, очевидно, что для Китая этот проект сегодня не стоит на повестке дня.

Партия – их рулевой

Коммунистическая партия Китая – крупнейшая политическая партия в мире. В прошлом году ее ряды насчитывали 78 млн. человек. Сегодня КПК верна не только идеям Дэн Сяопина, но и веяниям мирового капитализма. В начале 2000-х годов Компартия Китая разрешила частным предпринимателям вступать в свои ряды. Благодаря этому сегодня она не только контролирует государственные предприятия, но и пустила крепкие корни в частном секторе.

Если в компании работают хотя бы трое членов КПК, они имеют право сформировать партийную ячейку. По данным Financial Times, такие организации созданы более чем в 80% компаний, соответствующих указанным условиям. По сути, Компартия Китая присутствует на мировых рынках – ведь в ее рядах состоит руководство таких экономических гигантов как China Mobile, Sinopec Corp. и Bank of China.

В китайской иерархии партийные секретари округов и городов стоят выше мэров. В Шанхае это отражено даже в номерных знаках автомобилей правящей верхушки. Номер машины партсекретаря – 00001, а мэра – 00002. Задача партийных боссов – наблюдать за медиа, назначать глав государственных компаний и следить за соблюдением партийной линии, например в вопросе Тайваня. Мэр же занимается более мелкими хозяйственными вопросами.

Не пара

Идея «Большой двойки» – стратегического альянса Китая и США – впервые была выдвинута директором Института международной экономики Петерсона Фредом Бергстеном. Он, а также ряд других ученых считали, что Пекин и Вашингтон могли бы проводить скоординированную политику, прежде всего в вопросах мировой экономики. Посещая Пекин в феврале 2009 года, госсекретарь США Хиллари Клинтон говорила об «уникальных возможностях сотрудничества».

В контексте идеи «Большой двойки» припоминали и такие забавные исторические факты, как ковбойская шляпа, надетая Дэн Сяопином во время его визита в Штаты в 1979-м. Однако попытки наладить отношения с Пекином не увенчались успехом. Китай отказывается сокращать выбросы углекислого газа в атмосферу, считая, что, настаивая на этой мере, развитые страны хотят задавить его экономику. США настаивают на соблюдении прав тибетцев и уйгуров, а Китай по-прежнему называет эти вопросы своим внутренним делом.

Вашингтон недавно продал оружие Тайваню, который для КНР является враждебной отколовшейся провинцией. Пекин не собирается присоединяться к американскому жесткому давлению на Иран и своих соседок – Северную Корею и Бирму (Мьянму). Кроме того, ряд американских конгрессменов жаждут принудить Китай к ревальвации юаня. Таким образом, красивая идея китайско-американской «Большой двойки» оказалась чем-то вроде проекта вступления России в НАТО – звучит красиво и обещает мир во всем мире, но на практике никак не реализуемо.

Юань шагает по миру

Соседи Украины раньше нее успели похвастаться масштабными вливаниями средств из Китая. Так, летом прошлого года была достигнута договоренность о предоставлении льготного китайского кредита Молдове – средства должны были пойти на масштабные инфраструктурные и производственные проекты.

Беларусь, занятая поиском денег для поддержки своей экономики и оплаты российского газа, в марте этого года договорилась о китайском кредите на миллиард долларов. Несколько месяцев назад в ходе визита в Минск заместителя председателя КНР Си Цзиньпина было заключено два десятка различных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве между Беларусью и Китаем. Объем китайских инвестиций в белорусскую экономику может составить более $15 млрд.

Годом ранее Минск и Пекин договорились о валютном свопе (взаимном обмене валют) на три года на сумму 20 миллиардов юаней (почти $3 млрд.). В результате Беларусь сможет импортировать китайские товары за юани. По мнению ряда экспертов, таким образом Китай продвигает свое влияние на границах как России, так и Евросоюза. Тем временем другие аналитики считают, что КНР руководствуется главным образом логикой бизнеса и инвестирует свои немалые валютные ресурсы.

Страх Поднебесной

О Китае как новом полюсе мирового влияния, чье «магнитное поле» может серьезно изменить баланс международных сил, в последние годы не говорит только ленивый. В первую очередь китайский вызов тревожит ближайших соседей КНР. Причем не только элиту, а и сидящих за решеткой бывших олигархов.

Отбывая срок в Читинской колонии, неподалеку от границы с Китаем, экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский заметил: «Стремительная китаизация азиатской части России уже имеет место и представляет собой главную стратегическую угрозу безопасности страны». В статье, опубликованной в британском журнале The Economist, российский узник прогнозировал: «Китай утвердится не только в роли политической и военной силы, но и в роли экономической сверхдержавы.

Он опробует свои силы в манипулировании остальным миром как в качестве крупнейшего производителя всех категорий промышленных товаров, «всемирной фабрики», так и в качестве крупнейшего держателя ключевой валюты мира – доллара. США, Западная Европа и Россия начнут чувствовать себя экономическими заложниками КНР. Формирование нового мирового порядка будет означать замедление процесса глобализации в его нынешней форме».

Так сказал Ху

Политическая карьера лидера Компартии и президента Китая Ху Цзиньтао сближает его со многими украинскими деятелями. Ведь путь к вершине государственной власти он начал в Коммунистическом союзе молодежи. А вот то, как Ху пользуется плодами достигнутого могущества, отличает его от отечественных политиков современности и сближает с советскими генсеками. Глава КНР, правящий страной без малого восемь лет, не дал ни одного интервью. Жена, дочь и сын Ху Цзиньтао ограждены от внимания прессы и не ведут никакой публичной деятельности. К тетке, вырастившей будущего лидера КНР после смерти его матери, журналистов также не допускают.

В 2006 году вышло послание председателя КНР к народу, озаглавленное «Восемь доблестей и восемь бесчестий». Заповеди от Ху Цзиньтао таковы:

1. Любите свою страну, не причиняйте ей зла.
2. Служите народу, не причиняйте ему вреда.
3. Следуйте за наукой, покончите с невежеством.
4. Будьте старательными, не будьте ленивыми.
5. Будьте едины, помогайте друг другу, избегайте успехов за счет других.
6. Будьте честными и надежными, не жертвуйте этикой ради выгоды.
7. Будьте дисциплинированными и законопослушными, а не наоборот.
8. Живите просто, боритесь тяжко, не погрязайте в роскоши и удовольствиях.

Автор: Варвара Жлуктенко, Профиль

You may also like...