Спасли не тех утопающих

По прошествии почти двух лет с начала активной кампании по спасению финансовых гигантов из разных стран мировое сообщество окончательно убедилось: она была неэффективной. На прошлой неделе Контрольно-ревизионное управление обнародовало данные о финансовых нарушениях в новых госбанках — с момента национализации их там накопилось на 26,22 млрд гривен. 

Власти США и европейских государств потратили сотни миллиардов долларов на рекапитализацию банков и страховых компаний, но финансовый сектор, по признанию Международного валютного фонда (МВФ), остается ахиллесовой пятой глобальной экономики. Несмотря на высокую ликвидность, ведущие банковские группы мира не возобновили кредитование в том объеме, который мог бы способствовать экономическому росту.

А некоторые фининституты, даже получив госпомощь, приобретали другие банки и выплачивали щедрые бонусы топ-менеджерам. Поэтому правительства пришли к выводу, что деньги налогоплательщиков лучше было направить не на спасение виновников кризиса, а на финансирование социально значимых проектов — строительство инфраструктуры и новых предприятий, создание рабочих мест.

Осознав ошибочность прошлых действий, финансовые власти озадачились вопросом, что же делать дальше. Будущее регулирования банковского сектора и возможности поддержки системно значимых финучреждений без привлечения бюджетных средств — ключевые вопросы в повестке дня саммита стран «Большой двадцатки», который состоится в Южной Корее в начале ноября.

Рекапитализированные банки тоже ищут возможности избавиться от докучливой опеки государства. Первыми привлеченные в кризис госсредства досрочно вернули французские банки. На очереди немецкий Commerzbank, который ради того, чтобы выкупить долю государства в десять миллиардов евро, по информации некоторых источников, готов даже распродать дочерние банки в Восточной Европе (правда, претендентом на продажу считается польский BRE Bank, а не украинский «Форум»). О планах досрочно рассчитаться с государством заявляет и нидерландский ING Bank.

Для фининститутов, рекапитализированных нашим государством, проблема возврата средств пока не актуальна. Для них статус государственного учреждения — единственный способ выжить. Новые госбанки с их дырами в балансах — тяжелое бремя для отечественного бюджета. И едва ли оправданное.

На прошлой неделе Контрольно-ревизионное управление обнародовало данные о финансовых нарушениях в новых госбанках — с момента национализации их там накопилось на 26,22 млрд гривен. Впрочем, огромные проблемы Родовід Банка, Укргазбанка и банка «Киев» с качеством кредитных портфелей не означают замораживание бизнеса.

Если «Родовід», находящийся под контролем временной администрации, скорее мертв, то два других государственных банка развернули бурную кредитную деятельность. Где они нашли надежных заемщиков? Ответ на этот вопрос интересует как конкурентов, страдающих от избытка краткосрочной ликвидности, так и МВФ, требующий от Украины проведения due diligence двух госбанков. На следующих переговорах с миссией МВФ, которые состоятся 3–15 ноября, нашей стране придется объяснить свою политику в банковском секторе, доложить о решении по банку «Надра» и ходе капитализации фининститутов.

С Банком Надра всё более-менее понятно — вкладывать туда бюджетные деньги не стоит. Более сложная задача — определение стратегии и позиционирования Укргазбанка и банка «Киев», разрешение ситуации в «Родовіде» (куда перевели депозиты, но не активы Укрпромбанка).

Правительству предстоит определиться, будет ли оно развивать госбанки по отдельности или объединять их, как станет повышать их инвестиционную привлекательность. В ближайшее время на национализированные финучреждения не польстится ни один здравомыслящий стратегический инвестор, так что продажа их акций по частям на биржах — единственный приемлемый вариант.

Главное, чтобы в процессе такой предпродажной подготовки Укргазбанк и «Киев» не превратились в Ощадбанк образца начала двухтысячных — карманные правительственные банки, финансирующие сомнительные проекты.

Источник:  журнал Эксперт 

You may also like...