Шкурный интерес или Почему Украина отказывается от собственной миграционной политики

Постановлением Кабмина № 559 от 7 июля 2010 года Государственная миграционная служба Украины, так и не начавшая работать в полном объёме, была ликвидирована и «похоронная команда» назначена. А её несостоявшиеся функции опять переданы МВД и Госкомитету по делам национальностей и религий. В очередной раз узковедомственная заинтересованность и бизнес-интересы узкой прослойки властьимущих взяли верх над национальными интересами государства Украина.

Миграционная политика в России

С развалом СССР и провозглашением независимости бывшими советскими республиками, для нас, простых украинцев, возникла масса проблем при осуществлении поездок к родственникам в бывшие братские республики. Особенно – в Российскую Федерацию. Родственные связи наши были разорваны «по живому». Началось ограничение свободы передвижения своих граждан и граждан других республик: обозначались границы, вводились визы и регистрации, устанавливались пограничные заборы, оборудовались пограничные и таможенные посты.

Большинство уже граждан независимой Украины в полной мере ощутили все эти «демократические» преобразования на своём опыте, посещая своих родственников в России. Приходилось и кровь сдавать на предмет наличия СПИДа в толпе таджиков и туркменов, которые массово ринулись в то время в Россию.

Приходилось давать и взятки при регистрации по месту пребывания в течение 3-х рабочих дней. И давать взятки за несвоевременную регистрацию или отсутствие оной как пограничникам РФ, так и Украины. Ну, а о том, как нас, украинцев, гнобили на Киевском вокзале Москвы наряды милиции – и говорить не хочется. В целях улучшения межгосударственных, чисто человеческих связей между правительствами Российской Федерации и Украины заключается Соглашение о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16.01.1997 года.

А также подписывается Протокол от 30.10. 2004 года, накануне президентских выборов в Украине, в соответствии с которыми граждане Украины освобождаются от обязанности регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории Российской Федерации, если срок такого пребывания не превышает 90 суток с момента въезда. Соглашение и Протокол к нему между Правительствами РФ и Украиной ратифицированы Госдумой РФ (Закон РФ №140-ФЗ от 18.11.2004 года).

Указом Президента РФ №928 от 19.07.2004 года «Вопросы федеральной миграционной службы» создаётся Федеральная миграционная служба России. Казалось, что миграционный процесс между нашими странами вошёл в нормальное правовое русло. Но в разгар антироссийской истерии украинского «керманича» В.Ющенко Государственная Дума РФ принимает федеральный Закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». В нём прописано, что отныне все иностранные граждане должны вставать на миграционный учёт в течение 3-х рабочих дней по месту пребывания. В соответствии с этим законом с 15.01.2007 года все иностранные граждане, и Украины в том числе, стали это осуществлять.

Правда, этот закон вошёл в явное противоречие с заключенными ранее Соглашением от 1997 года и Протоколом от 2004 года к нему между Правительствами РФ и Украины. Так как международные соглашения в мировой практике обычно превалируют над национальными законодательствами. Но, несмотря на это противоречие, ФМС России начала требовать также и от украинских граждан регистрации по месту пребывания в течение 3-х рабочих дней со сроком пребывания 90 дней.

Это противоречие разрешилось совсем недавно, только после избрания Президентом Украины Виктора Януковича. Уже в апреле 2010 года директор ФМС РФ направляет своим территориальным органам некое «хитрое» письмо, в котором сообщает следующее (привожу дословно пункт 2):

«2. В связи с поступающей информацией из Посольства Украины в Российской Федерации, акцентирую внимание на выполнение положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Украины от 16.01.1997 года в редакции Протокола от 30.10.2004 года, в соответствии с которым граждане Украины освобождаются от обязанности регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории Российской Федерации, если срок такого пребывания не превышает 90 суток с момента въезда».

Как говорится, ФМС РФ всю вину свалила с больной головы на здоровую. Больше 3-х лет ФМС России незаконно, нарушая свой же федеральный Закон №140-ФЗ от 2004 года, нарушая международное Соглашение от 1997 года и Протокол от 2004 года к нему, требовало от украинских граждан регистрации по месту пребывания в РФ в течение 3-х рабочих дней. Видимо, простое объяснение всему этому миграционному произволу со стороны РФ – это якобы антироссийская политика, проводимая в то время экс-президентом В.Ющенко – при полном дипломатическом бездействии МИД Украины.

В настоящее время всё опять вернулось на круги своя. Уже нет необходимости в регистрации по месту пребывания в РФ в течение 3-х суток. По истечении 90-и суток пребывания в РФ уже необходимо вставать на миграционный учёт в отделах областных управлений ФМС РФ. Если принимающая сторона – физическое лицо, то всё процедуры по постановке на миграционный учёт осуществляет Принимающая сторона, самому иностранному гражданину не требуется обращаться в какие-либо организации и тратить время. Гражданину Украины необходимо предоставить следующие основные документы для постановки на миграционный учёт:

– уведомление о прибытии (выдаётся бесплатно в отделах);
– ксерокопия заполненного уведомления о прибытии;
– миграционная карта;
– ксерокопия миграционной карты;
– документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лицо без гражданства;
– ксерокопия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лицо без гражданства;
– ксерокопия свидетельства на собственность жилой площади;
– документ, удостоверяющий личность принимающей стороны;
– ксерокопия документа, удостоверяющего личность принимающей стороны;
– квитанция об оплате госпошлины.

Принимающая сторона вручает вам отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учёт с проставленными сроками пребывания, подписью и печатью. Эта отрывная часть должна сохраняться до конца пребывания и является свидетельством того, что вы встали на миграционный учёт в РФ. На обратной стороне миграционной карты также ставится штамп о том, что « Уведомление принято, поставлен на учёт» с проставленными сроками пребывания и подписью зарегистрировавшего.

Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учёта о своём прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин ( болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих Принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в органы миграционного учёта.

С 29.01.2010 года, в соответствии со ст.2 Федерального закона Российской Федерации № 374 – ФЗ от 27.12.09 г. «О внесении изменений в ст.45 часть 1 и в главу 25.3 часть 2 Налогового кодекса РФ внесены изменения:

1. За постановку иностранного гражданина или лица без гражданства на миграционный учёт по месту пребывания взимается государственная пошлина в размере – 2 рубля за каждые сутки пребывания, но не более 200 рублей.

2. За продление срока временного пребывания взимается государственная пошлина – 2 рубля за каждые сутки пребывания, но не более 600 рублей.

Госпошлина оплачивается в отделениях Сбербанка РФ «За постановку на миграционный учёт».

Так что с начала этого года необходимо уже платить деньги за время пребывания на территории РФ. И разрешения вопроса без регистрации в течение 90-и суток для граждан Украины оказался очень своевременным.

Иностранному гражданину можно уведомить о своём прибытии ФМС РФ и через организации почтовой связи, где функционируют соответствующие окна. Принимающей стороне предоставляют бланк Уведомления для заполнения, он предоставляется бесплатно. Заполненный бланк Уведомления и ксерокопии необходимых документов, согласно предоставляемого перечня, сдаются работнику почты.

На руки Принимающей стороне выдаётся отрывная часть Уведомления с отметкой о его приеме и печатью, талон потом вручается вам. Этот отрывной талон является свидетельством того, что вы встали на миграционный учёт, его необходимо хранить в течение всего срока пребывания, и который изымается пограничниками вместе с миграционной картой при выезде с территории РФ. Если он будет отсутствовать, то вас просто оштрафуют.

За предоставляемые услуги организация почтовой связи взимает соответствующую плату, установленную постановлением Правительства РФ № 10 от 15.01.2007 года, в настоящее время размер этой платы составляет всего 118 рублей.

При убытии иностранный гражданин передаёт отрывную часть Уведомления Принимающей стороне для предоставления его непосредственно или направления по почте в территориальные органы ФМС. Такие действия Принимающая сторона обязана совершить в течение 2-х дней после убытия иностранного гражданина. Вы можете также отнести отрывной талон в отдел ФМС и самостоятельно, если имеете свободное время.

Нарушение правил миграционного учёта на территории РФ может повлечь за собой административную ответственность иностранного гражданина в виде штрафа в размере 2000-5000 рублей, а в отдельных случаях и с выдворением за пределы РФ. При этом иностранному гражданину, подвергавшемуся административному выдворению, может быть закрыт въезд в РФ на срок до 5-и лет.

Выше я подробно и описал порядок пребывания и постановки на миграционный учёт по месту пребывания граждан Украины на территории РФ. Фактически, я поделился своими свежими впечатлениями о недавней поездке в Россию. Здесь я не касался порядка постановки на миграционный учёт граждан Украины в городе Москве, там существуют свои нюансы.

Постановкой на миграционный учёт и трудоустройством в Москве трудовых мигрантов, и Украины в том числе, занимаются целые фирмы, которые делают на этом свой бизнес. В Интернете есть много информации по миграционной тематике, но она почти вся какая-то устаревшая и разнобойная. В этой статье я немного всё систематизировал и указал необходимые законодательные и правоустанавливающие документы, регламентирующие работу Федеральной Миграционной Службы Российской Федерации.

Миграционная политика в Украине

Есть пословица: «В чужом глазу и соринка видна, а в своём и бревна не заметишь». Да, действительно, что это мы всё о России, да в России. А как обстоят дела с миграционной политикой в нашей державе?

А никак: она просто-напросто отсутствует: как внутренняя, так и внешняя миграционная политика, а так же и миграционная служба в нашей державе уже не существует. Полная анархия, межведомственная неразбериха и ведомственные противоречия. Хотя миграционная политика государства Украина должна существовать, по крайней мере, лет пятнадцать, а миграционная служба Украины, во всяком случае, должна работать уже добрый десяток лет. За девятнадцать лет независимости нашей страны никто так и не удосужился разработать чёткую миграционную политику государства Украина.

Министерство юстиции Украины только 19 августа 2010 года вынесло на общественное обсуждение законопроект «О концепции государственной миграционной политики». Тогда возникает резонный вопрос: а за какую же миграционную основу голосовала Верховная Рада, проголосовав 16.02.2010 года за законопроект № 5085-1 «О концепции государственной миграционной политики? Наверное, оставим всё-таки решать этот вопрос целой ораве народных депутатом, они за это получают большущие зарплаты.

Самая первая попытка создания Государственной миграционной службы Украины была сделана ещё в 2007 году Кабинетом Министров Украины во главе с премьер-министром В. Януковичем. Создание миграционной службы было предусмотрено Планом действий Украина – ЕС для системного решения проблем миграционной политики, но дальше декларативных заявлений и постановлений дело так и не продвинулось. Видимо, «дитя» родилось хилым и больным ДЦП.

Неоднократные энергичные усилия по реанимации миграционной службы предпринимались уже экс-премьер-министром Ю.Тимошенко. Так, Постановлением КМУ № 558 от 18.06.2008 года предписывалось возложить на МВД исполнение функций специального уполномоченного центрального органа исполнительной власти по делам миграционной политики до законодательного определения в течение одного года вопроса, связанного с образованием соответствующего центрального органа исполнительной власти. Указом экс-президента В.Ющенко № 643 от 21.07.2008 года действие постановления КМУ было приостановлено и законность этого постановления было оспорено в Конституционном суде.

Вторая попытка КМУ Ю.Тимошенко выразилась в Постановлении КМУ № 692 от 30.07.2008 года, в котором подчеркивалось, что создание миграционной службы будет происходить в рамках штатной численности МВД.

Указом экс-президента В. Ющенко от 14.08.2008 года действие и второго постановления КМУ приостановлено.

Вопросами создания Государственной миграционной службы в этом же году уже возбудился и сам В.Ющенко. Согласившись с решением СНБО о необходимости до конца 2008 года рассмотреть КМУ вопрос создания отдельного специального органа исполнительной власти в сфере миграции, он издаёт Указ № 1163 от 15.12.2008 года, которым предписывалось воплотить в жизнь решения СНБО Украины.

Третью попытку по созданию миграционной службы делает правительство все той же Ю.Тимошенко, приняв Постановление КМУ № 643 от 24.06.2009 года о создании центрального органа исполнительной власти – Государственной миграционной службы Украины. Но и это постановление экс-президент В.Ющенко легко отфутболил, правда, не полностью, оставив пункт 1 – о создании Службы. Своё вето он как всегда обосновал нормами законов, Законом «О милиции» и Конституцией. В.Ющенко опять действовал по своей излюбленной классической схеме: Указ о приостановке – Конституционный суд, в который направлялось очередное представление о законности.

Очередную попытку Ю.Тимошенко делает, приняв Постановление КМУ № 750 от 17.07.2009 года, максимально учтя позиции экс-президента В.Ющенко. Соответствующим положением постановления закреплено, что ГМС Украины создаётся на базе Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц МВД Украины и Департамента по делам беженцев Госкомитета по делам национальностей и религий. Но ГМС Украины так и не начала работать в полном объёме – его создание не было подкреплено ни правовой и материальной базой, ни соответствующим бюджетным финансированием.

Какие же были причины столь яростного сопротивления экс-президента В.Ющенко, руководства отдельных министерств, госкомитетов и частных консорциумов созданию так нужной и необходимой стране Государственной миграционной службы Украины?

На мой взгляд, они обусловлены несколькими факторами. Ведь с образованием ГМС Украины:

– Госкомитет по делам национальностей и религий лишался бы финансовых бонусов при предоставлении статуса беженцев. Кроме того, в связи с ратификацией Соглашения о реадмиссии и обязательством ЕС выделять средства на строительство и создание миграционных центров, Госкомнацрелигий также бы лишался права распоряжаться этими – немалыми – деньгами. Расформирован Указом Президента Украины № 1085 от 9.12.2010г.; а зачем этот Госкомитет был нужен стране до сих пор – непонятно;

– сразу возникнет необходимость создания полного и точного реестра избирателей, и ГМС – со своей стороны – будет его контролировать; а это не всех вождей политических партий будет устраивать. А уж партий у нас в Украине – как лягушек в болоте, около 200. Ведь тогда уже не будет такой высокой явки на выборах, например, в западных регионах Украины;

– МВД лишалось бы целого Государственного департамента по делам гражданства, иммиграции и регистрации физических лиц, и как следствие, щедрого бюджетного финансирования на осуществление его деятельности;

– ярым противником образования новой миграционной службы оказался и частный консорциум ЕДАПС, монополист в производстве и персонализации бланков паспортов. Ведь при появлении новой государственной структуры ему придется перезаключать все договора сотрудничества, и нет никакой уверенности, что вновь образованная ГМС Украины будет с ним в дальнейшем сотрудничать. А это – огромные деньги в частный карман.

Все эти факторы противоборства и «перетягивания» одеяла привели к тому, что Постановлением КМУ № 559 от 7.07.2010 года, так и не начавшая работать в полном объёме Государственная миграционная служба Украины была ликвидирована и «похоронная  команда» назначена. А её несостоявшиеся функции опять переданы МВД и Госкомитету по делам национальностей и религий. В  очередной раз узковедомственная заинтересованность и бизнес-интересы узкой прослойки власть имущих взяли верх над национальными интересами государства Украина.

В первых числах декабря уходящего года КМ Украины в очередной раз сделал «одобряем-с» и утвердил «Концепцию государственной миграционной политики Украины»

А Указом Президента Украины В.Януковича № 1085 от 9.12.2010 г. «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» опять предписано вновь создать «многострадальную» Государственную миграционную службу Украины, возложив на эту службу функции по реализации государственной политики по вопросам:

– гражданства
– иммиграции и регистрации физических лиц
– по делам миграции, в пределах установленных законом о беженцах.

Получается какой-то непрерывный «миграционный» гопак в исполнении Кабинета Министров Украины. Интересно бы теперь узнать, во сколько эти «ритуальные пляски» обошлись бюджету или налогоплательщикам за минувшие три года?

…И самым свежим Указом Президента В. Януковича № 1175/2010 от 23.12.10 г. Председателем Государственной миграционной службы Украины назначается Дмитрий Николаевич Ворона, бывший заместитель министра внутренних дел Украины. Видимо, всё-таки опять возобладали национальные интересы государства? Да и перед ЕС, опять-таки, стыдно – обещали же создать украинскую миграционную службу. А у нас как раз обещанного три года ждут…

В соответствии с Соглашением о реадмиссии (возврата нелегалов), заключенным между Украиной и ЕС 18.06.2007 года, ратифицированным Верховной Радой в 2008 году (и которое уже вступило в силу с 1 января 2010 года), Украина взяла на себя обязательство принимать всех нелегальных мигрантов, попавших в страны ЕС через Украину.

Обязалась принимать не только украинцев, но и граждан третьих стран, использовавших территорию Украины как транзитную зону. В который раз Украина создала себе сама новые проблемы, польстившись на европейскую морковку на верёвочке. Наверное, на логике поступков сказывается наш национальный менталитет – мы, украинцы, всегда стремимся, почему-то, надурить, в первую очередь… самих себя.

Проще говоря, территория Украины превращается в европейский отстойник для нелегалов, преступников, наркоманов и мошенников, превращается в некий европейский публичный дом для педофилов и извращенцев. Интересно, что на восток мы едим без виз, а чтобы поехать в Европу – перед нами стоит визовый забор.

В то же время для граждан ЕС для посещения Украины существует безвизовый режим. К чему приведет эта правительственная и депутатская глупости – мы в скором времени в полной мере и ощутим – со всеми негативными последствиями: СПИДом, неизвестными болезнями, наркоманией, преступностью, проституцией и т.п. Как известно, выходцы из Азии, Африки и стран СНГ стремятся проникнуть в Европу именно через нашу страну, а не наоборот, и в ближайшие годы ожидается вал нелегальных мигрантов.

По прогнозам экспертов, Украине грозит настоящий миграционный взрыв. С начала этого года Украина и партнёры по соглашению обязан за свой счёт принимать, размещать и в последующем депортировать нелегальных мигрантов. Кратковременное содержание одного нелегала и последующая отправка его на родину обходится нашему государству чуть больше 1000 долларов. Так что нам, «маленьким» и нищим украинцам, надо приготовиться кормить за счёт своих мизерных зарплат и пенсий этих миграционных нахлебников, депортированных из стран ЕС.

Анатолий Медведев, специально для «УК»

You may also like...