Кредо Нацбанка: спасем гривню – убьем бизнес?

Пытаясь удержать курс гривни, Нацбанк пошел на испробованную еще в 90-х вынужденную меру, начав активно изымать из оборота национальную валюту. Шаг оказался оправданным – гривня пока держится на прежнем уровне. В то же время это породило дефицит гривневых запасов у коммерческих банков, заставило их свертывать кредитные программы и ограничило доступ бизнеса к заемным ресурсам.

 Подайте хоть гривню

Для нормальной работы банковской системы необходимо, чтобы остатки на корсчетах банков составляли хотя бы 20 млрд. грн., а их сегодня всего 11-12 млрд. грн., рассказывает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Сокращение ликвидности произошло по инициативе НБУ, который стал изымать из оборота гривню с целью избежать девальвации и повышения курса нацвалюты к доллару. Логика проста – чем ближе показатели денежной массы доллара и гривни, тем более близкими должны быть и курсы этих валют.

Нужно полагать, что регулятор выбрал классический способ из учебников по монетаризму от безысходности и нехватки других инструментов борьбы с девальвацией. Подобным образом регулятор пытался побороть и гиперинфляцию в 90-х, ценой которого стало беспрецедентное среди стран Центрально-Восточной Европы по глубине падение промпроизводства. Но эксперты рынка позитивно-сдержанно оценивают такую меру.

С одной стороны, это помогает удерживать гривню в желаемом ценовом коридоре. К тому же, как рассказывает предправления одного из украинских банков, излишки денежной массы могли быть направлены осенью на спекуляции на валютном рынке и спровоцировать усиление инфляционных процессов. Тогда как сейчас НБУ уже отмечает двукратное падение спроса на валюту со стороны населения, что означает ослабление девальвационных ожиданий.

С другой стороны, в итоге даже у крупных финучреждений с иностранным капиталом, которые всегда считались «богатыми»,оказалось недостаточно ресурсов, чтобы выдавать кредиты в гривне (валютное кредитование запрещено). Кроме того, как напоминает аналитик ИК «Альтана Капитал» Кристина Прасолова, в сентябре, впервые с 2009 г., в банках произошел отток средств населения. Вклады физлиц уменьшились на 0,9% (2,8 млрд. грн.) до 303,8 млрд. грн. И хотя А. Охрименко не считает такие цифры критичными, отмечая, что они касаются в основном краткосрочных депозитов и вкладов до востребования, это тоже внесло свою лепту в отток средств из банков.

Пытаясь их пополнить, банки, даже самые консервативные, начали поднимать ставки по гривневым депозитам, чтобы привлечь побольше клиентов. Но удорожание депозитов автоматически ведет к удорожанию кредитов. «Ставки по кредитам были повышены вслед за ростом депозитных ставок, который начался еще в конце лета. В среднем, ставки выросли на 2-3% годовых», – говорит предправления.

Межбанк уже не по карману

Гривневые ресурсы финучреждения могут найти на межбанковском рынке, т.к. у госбанков национальная валюта все же есть. Однако они, как объясняет К. Прасолова, предлагают средства другим банкам по завышенным ставкам. «На данный момент объем межбанковских кредитов существенно не снижается, но опасения вызывает значительный рост ставок по межбанковским кредитам «овернайт». По состоянию на 21.10.2011 средневзвешенная ставка овернайт составила 21,8% (11,2% в начале месяца)», – приводит она данные.

По данным главы аналитического департамента Eavex Capital Владимира Динула, Kievprime (индекс процентных ставок украинского межбанковского рынка в гривне) сегодня составляет 30%.«Межбанковская гривна по 30% – это однозначно ненормально. Ведь если какой-то клиент очень захочет получить кредит, то он должен быть готов платить по тем ценам, по которым деньги может достать банк, то есть те же самые 30%+», – подчеркивает он. А по данным А. Охрименко, индикативные ставки на межбанке уже встречаются и по 40%. «Просто некоторые банки, не имея возможности привлечь дешево, вынуждены брать дорого», – объясняет он.

Нет денег – нет кредитов

Таким образом, реальные ставки по кредитам для бизнеса и населения (ипотечные и автозаймы) за последние недели стали достигать 30% и выше. Но, как объясняет А. Охрименко, чем выше процентные ставки, тем выше риск невозврата кредита. А поскольку никто не хочет создавать себе дополнительные проблемы, то банкиры предпочитают просто не выдавать кредиты.

«Многие банки, в том числе и крупные, ограничили выдачу кредитов по всем направлениям, а некоторые и вовсе заморозили кредитование. В ситуации дефицита ликвидности первоочередной задачей банка становится обеспечение хождения клиентских платежей и выполнения основных нормативов НБУ», – говорит банкир. В то же время официально о сворачивании программ никто не объявлял, но в некоторых банках было принято решение принимать заявки, рассматривать и отказывать, в других предлагают клиентам подождать недельку-другую, авось ситуация как-нибудь разрешится.

Ситуация вряд ли разрешится быстро и благополучно – участники рынка уже строят пессимистичные прогнозы. Несмотря на текущие успехи Нацбанка в части сдерживания девальвации, кредитование бизнеса оказалось практически заблокированным, а экономика, особенно в конце года, не может работать без кредитов.

«Полагаю, что по итогам 4 квартала роста кредитного портфеля мы не увидим, хотя в первом полугодии на рынке отмечались позитивные тенденции в этом вопросе», – считает предправления одного из банков. Безусловно, безболезненного пути решения проблемы с курсом гривни нет, но можно ожидать, что сворачивание кредитования негативно отразится на ряде макроэкономических факторов, начиная от падения ВВП и объемов производства и заканчивая увеличением безработицы и кардинальным ухудшением финансового состояния компаний реального сектора экономики.

 

Автор: Наталья Тарасова,   UGMK 

 

You may also like...