На свободу через кассу. Президент лишит прокуроров, милицию и суд части взяток

Президентский закон о гуманизации лишит судей и прокуроров части заработка — предпринимателям будет легче уплатить штраф в бюджет, нежели давать взятку правоохранителям.

Президент Украины подписал закон, призванный смягчить ответственность за экономические преступления. Теперь ряд хозяйственных правонарушений станут квалифицировать не как уголовные, а как административные. Они будут караться не тюремным заключением, а штрафом.

Шантарам по-украински

По словам адвокатов, предприниматели, которые всё-таки оказались в СИЗО и колониях, любят коротать время за чтением. Благо свет в камерах горит даже ночью (обязательное дежурное освещения бесперебойную подачу обеспечивают бензиновые генераторы). Самая популярная нынче книга в Лукьяновском СИЗО — роман «Шантарам» Грегори Робертса. Чтобы уменьшить число заключенных, читающих книги, пребывая на казенном содержании, власть создала две рабочие группы: под руководством советника президента — руководителя Главного управления по вопросам судоустройства Андрея Портнова в администрации президента и вице-премьер-министра Сергея Тигипко в правительстве. Они и подготовили законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности и служебной деятельности».

Подопечные адвоката Романа Овода в последние дни 2011 года с нетерпением ждали от него положительных вестей «с полей». «Многие из моих клиентов рассчитывали на гуманизацию 190 статьи (мошенничество) и 364 статьи (превышение полномочий). Но по ним в Уголовном кодексе каких-либо изменений депутаты так и не приняли», — говорит Овод.

Закон о гуманизации, который получил огромный общественный резонанс благодаря делу Юлии Тимошенко, осужденной по статье 365, не распространяется ни на чиновников, ни на мошенников. Однако он затрагивает несколько тысяч предпринимателей, сидящих в тюрьме за хозяйственные преступления.

В прошлом году в Украине за преступления в сфере хозяйственной деятельности привлекли к ответственности боле пяти тысяч человек. Однако большинство возбужденных дел до судов не дошли. Правоохранители заводили их не для расследования, а для вымогания взятки.

«Принятый закон — это удар по рукам прокуратуры, правоохранительных органов. У них остается меньше лазеек для коррупции. К тому же в случае возбуждения уголовного дела по хозяйственной статье предпринимателю уже не будет грозить арест и риск потерять весь бизнес», — говорит партнер правовой группы «Павленко и Побережнюк» Александра Павленко. До этого в случае открытия уголовного дела предпринимателю приходилось сворачивать деятельность предприятия, опасаясь тотальной конфискации. А после отбытия срока — начинать всё с нуля.

Положи в бюджет

В результате декриминализации из Уголовного кодекса (УК) полностью исключены 16 статей. Эти правонарушения депутаты перевели в сферу ведения Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Так, Верховная Рада внесла изменения в УК в статью о контрабанде. В частности, ввела административную ответственность за товарную контрабанду. В прошлом году по статье 201 «Контрабанда» УК вынесли лишь 125 приговоров, а по административным статьям Таможенного кодекса — оштрафовали 4,5 тыс. предпринимателей.на символическую сумму. Согласно закону о гуманизации, уже со следующего года суммы штрафов для контрабандистов будут соответствовать стоимости задержанного товара, который начнут изымать вместе с транспортом, на котором его перевозили.

Несмотря на все старания авторов, опрошенные «Экспертом» юристы считают, что проведенная реформа носит сугубо символический и поверхностный характер. «Не все статьи, которые необходимо было декриминализировать, перевели из Уголовного в административный кодекс. Мы отстаивали также исключение статьи 205 о фиктивном предпринимательстве, но в администрации президента это предложение не поддержали, хотя в европейской практике уголовной ответственности за фиктивное предпринимательство не существует», — рассказывает эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук.

Действительно, в уголовных кодексах Польши, Болгарии, Эстонии, Литвы и Словении такая статья отсутствует. Отменить ее планируют и в России, где сегодня проходит уже третий этап гуманизации уголовного законодательства. Так, в РФ предлагают, что в случаи причинения реального ущерба от фиктивной предпринимательской деятельности будут подпадать под другие статьи Уголовного кодекса. Например, такие, как неуплата налогов или отмывание денежных средств.

«К сожалению, часть неэффективных статей в Уголовном кодексе осталась. Есть некоторые другие экономические проступки, которые являются не преступлениями, а административными нарушениями. Например, почему не гуманизировали налоговые преступления? Взять хотя бы третью часть статьи 212 УК по неуплате налогов. В первой и второй части, уплатив налог, нарушитель освобождается от ответственности, а в третьей части этого нет», — говорит адвокат Юрий Сухов.

16 гуманизированных статей

16 гуманизированных статей

День на свободе — 136 гривен

После принятия закона о гуманизации одним из показателей степени тяжести преступлений стал размер штрафа. К примеру, хозяйственное преступление небольшой тяжести «оценивается» в три тысячи необлагаемых налогом минимумов — то есть в 51 тыс. гривен. Но в отдельных случаях штраф может достигать 850 тыс. гривен.

Тем, у кого нет возможности уплатить штраф, предлагают несколько вариантов. Во-первых, дают рассрочку. При принятии законопроекта в первом чтении она составляла полгода, но в окончательной редакции — уже год.

Во-вторых, если сумма установленного судом штрафа не превышает 51 тыс. гривен, нарушителю могут назначить общественные или исправительные работы. Когда же сумма штрафа больше трех тысячи необлагаемых минимумов (51 тыс. гривен), неуплаченный штраф заменяют лишением свободы по следующей формуле: один день лишения свободы равен восьми необлагаемым минимумам, то есть стоит 136 гривен.

Неуплаченный штраф заменяется лишением свободы на определенный срок по следующей формуле: один день лишения свободы равен восьми необлагаемым минимумам, то есть стоит 136 гривен

То есть, если по истечении рассрочки нарушитель не смог заплатить установленный штраф, он получит срок. «Разработчики закона изменили статьи о классификации преступлений и о штрафе как виде наказания, а эти статьи устанавливают ориентиры для всего Уголовного кодекса. Теперь умышленное тяжкое телесное повреждение, в результате которого человек может остаться инвалидом на всю жизнь, — тяжкое преступление, а занятие игорным бизнесом — особо тяжкое. Хотя эти два преступления совершенно разные по характеру, и последнее явно не может быть более тяжким, чем первое», — считает доцент кафедры уголовного права и криминологии Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Сергей Шапченко.

До появления закона о гуманизации преступника, не имевшего возможности заплатить штраф, приговаривали общественными или исправительными работами. А если он уклонялся от уплаты, то, соответственно, совершал новое преступление (предусмотренное ч. 1 ст. 389 УК), за которое получал наказание до двух лет лишения свободы.

«Параллельно в поправках к Уголовному кодексу появилась интересная норма, которая вносит дополнительные изменения в размеры штрафов. В ней говорится, что сумма штрафа не может быть меньше суммы нанесенного ущерба. Несмотря на максимальный порог в 850 тысяч гривен, если субъект хозяйственной деятельности совершит нарушения на миллион гривен, ему необходимо будет уплатить в бюджет не меньше миллиона гривен штрафа плюс еще возместить ущерб», — рассказал «Эксперту» адвокат юридической компании «Арцингер и партнеры» Дмитрий Красовский.

«Избежать лишения свободы, уплатив штраф, смогут те, у кого есть деньги. Такова мировая практика. Если человек состоятельный, то в случае совершения незаконного деяния у него больше возможностей оплатить залог и штраф и не отбывать срок в тюрьме», — говорит адвокат Юрий Сухов.

Рэкет для бюджета

Виктор Швец, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам правового обеспечения правоохранительной деятельности, народный депутат от БЮТ:

— Во время второго чтения многие поправки к законопроекту о гуманизации уголовной ответственности отклонили, что разбалансировало документ. Например, остаются расхождения с Таможенным кодексом по статье «Контрабанда».

В итоге получилась не гуманизация экономических преступлений, а их коммерциализация. Как можно говорить о смягчении ответственности, когда в законе установили штрафы в сумме 850 тысяч гривен? А в случае если человек по какой-либо причине не заплатит эти деньги, его могут лишить свободы на срок до 12 лет. То есть государство превращается в рэкетира, который выбивает средства, чтобы пополнить государственный бюджет.

Нужно понимать, что, как только документ вступит в силу, по областям будут пущены разнарядки о количестве возбужденных уголовных дел по хозяйственным статьям, а также о том, сколько с предпринимателей нужно собрать в виде залогов и штрафов. Выходит, в каждом суде надо создавать коммерческие отделы, ведь вилка для залога очень широкая, а его максимальный размер — 238 тысяч гривен.

Только для обеспеченных

Петр Андрушко, кандидат юридических наук, профессор Киевского национального университета им. Тараса Шевченко:

— В документе предусмотрена суровая административная ответственность. Думаю, даже после вступления в силу закона многие по-прежнему будут отбывать наказание — у людей попросту нет денег на штрафы. Избежать уголовной ответственности, в сущности, смогут только обеспеченные граждане.

Многие статьи Уголовного кодекса, которые попали под гуманизацию в Украине, долгое время считались «мертвыми». К примеру, не применялась статья «Фиктивное банкротство». В прошлом по этим статьям до суда доходило меньше половины возбужденных дел. Теперь ситуация может измениться.

КОММЕНТАРИЙ

Светлана Крюкова

Цена свободы

Уголовное право — одно из наиболее консервативных отраслей законодательства. С одной стороны, это оправдано, поскольку проблематика регулирования Уголовного кодекса почти не изменилась со времен Каина и Авеля: месть, зависть, подлость, убийства и изнасилования всегда были присущи человеческому сообществу. Наказания за такие преступления против личности во все времена и везде однотипны — изоляция виновного от общества, будь то тюрьма, колония или остракизм, когда приговором суда человек лишался права быть членом общества, то есть фактически переставал быть человеком.

Однако у консерватизма уголовного права есть и обратная сторона медали: Уголовный кодекс очень плохо регулирует быстроразвивающиеся и динамичные отношения в предпринимательской сфере. В частности, максимальная сумма штрафа за уголовное преступление до недавнего времени не превышала нескольких десятков тысяч гривен. Это серьезные деньги для рабочего или пенсионера, но для предпринимателя средней руки — по сути, сумма небольшая. К примеру, многие уголовные дела за контрабанду заканчивались вынесением решений о взыскании штрафов в размере 7,5–15 тыс. гривен.

На практике мизерность штрафов компенсируется внушительностью взяток и подношений. Насколько мне известно, существует такая такса: год тюрьмы эквивалентен взятке в три тысячи долларов. Условно говоря, украл юноша телефон — ему грозит три года лишения свободы. Но если его родители заплатят девять тысяч, он получит условный срок и дальше будет наслаждаться жизнью. А может, и снова станет воровать. Для обеспеченных предпринимателей суммы сразу вырастают в разы. Как правило, закрытие уголовного дела или вынесение условного приговора по хозяйственному преступлению, как-то фиктивное предпринимательство, обходилось бизнесмену в 10–50 тыс. долларов.

И вот в администрации президента, судя по всему, решили попросту легитимизировать сложившуюся практику. По хозяйственным преступлениям меру наказания в виде лишения свободы заменили штрафом в размере средневзвешенной суммы взятки по данному составу преступления. Соответственно, после вступления закона в силу у бизнесмена будет выбор: заплатить следователю и в ближайшие годы бояться любого шороха за дверью. Либо уплатить аналогичную сумму в бюджет в качестве штрафа за хозяйственные правонарушения. Большинство людей, очевидно, выберут второй путь.

Андрей Портнов, один из инициаторов разработки закона о гуманизации уголовной ответственности, признался, что таким образом намерен пополнять бюджет на сумму до одного миллиарда гривен ежегодно. Следовательно, этих денег недосчитаются в качестве взяток судьи, прокуроры и следователи.

Побочным продуктом применения закона о гуманизации уголовной ответственности за хозяйственные преступления будет возрождение долговых тюрем: предприниматели, которые не могут или не хотят платить штрафы, будут сидеть. И сидеть долго, фактически до тех пор, пока штраф не уплатят их родственники или знакомые. К примеру, за счет продажи квартиры или машины предпринимателя. Закон даже предусмотрел отсрочку уплаты штрафа на несколько месяцев, чтобы дать провинившимся возможность продать необходимое имущество.

Как будут восприняты долговые тюрьмы в современном европейском обществе, сказать сложно. Непонятно также, будут они отдельными учреждениями или бизнесмены станут содержаться с прочими преступниками. Воображение так и рисует сырой тусклый полуподвал с высокими решетчатыми окнами, где-то недалеко от центра города, чтобы безутешные родственники отбывающего наказание могли в любой момент его проведать и, если есть возможность, выкупить кормильца. Гуманизация была, помимо пополнения казны, запущена еще с одной целью — сократить число сидящих за решеткой. Ведь отечественные тюрьмы переполнены.

Автор: Екатерина Сыченко ЭКСПЕРТ

You may also like...