Безопасность Евро-2012: самообман или показуха?

После прогремевших27 апреля четырех взрывов в центре Днепропетровска появилось немало версий о причинах террористических актов — именно так квалифицировали правоохранительные органы происшедшее. Одна из версий — попытка сорвать проведение в стране финальной части Евро-2012.

Подобное объяснение имеет право на существование. И европейские футбольные чиновники, и простые иностранные болельщики могут задаться резонным вопросом: а стоит ли ехать в государство, где власти не в состоянии обеспечить безопасность?

Надо отметить, что на заседании координационного штаба по расследованию взрывов в Днепропетровске Виктор Янукович прямо отметил необходимость учета терактов при подготовке к чемпионату: «Безусловно, нам нужно принять во внимание те возможные узкие места, просчитать их и сделать за короткое время необходимую работу». По словам президента, если бы все силовые ведомства в обычном режиме работали так же, как после взрывов, подготовиться к футбольному первенству мы смогли бы значительно лучше.

Наша страна занята последними приготовлениями к футбольному чемпионату. Это событие уже в полной мере использовано как формальный повод для запуска различных строительных, ремонтных, образовательных и прочих проектов с соответствующим «освоением» бюджетных денег. Не остались в стороне от этого и в Мин-обороны, которое призвано обеспечить безопасность воздушного пространства от каких-либо эксцессов в дни проведения Евро.

Будучи ветераном войск противовоздушной обороны и немного понимая их специфику, я обратил внимание на неоднозначность информации в СМИ о том, как в дни футбольных баталий будет задействована система ПВО страны.

В принципе многие страны при проведении важных и масштабных мероприятий вроде президентских выборов, саммитов глав государств, олимпиад и т. п. принимают повышенные меры обеспечения безопасности, в том числе и в воздушном пространстве.

По этому поводу Экономический и социальный совет ООН в 2006 г. принял резолюцию, посвященную вопросам обеспечения безопасности важных международных событий: Олимпийских игр и других масштабных спортивных мероприятий, саммитов высокого уровня, национальных и религиозных фестивалей и т.п.

Но еще до того предосторожности, предпринятые в канун зимней Олимпиады в Солт-Лейк-Сити 2002 г., не имели равных себе в истории. Над городом непрестанно летали истребители F-16, а в целом воздушный простор доверили контролировать самолетам системы дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) AWACS. В частности, предполагалось, что ни один летательный аппарат не может без соответствующего разрешения появиться в небе ближе 40 миль от города, в котором проходила церемония открытия.

Примерно аналогичную картину мы могли наблюдать при обеспечении безопасности Олимпиады в Греции. Поскольку собственных возможностей стране не хватало, во многом использовались ресурсы НАТО: контроль воздушного пространства Греции самолетами альянса, боевое дежурство по соседству с Олимпийской деревней зенитно-ракетных комплексов Patriot и т. п.

Сейчас эстафету Олимпиад готовится принять Великобритания. По этому поводу СМИ пишут, что ее безопасность также будут обеспечивать ракеты класса «земля — воздух». Именно об этих и некоторых других масштабных мероприятиях говорили в британском военном ведомстве. Решению военных предшествовали жалобы американцев, заявивших, что безопасность олимпийцев организована недостаточно.

Обеспечение безопасного проведения грядущего чемпионата Европы по футболу стало фактически новой задачей для вооруженных сил Польши. Их части и подразделения будут обеспечивать противовоздушную оборону, осуществлять тыловое, транспортное и инженерное прикрытие чемпионата. Помимо прочего, руководство страны во время проведения Евро-2012 также планирует задействовать самолеты системы ДРЛО AWACS.

Интересно, что украинские военные вертолетчики, участвуя в международных миротворческих операциях, уже успели получить практический опыт обеспечения безопасности важных мероприятий, так как неоднократно привлекались к ним в период президентских выборов и последующих инаугураций в ряде африканских стран. Военные патрулировали воздушное пространство над столицами, сопровождали VIP-кортежи и т. п. В их активе также есть успешно выполненные задачи, связанные с прикрытием с воздуха визитов генсека ООН и других высокопоставленных лиц.

Что касается непосредственно нашей страны, то закон «О борьбе с терроризмом» возлагает на Минобороны задачи по недопущению и, в случае необходимости, пресечению противоправных действий, осуществляемых с террористической целью в воздушном пространстве страны. Напомню, что это выполняется в рамках несения боевого дежурства по противовоздушной обороне (ПВО), к которому привлекаются специально назначенные экипажи самолетов-истребителей, вертолетов, подразделения зенитно-ракетных и радиотехнических войск и другие структуры.

К счастью, за нашу недолгую историю случаев, когда приходилось применять оружие против нарушителей с воздуха, припомнить не удалось. Но ситуаций, связанных с нарушением границы в воздушном пространстве, значительным отклонением от маршрутов воздушных трас и прочие эксцессы, которые заставляли нашу систему ПВО «напрягаться», можно привести в достаточном количестве.

Причем совсем не обязательно защищать наше небо исключительно от террористов, есть и другие «искатели приключений»

Читаем и анализируем

Итак, необходимость обезопасить себя от ЧП в воздушном пространстве не только при проведении Евро, но и в другие дни вполне очевидна.

5 апреля пресс-служба Минобороны организовала для СМИ посещение 114-й бригады тактической авиации в Ивано-Франковске, где журналисты наблюдали подготовку авиационных подразделений к несению боевого дежурства во время проведения Евро-2012. Гостям показали полеты на истребителях МиГ-29 и учебно-тренировочных самолетах Л-39. При этом Л-39 действовали в роли нарушителей воздушного пространства страны. Экипажи истребителей выполнили задание по их обнаружению, идентификации и принуждению к посадке на аэродром.

А 9 апреля пресс-служба обнародовала результаты подготовки летчиков на примере Севастопольской бригады тактической авиации, в которой в текущем году проведено уже 10 летных смен, во время которых летчики провели в воздухе более 60 часов, и уже подготовлено 11 специалистов для несения боевого дежурства во время Евро-2012. Кроме того, еще 9 летчиков бригады отрабатывают ведение воздушного боя на малых высотах с низкоскоростными целями. Более десяти летчиков готовы к полетам на малых высотах в облаках.

Начальник противовоздушной обороны 8-го армейского корпуса полковник Сергей Качвар: «Есть общий план противовоздушной обороны Украины, осуществляемый Воздушными силами — это прикрытие государственной границы, обнаружение самолетов-нарушителей или самолетов, которые постигла беда. Зенитно-ракетные комплексы Сухопутных войск решили поставить для усиления воздушной безопасности в городах, где будут проводиться матчи. Фактически это меры антитеррористического обеспечения финальной части чемпионата по футболу «Евро-2012». Мы перекроем те пути полетов, которые наиболее вероятны. То есть, например, если самолет с террористами взлетит из какого-то ближнего аэродрома, обезвредить его — наша задача».

Буря в стакане воды

Но давайте подумаем об адекватности планируемых мер.

Прежде всего, международные воздушные трасы в ряде случаев пролегают в непосредственной близости от важных объектов. Например, от одной из наших АЭС это удаление составляет около 30 км. В случае захвата террористами пассажирский самолет может преодолеть это расстояние за 2,5—3 минуты. Успеет ли среагировать система ПВО и предотвратить теракт?

Другая опасность — летательные аппараты так называемой малой авиации, находящиеся в частном пользовании: спортивные самолеты и вертолеты, различные самодельные летательные аппараты, мотодельтапланы и т. п. Их количество сейчас достигает нескольких десятков в каждой из областей. Причем среди них немало таких, которые иногда хранятся в обычных гаражах и часто используются без какой-либо регистрации и разрешения подниматься в воздух. Отслеживать их местонахождение можно лишь оперативным путем. Имеют ли такие полномочия военные? Конечно же, нет.

Как мы видим, на земле такой «противник» неуязвим. Но в случае взлета у него также есть немало шансов остаться незамеченным. Ведь высота полета достигает нескольких сот метров и того меньше. Т. е. они однозначно летят ниже нижней границы радиолокационного поля. Но даже если их обнаружат, возникает необходимость перехвата нарушителя. Легко ли это сделать истребителем МиГ-29 или Су-27, минимальная скорость которых значительно больше скорости летательного аппарата малой авиации?

Хочется также поинтересоваться, есть ли у нас в строю автоматизированные системы управления, которые позволят вовремя довести всю необходимую информацию о самолете-нарушителе до конкретного стрелка-зенитчика или расчета зенитной установки ЗУ-23?

Список «провокационных» вопросов можно продолжить, но в любом случае очевидно, что нашим военным придется выполнять боевые задачи в сложных условиях, а подчас они становятся просто заложниками ситуации.

Иногда удивляешься, наблюдая за некоторыми усиленными приготовлениями к Евро. Наши военные долго носились с вопросом привлечения самолета дальнего радиолокационного обнаружения НАТО для патрулирования воздушного пространства. Мотивы на первый взгляд очень просты: граждане стран НАТО будут нашими гостями и защищать их от «всяких террористов» нужно совместными усилиями. Но зачем, скажите, в погоне за открытостью и надуманной дружбой открывать свои секреты кому попало?

Ведь в дни Евро система ПВО будет работать в усиленном режиме. Т. е. будут включены дополнительные радиолокационные станции, заработают новые радиосети и т. д. И в это же время в нашем воздушном пространстве предполагалось патрулирование самолета ДРЛО AWACS военно-политического блока, в который мы не входим и в обозримом будущем входить не собираемся.

Для непосвященных замечу, что это уже давно не просто самолет для обнаружения воздушных целей. После ряда доработок и модернизаций он приобрел возможность видеть многое из того, что находится на земле и вести радио- и радиотехническую разведку. Получается, что нам навязывали, а мы с радостью соглашались пустить высокотехнологичного «дружественного» разведчика в наше воздушное пространство

То, что у наших Воздушных сил ограничены возможности получать с его борта информацию, никого не волновало. Оказывается, все просто: шпионов в нашу страну присылать уже не нужно, агентов вербовать также не актуально, украинцы и так все покажут…

Хочется также заметить: недопустимо, чтобы частное затмило главное. «Увлечение» безопасностью Евро-2012 не должно подменить собой комплекс других мероприятий по обеспечению безопасности воздушного пространства страны. «Ключи от неба» должны быть в одних руках. А если сказать военным языком — должны создаваться и развиваться войска воздушно-космической обороны во главе с соответствующим командующим.

Ведь главной задачей вооруженных сил любой страны является не борьба с «воздушными террористами», а способность и готовность отразить агрессию с воздушно-космического направления. Для этого изобретать велосипед не нужно. Достаточно вспомнить, что ключевой элемент для понимания проблематики воздушно-космической обороны (ВКО) — то, что основным ударным средством вооруженных сил технологически развитых стран есть крылатые ракеты (КР) и другие высокоточные дальнобойные средства поражения. Их пуск может осуществляться носителями преимущественно без вхождения в зону досягаемости систем ПВО и других средств противодействия обороняющейся стороны.

Соответственно эффективного противодействия можно достичь лишь в единой системе ВКО. В большинстве ведущих стран из-за повышения роли ВКО растет и удельный вес войск ВКО и сохраняется централизация управления ими, которая реализуется путем создания, сохранения и развития соответствующих органов управления.

И еще. Излишнее информирование общественности о том, как будут защищать воздушное пространство во время Евро-2012, начинает граничить с психозом и даже абсурдом. Те, кто умеет собирать информацию из открытых источников и грамотно с ней работать, без труда вскроют суть планов ПВО. И если напрягут мозги, то найдут в ней слабые места для противоправного и безнаказанного использования воздушного пространства.

Можно, безусловно, еще долго умничать по поводу того, как обезопасить небо страны. Если это, конечно, не превратилось в самоцель на грани показухи руководства военного ведомства…

Автор: Юрий БОНДАРЧУК, газета 2000

You may also like...