Бардак на пляжах. Кто и как «греется» на украинских курортах

Еще пять лет назад гостями украинских курортов было 2 миллиона украинских же граждан. Но уже в 2009-м – только миллион. А в 2011-м – всего 600 тысяч. За последние годы количество украинцев на отечественных курортах уменьшилось в 3,5 раза. О причинах.

Туристическая отрасль Украины по-своему уникальна – именно в этой отрасли царит такая вольница, которой больше нигде, пожалуй, не найдешь. Поэтому, очень часто получается «уникальным» и отдых украинцев.

Он, можно сказать, превращается для туристов в уникальную лотерею: даже самое тщательное изучение вопроса не гарантирует сюрпризов в смысле цен и сервиса. Занятые же в этой сфере граждане подобны утекающему сквозь пальцы песку со знаменитых черноморских и азовских пляжей – любые попытки государства построить их по ранжиру, пересчитать и вынудить соблюдать хоть какие-нибудь единые стандарты редко бывали удачными.

В этом контексте интересно выглядят свежие данные Государственной налоговой службы о ситуации в отрасли. Цифры эти, можно сказать, полезны не только для понимания чем больна отрасль. Результаты мониторинга рынка должны помочь и с назначения процедур «оздоровления» тем, кто сам профессионально занимается оздоровлением туристов.

Во-первых, анализ, проведенный налоговиками, показал достаточно интересный факт: «тяжеловесы» в Украине проиграли туристический рынок мелким «частникам». Сегодня 95% действующих гостинниц в курортных зонах – это приватные мини-отели. Попросту говоря, это те самые частные домостроения в курортных поселках, облепленные пристроенными для сдачи внаем флигелями. Как только этот извечный промысел жителей приморских селений был легализован, масштаб поражения крупных игроков стал очевиден.

То есть, регуляторам этого рынка в Украине приходится иметь дело с многотысячной армией предпринимателей. Это, конечно, противоречит многим официальным заявлениям властей курортных регионов. Первые лица, прежде всего, Крыма, а также других традиционно облюбованных туристами территорий, не один год рассказывали об «инвесторе», который придет, подобно Деду Морозу, с большим мешком за плечами. И как достанет из этого мешка много-много денег, и одним махом настроит больших красивых отелей, и всю инфраструктуру за свой счет облагородит, и вообще…(даже специальные налоговые льготы выпрашивали). Но этого не произошло – доморощенные отельеры растащили рынок по кусочкам.

Свежие данные ГНС разрушили еще один стереотип о том, что украинские пляжи – для украинцев. Наоборот – количество внутренних туристов стремительно снижается.

Так, еще пять лет назад гостями украинских курортов было 2 млн. украинских же граждан. Но уже в 2009-м – только миллион. А в 2011-м – всего 600 тысяч. Конечно, речь идет только об официально зарегистрированных туристах. Но даже эти данные показывают – как бы ни плакались сограждане о низком уровне жизни, отдых за границей становится все более популярным среди них.

Тем не менее, объем реализованных услуг по отрасли растет, и это лишний раз доказывает, что «Вселенная не терпит пустоты». За первое полугодие 2012 года этот показатель составил 2,1 млрд. грн., при этом треть суммы пришлась на июнь, когда летний сезон уже набирал обороты. По сравнению с прошлым годом рост объема услуг составил 14,6%. Кто именно занимает койко-места и пляжные топчаны вместо предпочитающих иные берега соотечественников, точно пока неизвестно. Данные пока слишком разрознены. Например, известно, что в Крыму с начала года побывали уже 1,8 млн. туристов. И доля гостей из стран СНГ уверенно идет в рост. А вот ожидаемого наплыва гостей из «дальнего зарубежья» пока не наблюдается.

Растут и поступления туристического сбора – с начала года это 10,7 млн. грн., что на треть больше первой половины года предыдущего. Правда, аналитики налоговой службы в своих документах пишут, что могло бы быть и больше, если бы не непонятное равнодушие к этой теме органов местного самоуправления. Непонятное – потому что этот сбор по большей части остается именно в бюджетах территориальных громад, и власти курортных поселков Крыма, Одессы, Азовья должны быть, теоретически, кровно заинтересованы, чтобы именно сейчас создавать финансовый запас на зиму.

Это попустительство оборачивается тем, что, например, в Одесской области, по предварительным расчетам, доля «тени» в туристической отрасли может в пик сезона вдвое превысить легальные обороты. Главным образом, за счет того, что в регионе полностью отсутствует механизм выявления и привлечения к налогообложению граждан, сдающих свои жилища и дачные домики отдыхающим, зачастую – друзьям и дальним родственникам. Этот «Бизнес»настолько глубоко вошел в жизнь Южной Пальмиры, что они даже придумали фольклорное проклятие «чтоб к тебе на все лето родственники приехали!».

В самой Налоговой недоумевают по поводу сохранения этих традиций сегодня. Говорят, что новая упрощенная система налогообложения еще больше все упростила, от проверок и штрафов предпринимателей избавили, как минимум до конца года, а создаваемая сеть сервисных центров ориентирована, главным образом, на обслуживание именно этого сегмента (крупный бизнес, как известно, обслуживает специализированный Центральный офис).

Все это, по идее, должно привлекать местных жителей выходить из тени и заниматься своим излюбленным делом на вполне законных основаниях. Благо, даже право устанавливать ставки единого налога отдано местным советам, и простор для создания лояльного режима – широчайший. Но, увы, скованные трайбализмом курортные власти предпочитают сопротивляться изменениям, нежели пытаться жить и работать по новым правилам.

Но, надо признать, что позитивные сдвиги все-таки есть. Например, в том же Крыму, скажем, Межводненский сельсовет Черноморского района принял неординарное решение – разрешил предприятию, обслуживающему пляжную зону, оставлять себе 20% туристического сбора. В результате в этом маленьком поселке «собрали» больше, чем в целых районах Керчи, наводненной куда большим количеством туристов. А в Судаке не поленились произвести паспортизацию объектов недвижимости, где будет взиматься туристический сбор. Результат не заставил себя долго ждать.

Налоговики обещают, что «махать шашкой» не будут: пойдут по курортным территориям не с крестовым походом, а с просветительской работой. Будем надеяться, что это «просвещение» поможет и рядовым туристам, когда любой мини-отельчик своей «звездочкой» будет отвечать за комфорт и здоровье отдыхающих.

Автор: Тимофей Кабанов, КОММЕНТАРИИ

You may also like...