ДНЕПРОПЕТРОВСКОЕ ДЕЛО ВРАЧЕЙ

Леонид Кучма уже неоднократно заявлял о том, что пора бы навести порядок с деятельностью благотворительных фондов (на то же указывал FАТF в минувшем году). Но фонды продолжают действовать — приворовывать, отмывать капиталец и пр. Впрочем, есть и примеры решительного реагирования прокуратуры на президентские указивки. Нынче пресса не без содействия Днепропетровской прокуратуры раскручивает скандал с возбуждением уголовного дела по материалам проверки общественной организации Днепропетровского объединения граждан «Фонд помощи детям в критическом состоянии». «УК» поинтересовалось обстоятельствами этого дела и пришла к заключению: а дело-то дутое!С чего бы начать? Пожалуй, начнем с создания в 1994 году Днепропетровского городского объединения граждан «Фонд помощи детям в критическом состоянии». О чем собственно, шла речь? Да о том, что в то время, а в большинстве больниц и сегодня, специалистам приходилось стоять над кроватью умирающего ребенка и разводить руками: спасти дите теоретически можно, но денег (препаратов, оборудования, пр.) для этого нет. Если родители были обеспеченные, они из-под земли доставали все необходимое, ну а те, кто и прокормить-то ребенка мог с большим трудом, узнавали, что их малыш умрет — не потому что медики неквалифицированные, а потому что государство наплевало на свои обязанности перед гражданами, малолетними в том числе.

Врачи Днепропетровской клиники не стали дожидаться милостей от государства, а объединились и создали упомянутый фонд. Основные его цели — приобретение медикаментов, медоборудования, обучение персонала, социальная защита медработников выплата надбавок к нищенским зарплатам, дабы последние специалисты не разбежались по рынкам торговать «Сникерсами».

Взносы делались добровольно — кто сколько может, как сторонними предпринимателями так и родителями тех детей, которым была оказана медицинская помощь. Естественно, что отец или мать ребенка, которому медики спасли жизнь, едва ли могли отказать в просьбе помочь детской медицине. Те, кому нечего было дать, получали квалифицированную помощь и все необходимые препараты, естественно, бесплатно. Деления несовершеннолетних пациентов на «бедный-богатый» не было и нет. За эти годы на средства фонда приобретено многое, вплоть до машин «Скорой помощи». Еще в самом начале врачам приобрели пейджеры, чтобы в любой момент можно было собрать бригаду на срочный вызов. На всю область постоянно дежурит только одна детская реанимационно-консультативная бригада «Скорой». А ведь случается, что накладываются и два и три вызова. Работать стали оперативнее, показатель смертности среди пациентов в больнице снизился. Позже, с развитием мобильной связи появилась возможность обеспечить врачей телефонами. Сегодня прокуратура приводит эти «мобилки» в качестве одного из весомых обвинений в злоупотреблениях руководителей «Фонда». Но о мобильной связи для медиков мы еще поговорим ниже.

Девять лет действовал «Фонд» не вызывая нареканий. И вдруг!.. 25 июня 2003 года прокурор области Владимир Шуба самолично возбудил уголовное дело с интересной формулировкой: «по факту злоупотребления служебным положением и мошеннические действия со стороны должностных лиц коммунального предприятия «Днепропетровская областная детская клиническая больница» по признакам преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 190, ч.1 ст.364 УК Украины». Само по себе словосочетание «… по факту, но со стороны должностных лиц» настораживает. Если со стороны должностных лиц, то назовите эти лица и возбуждайте дело против конкретных персон. Но так не интересно. Ибо расследовать дело, возбужденное по факту куда комфортнее: следствие может длиться бесконечно, те самые «должностные лица» фигурируют в нем в качестве свидетелей и не имеют права не только ознакомиться с материалами дела, но и обжаловать само постановление о возбуждении уголовного дела в суде. При этом следователь прокуратуры наделен полномочиями предварительного следствия, что дает ему право требовать любые документы и информацию, осуществлять выемку документов и вещей, допрашивать любых свидетелей под угрозой уголовной ответственности за отказ дачи информации.

Само дело возбуждено, как указывается в прокурорском постановлении, по материалам проверки деятельности объединения граждан «Фонд помощи детям в критическом состоянии». Якобы руководители общественной организации умышленно подталкивали родителей, чьи дети требовали срочной медпомощи делать безвозмездные пожертвования. «Тем самым … причинили им имущественные убытки и существенный ущерб гарантированным ст.49 Конституции Украины правам на бесплатную медицинскую помощь в коммунальных учреждениях охраны здоровья».

Циничность прокурорской формулировки не имеет границ! То есть, если бы не пожертвования, то детей, можно предположить, с успехом вылечили бы за счет государства — в полном соответствии со статьей 49 Конституции. Любопытно: интересовался ли прокурор Шуба масштабами бюджетного финансирования клиники? Мы поинтересовались. И узнали, что на ежедневное лечение каждого пациента государство «отваливает» около 2 грн 30 копеек, чуть меньше двух гривен — на питание. Как насчет конституционных гарантий, г-н Шуба? Почему молчит прокуратура? Руководство «Фонда» заключило договоры с поставщиками медпрепаратов, которые в любое время дня и ночи срочно со склада доставляют в клинику необходимые лекарства по первому звонку. Оплата производится по оптовым ценам, значительно ниже аптечных. Не было случая, чтобы дети, чьи родители не в состоянии оплатить лекарства не получили медекаментозную и прочую помощь. А ведь порой стоимость медикаментов, которые следует предоставить ребенку в течение одного только дня может достигать нескольких сотен гривен! Но об этом Владимир Шуба молчит как рыба.

Судя по тексту прокурорского постановления, можно подумать, что большую часть взносов руководство фонда растрынькало на мобильную связь и зарплаты. Есть от чего схватиться за голову: ведь по прокурорским данным за 2002-2003 год на счет «Фонда» поступило свыше 335 тысяч гривен. Но даже здесь прокурорские товарищи не смогли назвать точную цифру. В действительности получено 370 тысяч. Причем, не более 16,8% от этой суммы было израсходовано на обеспечение организационной работы (заметим, закон позволяет тратить все средства организации, независимо от источников поступления, на нужды ее членов). При этом лечебным и учебным учреждениям города и области было передано материальных средств и ценностей на сумму более 300 тысяч гривен. Что включено в раздел «прочих расходов», которые по бухгалтерии «Фонда» составили 129,4 тыс. грн. В разряд «прочих» входят расходы на приобретение электроводонагревателей для операционных и перевязочных, краски, бензина, лампочек и т.д. Что, собственно, и позволяет обеспечить реализацию ст. 49 Конституции, под которую государство не спешит подводить материальную базу…

Спрашивается: так кто и в чем виноват? Ах, да: прокурор сделал особый акцент на приобретении мобильных телефонов. Информируем прокурора Шубу, который, очевидно, не очень внимательно знакомился с документацией «Фонда»: компания UMС пошла на встречу медикам и предоставила им аппараты мобильной связи за символическую цену в 1 гривну. А стоимость минуты разговора определила в 27 копеек. Причем, все эти расходы были оплачены одним из благодарных родителей. Если же г-н Шуба считает, что мобильная связь для врача -это роскошь, посоветуем ему пообщаться с родителями тех детей, которые стали жертвами ДТП и прочих чрезвычайных ситуаций. Знает ли прокурор, чего может стоить каждая минута, когда ребенок требует неотложной медпомощи, а находящийся где-то поблизости врач не знает, что его знания и опыт необходимы немедленно?

А ведь у прокурорских работников была возможность узнать мнение родителей пациентов больницы. Вот только делалось это как-то по воровскому, с вызывающим нарушением закона И превышением полномочий должностными лицами прокуратуры. Весной нынешнего года прокуратура направила в больницу запрос с требованием предоставить информацию о всех детях, находившихся в реанимационном отделении, с указанием их диагнозов, адресов родителей. Что является грубейшим нарушением. Еще в 1997 году Конституционный суд принял решение №5-ЗП, где истолковал соответствующие нормы Конституции Украины, Законы «Об информации» «О Прокуратуре», в которых говорится, что любая информация личного характера, в том числе о состоянии здоровья человека является конфиденциальной и может быть предоставлена только по решению суда. Прокуратура же, с истечением сроков переходных положений Конституции, вообще лишена функций общего прокурорского надзора и таким образом в принципе не имеет права интересоваться подобной информацией. Любопытно, что упомянутое решение Конституционного суда было принято в связи с обращением граждан, обжаловавших действия той самой Днепропетровской прокуратуры. Но, очевидно, для днепропетровских блюстителей законности конституционные нормы — не указ, ведь существуют уголовные дела «:По факту против должностных лиц по-днепропетровски». Так о чем идет речь в действительности: о злоупотреблении служебным положением, превышении власти или о борьбе за соблюдение конституционных прав?

Совершенно противозаконно заполучив данные на несовершеннолетних пациентов клиники, прокурорские взялись за обработку их родителей. Впрочем, насколько нам известно, особого «компромата» на руководство клиники и «Фонда» им нарыть не удалось. И тем не менее, Шуба самолично возбуждает уголовное дело. Основанием для возбуждения стало то, что «Вопреки требованиям ст.8 Закона Украины «Про благотворительность и благотворительные организации», без государственной регистрации, должностные лица коммунального учреждения «Днепропетровская областная детская клиническая больница», учредили Днепропетровское городское объединение граждан «Фонд помощи детям в критическом состоянии».

Читаешь постановление и диву даешься: откуда в украинской прокуратуре берутся кадры, не способные разобраться в элементарных вещах. Прокурор крупнейшей области, советник юстиции 1 класса Владимир Шуба не ведает, что в нашей стране общественные организации и партии действуют на основании Закона «Про объединение граждан», а не Закона «Про благотворительность». Следуя логике Шубы, необходимо срочным образом возбуждать дела по фактам злоупотреблений во всех политических партиях страны, ведь все мало-мальские чиновники и политики занимаются общественной деятельностью. Хотя, по закону необходимо возбудить дело иного рода — по превышению власти и злоупотребления ею чиновниками днепропетровской облпрокуратуры под руководством Владимира Шубы. Дождемся ли?

В принципе, первый кирпичик в основание темницы для прокуроров уже готов. 21 июля специалисты Института государства и права имени Корецкого провели научно-правовую экспертизу устанвых и регистрационных документов общественной организации Днепропетровское городское объединение граждан «Фонд помощи детям в критическом состоянии». Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

a. Является ли «Фонд помощи детям в критическом состоянии» благотворительной организацией и обязан ли регистрироваться как благотворительная организация?

b. Предусмотрены ли законом ограничения по выплате зарплаты членам правления и прочим сотрудникам общественной организации?

c. Распространяется ли на членов благотворительной организации запрет на получение зарплаты?

d. Запрещено ли общественной организации, каковой является «Фонд» использовать средства на выплату зарплаты наемным работникам?

a. Существует ли запрет на совмещение должности руководителя общественной организации и заместителя руководителя медучреждения коммунальной формы собственности по основному месту работы?

На все эти вопросы был дан однозначно отрицательный ответ. Таким образом, даже «непонятливому» прокурору Шубе должно стать очевидным: дело он возбудил необоснованно. Впрочем, мы подозреваем, что он изначально отдавал себе в этом отчет. Тогда возникает вопрос: какова истинная причина прокурорского «наезда» на медиков? Тут можно лишь строить предположения. Любопытно, что незадолго до того, как прокуратура заинтересовалась «Фондом», главврач детской больницы Виктор Ковырев, не взирая на жесткое давление начальника облуправления здравоохранения Р.Василишина, отказался освободить занимаемую должность по собственному желанию.

Не вдаваясь в подробности сообщим вкратце, что из бюджета были выделены средства на реконструкцию больницы. На тендере, как водится, был найден подрядчик, который взялся за выполнение немалых строительных работ. Однако работал не шатко-не валко. По крайней мере, так посчитал главврач больницы, когда ему в очередной раз принесли на подпись ведомости к оплате. Тот их подписывать отказался, более того, выявив ряд финансовых нарушений, подтвержденных в последствии результатами аудиторской проверки и облКРУ, обратился в хозяйственный суд. И тогда закрутилось… Именно после этого прокуратура заинтересовалась делами «Фонда». Ковырев был уволен решением сессии облсовета за неосвоение бюджетных средств по п.1 ст.41 Кодекса Законов о труде. Сегодня реальная угроза уголовного преследования нависла над его замом Алексеем Ткачевым, который еще в бытность рядовым врачом больницы стоял у истоков создания «Фонда», который и возглавляет по совместительству. К слову: через несколько дней после увольнения главврача, в больницу пришло письмо, подписанное гендиректором ассамблеи деловых людей Украины, в котором сообщалось о награждении днепропетровской областной детской клинической больницы дипломом «Лучшие предприятия Украины».

А вот Прокурор Днепропетровской области Владимир Шуба напротив, не опасается уголовного преследования за самодурство. Более того, по наблюдениям информированных лиц, он имеет все шансы если не заменить в должности Святослава Пискуна, то по крайней мере превратиться в телезвезду. Известно, что у чиновников существует негласная разнарядка появления их светлых ликов в прессе, превышать которую низ-з-зя. Но, очевидно, для Шубы сделано исключение. Едва ли не с первых дней его назначения на должность прокурором Днепропетровщины, он стал фигурировать на страницах газет и в передачах не только региональных, но и центральных телеканалов. И всякий раз речь шла о решительных действиях днепропетровской прокуратуры по наведению порядка в области.

Аудитория уже свыклась с тем, что на Днепропетровщине развернулась активная борьба с перступностью, в которой фигурируют очень громкие имена и солидные организации. И нынешнее «дело врачей», возбужденное лично прокурорским начальником призвано подтвердить, что Владимир Шуба — истинный радетель державных интересов. Однако, о завершении таких дел мало кто говорит. А ведь, по сути качество прокурорской работы должно определяться не по количеству и резонансности возбужденных дел, а по тому, как эти дела рассмотрены судами. Мы восполним этот пробел.

Итак, весной было возбуждено шумное дело против производителя молочной продукции фирмы «Злагода». По этому поводу была даже создана временная следственная комиссия парламента. По нашим сведениям, в результате судебных разбирательств по делу «Злагоды», которая не пожелала мириться с прокурорским беспределом, прокуратура области осталась у разбитого корыта.

Вспомним также прокурорскую кампанию по «наведению порядка» в жилищном хозяйстве Днепропетровска. Многие днепропетровские телеканалы рассказывали об уголовном деле коммунальщиков. Репортажи дополнял комментарий прокурора Шубы. И что же? Результат схожий: директор ОЖКПО «Пивдэннэ» Винниченко отпущен на свободу.

Еще одна «крутая фишка» Василия Шубы — наведение сурового прокурорского порядка в органах власти Днепропетровской области. В мае было возбуждено уголовное дело против мэра г.Новомосковска Виктора Литвищенко, который трижды избирался на пост городского головы. Одна из причин для возбуждения дела столь же смехотворна, сколь и противозаконна. Якобы мэр без должных оснований переместил памятную доску с кирпичной стены в центральной части города к мемориальному обелиску Славы. Прокуратура трактовала это как злоупотребление служебным положением и превышение власти. Хотя решение, принятое мэром, стало ответом на просьбу Совета ветеранов ВОВ и совпало с решением горисполкома, ибо старое место, где располагалась памятная доска, было загажено до предела. Прокуратура считает, что для этого необходимо было разрешение Кабинета Министров, забыв очевидно, что эта памятная доска не находится в общегосударственном реестре.

Остается только ожидать, что еще учудит днепропетровская прокуратура под руководством заядлого радетеля государственных интересов Василия Шубы. А также — когда, наконец, последует должная оценка его действий.

Олег Ельцов, «УК»

Читайте также: