«Потрошить» покойников – выгодное, государственное дело

Новый УПК, который требует вскрытия практически всех умерших. Закон добавил бюро судмедэкспертизы и работы, и доходов. Родственники умерших вынуждены платить крупные суммы за услуги бюро судмедэкспертизы. В день через эту контору проходит 50-60 трупов. За каждого – минимум по тысяче гривен. На хлеб с маслом хватит?

 

 150 гривен скинем…

У пенсионерки Валентины Аврамец 21 ноября в 9 часов вечера умерла тетя. В полночь приехала дежурная группа милиции. Сказали, что справки дать не могут, посоветовали обратиться к врачу. Утром она пришла к участковому доктору, он обещал приехать днем с милицией. Но приехал один, сказав, что с правоохранителями у него связаться не получилось. Осмотрел тело и уехал, направив Валентину в милицию забрать протокол обследования трупа, после которого врач может дать справку о смерти. В 5 часов вечера приехала милиция, «труповозку» они не дождались. Судмедэксперты прибылит в… 2 часа ночи 23 ноября. Почти двое суток труп пролежал в квартире.

– Они положили ее в одеяло и потащили к машине по полу, по лестнице. «Что ж вы делаете?» – говорю. «А что, нам ее на руках нести?» – отвечают. Как собачку тянули, – заливается слезами Валентина. – И в машину не положили, а кинули, даже хрустнуло что-то.

Утром Валентина поехала в морг СМЭ на территории Мечникова. Эксперты сказали взять с собой тысячу гривен. Оказалось, что нужно больше.

<Ответ>- Мне в регистратуре насчитали 1150 гривен. 600 с лишним только за доставку, 250 за то, что одели тетю. «Что ж так дорого?» – спрашиваю. Отвечают: «Тогда дайте 200», – рассказывает Валентина. – А тетя у меня – участник войны. В регистратуре говорят: «Езжайте за удостоверением, если до 5 часов успеете, то 150 гривен скостим».

Много же стоят заслуги перед Родиной, ничего не скажешь. Тело выдали с распухшим синим лицом.

– Наверное, когда в грузовик кидали, ударили или сверху чем привалили, – всхлипывает женщина. – Ее муж – старик. Как увидел – распереживался страшно. И умереть по-человечески не дадут.

За скорость

А Ирина рассказала о том, как хоронила отца. Сама она живет за границей, приехала, чтобы помочь старенькой матери. Отец умер в 00.20 23 ноября.

– Приехали судмедэксперты. Один меня в сторонку отводит, говорит: мол, в регистратуре СМЭ окошко есть, там коммунальная ритуальная служба сидит, вы у нее похороны закажите, – рассказывает Ирина. – Я ответила, что буду заказывать у тех, у кого посчитаю нужным. Он говорит, в любом случае с собой нужно 1,5 тысячи взять за услуги морга.

Друзья Ирины – юристы, они предупредили ее, что ни за какие услуги, кроме омовения, она платить не должна.

– А они мне суммы выставляют – 364 гривны за перевозку и так далее. Я говорю, звоните своему начальству. Они звонят, говорят, что посетительница платить не хочет, и посылают меня к начальнику. Я отказываюсь: ему нужно – пусть приходит и рассказывает, кто им расценки утвердил. Та опять его набирает, а после молча выдает справку. И просит, чтобы я написала заявление для налоговой, что у меня тяжелое материальное положение и я не могу заплатить. В кассе заплатила 170 гривен, а мужчина передо мной отдал 1100 гривен, – рассказывает Ирина.

В КП «Ритуальная служба» Ира отдала 60 гривен «за скорость».

– Это был понедельник, а мне сказали, что свидетельство о смерти я могу забрать в четверг, пришлось заплатить, – возмущается Ирина. – И в ЖЭКе говорят, что для выписки отца нужно ждать 5 дней. Дала им 70 гривен – быстро все сделали.

Ирина говорит, что обращала внимание прокурора на то, что творится в СМЭ. Реакции не последовало. Для иностранцев это шок. А мы что, мы привыкли.

Незаконно!

Тарифы утверждены бюро СМЭ, как они уверяют, на основании постановления Кабмина №1138 от 1996 года. К примеру, час перевозки трупа стоит 224 гривны, а сутки нахождения тела в морге – 116 гривен. В Международной ассоциации профессионалов похоронного дела удивились, когда узнали от нас эти расценки.

– Не лишним будет вспомнить, что в 1998 году постановлением Конституционного суда эти пункты постановления Кабмина были отменены как несоответствующие Конституции. Потом, правда, через несколько лет их вернули, но дело не в этом. СМЭ – это лечебно-профилактическое учреждение, оно должно руководствоваться законодательством в области охраны здоровья и лишь затем постановлением Кабмина №1138, которое дает им право некоторые услуги сделать платными, – разъясняют в Ассоциации. – Но то, за что они требуют деньги, постановлению не отвечает, это незаконно!

В постановлении четко сказано, что морги имеют право продавать услуги парикмахера, косметолога, услуги бальзамирования, и содержание тела в холодильной камере свыше нормы.

– Перечень исчерпывающий. Ни больше, ни меньше. А норма – это три дня, как написано в 81-м приказе МОЗ, – говорят юристы Ассоциации.

И советуют обратиться в орган здравоохранения, курирующий работу СМЭ, чтобы поинтересоваться: согласовывали они эти тарифы или нет? Если да, то как согласовали расценки, не соответствующие закону? А людям в случае такого вымогательства нужно обращаться сразу в суд.

Но в бухгалтерии бюро СМЭ нам сообщили, что по закону с облздравом они согласовывать ничего не должны. Сами подсчитали, сами утвердили. Почему? Где же контроль? Откуда, например, появился последний пункт тарифа – 684 гривны за «срочную выдачу трупа»?

Да и если суммировать обязательные услуги – стоимость перевозки и хранения тела, – то вымогаемых с людей 1,2-1,5 тысячи гривен никак не получается. Люди, которые рассказывали нам свои истории, не заказывали ни косметолога, ни парикмахера. Эти вопросы мы зададим руководству бюро и руководству облздрава в информационном запросе.

Это очень важно для людей именно сегодня. Уже подписана инструкция о том, что если нет признаков насильственной смерти, труп на вскрытие отправлять не нужно. Но она еще не вступила в силу. Поэтому моргам на хлеб с маслом хватает с головой. Но не слишком ли много им этого масла перепало?

Автор: Ольга Юдина, газета ГОРОЖАНИН

You may also like...