Деградация украинцев: диванные настроения, с экраном наедине

За минувшие 20 лет культурная сфера Украины претерпела значительные изменения. Скажем прямо: в начале 1990-х среднестатистический украинец пусть и по старой советской привычке, но все-таки был заметно культурнее. В смысле, в два раза чаще ходил в кино, мотался в экскурсионные поездки, а свободные выходные проводил с книгой или с друзьями за городом. Теперь же главные друзья жителя Украины – диван и телевизор.

Каждый второй житель Украины жалуется на недостаток разнообразия культурного досуга, но предпочитает ничего не делать.

Вооружившись данными аналитического доклада «Культурные практики и культурная политика», подготовленного Центром «София», журналисты издания  «Комментарии» набросали портрет современного отдыхающего украинца. А заодно попытались выяснить, как же он докатился до жизни такой.

Диванные настроения

Как уже упоминалось, из всех видов досуга главным в Украине является отдых пассивный и домашний. Публичные практики – то есть те, которые подразумевают выход в свет – регулярно практикует лишь треть украинцев. Остальные же предпочитают коротать свободные часы за просмотром телевизора (86% респондентов), приемом гостей (45,6%), и просто-напросто ничего не делая. Как это, журналистам «Комментариев» откровенно непонятно, но факт остается фактом: предаваться ничегонеделанию любит треть населения страны. И это печально.

С экраном наедине

Другой закадычный друг украинца – телевизор. В будни свыше 40% украинцев «залипают» перед ним на 3 часа и дольше. В выходные этот показатель дорастает уже до 2/3 населения страны. А потому и неудивительно, что Украина – в лидерах восточноевропейского региона по телемании. Отельного внимания заслуживают данные о том, что именно смотрят отечественные зрители. На первом месте – новости (ТВ остается для большинства украинцев главным источником информации о жизни страны).

Затем следуют российские и советские фильмы, развлекательные программы, украинские и российские сериалы, и уже далее – иностранные художественные фильмы. «Пища для ума», вроде программ канала Discovery, интересует от 13% до 24% зрителей. Что же касается передач, посвященных культуре и искусству, то они, как и религиозные программы, интересуют лишь 5% аудитории.

Отдельно стоит упомянуть и о других экранах – компьютерных. А перед ними регулярно зависают более 10 млн. украинцев. Подавляющее большинство из них не может оторваться от социальных сетей, выбирая, по сути, дружбу без друзей, общение без встреч и досуг не то что без какого-либо культурного или интеллектуального наполнения, но и, собственно, без отдыха.

Если в книге много буков…

Впрочем, есть у украинцев и еще один распространенный вид отдыха – чтение. Преимущественно, газет и журналов – хотя бы раз в неделю их «поглощает» более 45% населения. А вот с книгами украинцы предпочитают не связываться: их регулярно листает менее пятой части населения, да и то – городского. В лидерах популярности – творения Дарьи Донцовой, Александры Марининой и Пауло Коэльо. То есть, массовый продукт. Классика вроде произведений Льва Толстого или Федора Достоевского украинцев практически не интересует, не говоря уже о классиках украинских. Впрочем, тут стоит отметить и «заслугу» государства, которое оставило украинскую книгу на произвол судьбы, подарив отечественный рынок российскому продукту.

Отдых за компанию

Украинцы хоть и домоседы, но в гости ходить любят – примерно так же, как и принимать оных. Что, впрочем, и неудивительно, ибо гости – это всегда праздник, а украинцы «красные» дни календаря любят все и без разбора. Одна беда: к культурному отдыху такие походы отнести трудно. Поскольку в гостях продолжается, собственно, то же самое, что и дома: диван, телевизор и разговоры ни о чем.

Не думай о высоком свысока

Если с домашним и полудомашним (если можно так назвать походы в гости) отдыхом у украинцев все в порядке, то с публичным досугом полная неразбериха. Сил на то, чтобы несколько раз за год сходить в кино, хватает лишь у 22% украинцев. На концерты и шоу-программы – у 14%. А если отойти от развлекательного направления и взглянуть на направление сугубо культурное, то картинка получится еще более мрачной. Потому что более 60% современных украинцев ни разу в жизни не были в опере или на балете. Классическую музыку или джаз в концертном исполнении слышал лишь каждый второй житель страны. Треть населения никогда не посещали выставки живописи или скульптуры, а четверть не видела театральных спектаклей и даже концертов народной музыки и танца.

Одно радует: молодежь интересуется художественным искусством активнее старших. А значит, есть надежда, что вырастить человека культурного из украинца среднестатистического все-таки удастся. Через пару поколений.

А пока украинцы выбирают альтернативные варианты публичного времяпрепровождения: религию и развлечения. Так, в храмы и молитвенные дома ходит более половины украинцев, в рестораны и ночные клубы – больше трети. И лишь 18,4% заботятся о том, чтобы здоровым был не только дух, но и тело, отправляясь на досуге в спортзалы и бассейны.

Народ требует времени и денег

Причин тому, что искусство оказалось далеким от украинского народа, несколько. Первая – деньги. Люди с достатком чаще задумываются об интересном проведении досуга. Вторая причина – инфраструктурная. Так, в сельских районах культурная инфраструктура практически разрушена. Даже клубов или кинотеатров, которые раньше были в любом уважающем себя населенном пункте, катастрофически не хватает.

Еще один фактор – уровень образования. Тут все понятно: чем человек образованнее, тем больше ему интересно прекрасное. Также стоит упомянуть и наличие свободного времени, на отсутствие которого чаще всего жалуются респонденты до 40 лет – то есть, самые экономически активные и платежеспособные. Кроме того, «подтянуться» не помешает и самим музеям, галереям и иже с ними. Поскольку они зачастую не способны предложить качественный культурный продукт, за который готовы отдать «кровные» потенциальные ценители искусства.

Автор:  Олекса Шкатов, Комментарии

You may also like...