Украинские страховщики: прокаженные корыстолюбием

Как бы ни пыжились участники страхового рынка, пытаясь привить украинцам культуру «европейского страхования», это им сделать не удастся ни через три, ни через пять лет.

 По большому счету страхование — это продажа воздуха. Отдавая деньги за неосязаемую услугу, человек не может попробовать ее ни на вкус, ни на ощупь, ни оценить ее запах и цвет. Максимум, что способен дать страховщик — ощущение защищенности, которое далеко не всегда удается проверить на практике. У страховых агентов есть даже профессиональная шутка о клиентах, которые, застраховав свое авто или квартиру, зачастую пытаются потребовать деньги обратно, мотивируя это однозначно: «Ведь в договоре написано »страховая премия»… Ничего не произошло, ну-ка выплачивайте мне премию!»

Как бы ни пыжились участники страхового рынка, пытаясь привить украинцам культуру «европейского страхования», это им сделать не удастся ни через три, ни через пять лет. А поэтому количество клиентов, раздосадовано швыряющих не пригодившийся страховой полис, который обошелся семейному бюджету в несколько тысяч гривен, точно не уменьшится.

И проблема не в пресловутой низкой финансовой грамотности украинского населения. Проблема — в неумении правильно продать продукт клиенту. Именно продать, а не «впарить» или «втюхать».

Массивный приток на украинский финансовый рынок зарубежных инвестиций в середине 2000-х годов принес ему больше вреда, чем пользы. Избалованные шальными деньгами наивных иностранцев украинские менеджеры и продавцы пытались любой ценой показать заоблачные объемы премий и долю рынка.

Кто-то думал о клиенте? А о том, что за собранные миллионы платежей придется расплачиваться такими же миллионами? Да, бросьте, не до этого было. Шла отчаянная борьба за долю рынка.

И «впаривать» украинские страховщики действительно научились, а вот понять, что услуга начинается не тогда, когда получены деньги, а с момента, когда происходит событие, и договор начинает работать, — нет. Именно жадностью и неуважительным отношением к клиентам отечественная модель страхового рынка и отличается от европейского.

Сейчас уже не до рисования красивых отчетов. Хлебнув сполна в годы кризиса, страховые компании в голодной панике пытаются завоевать вырубленное под корень доверие клиентов, и найти хотя бы какие-то источники денег. Кто-то продолжает играть в старые игры, бездумно демпингуя или создавая компании-однодневки, которые собирают премии и пользуясь слабостью законодательства безнаказанно исчезают.

Кто-то поступает умнее — действительно пытается осваивать услугу в ее полном понимании или идет в новые сегменты или направления. Путь этот, безусловно, тернист. То есть сложный и затратный. Он требует действительного осознания того, что клиент — это не «букашка с бумажкой», а человек, который всегда прав. В рамках договора, конечно.

На взгляд «Эксперта», страховщики имели большой шанс начать строительство столь желанного цивилизованного рынка в 2011-м, когда изменились условия работы по «автогражданке». Но вместо того чтобы зарабатывать премии пресловутым донесением в массы социальной значимости страхования, страховщики вновь ударились в ценовой беспредел, из-за чего клиенты разорившихся компаний УЭСК, «Инвестсервис», «Добробут» и «Лафорт» выстроились в длинные очереди за причитающимися им выплатами.

И не только они. В автомобилях, расставленных по обочинам дорог, страховые агенты подчас готовы продать полис ОСГПО лишь за треть его нормативной цены. А один из наших журналистов оформил годовой договор «автогражданки» у уважаемой компании, принадлежащей члену президентской семьи, за 500 гривен при ее расчетной стоимости 917,57 гривни. Оформлявший менеджер был доволен — судя по всему, размер комиссионных даже от этой суммы его устраивает. Неудивительно, что когда дело доходит до выплаты, страховщики всеми силами пытаются сжать причитающуюся выплату словно шагреневую кожу.

Сейчас страховщики получили еще один шанс, осваивая страхование бытовой техники. Эта услуга в целом позитивно воспринимается потребителями. Даже несмотря на то что страховка для ноутбука или холодильника стоит, как полис для «Мерседеса», и с большой вероятностью, случись что с «любимым» гаджетом, многие махнут на документ рукой и отнесут технику в сервис, ремонтируя ее за свой счет. Если привычка махать рукой на полис останется, страховому бизнесу в этой стране мало что светит.

Источник: журнал ЕКСПЕРТ  №13(386) 

You may also like...