Рынок нелегальных автодилеров оживили новые пошлины

Сложившаяся ситуация увеличивает соблазн ввезти в страну машину дешевле, избежав уплаты налогов и т. д. Активизируются так называемые «серые» дилеры, которые были наиболее популярны до 2008 года.

 Импортеры перестали ввозить в Украину автомобили, которые попадают под действие введенных с 14 апреля ввозных пошлин. Об этом сообщил глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. Напомним, теперь импортер новой «легковушки» с объемом двигателя от 1000 до 1500 куб. см должен заплатить 6,46% стоимости, с объемом же 1500—2000 куб. см — уже 12,95%. По информации Назаренко, поставки продолжила только корпорация «УкрАвто», которая импортирует Opel и Chevrolet.

В ВААИД рассчитывают, что после того, как таможня не сможет выполнить план отчислений в бюджет, правительство отменит новые пошлины. Мол, аналогичная ситуация уже была в 2009 году, когда, увидев нулевые отчисления от импорта автомобилей, Кабмин не продлил действие 13-процентной надбавки.

Импортеры убеждены, что большинство потенциальных покупателей не захочет брать подорожавшие авто, а будет выжидать. Тот же, у кого была возможность, сделал покупку ранее: по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, в апреле украинцы купили почти 26 тыс. автомобилей, что на 35% больше довольно успешных показателей марта. Сбыт новых автомобилей был также на 33% лучше, чем год назад.

Сложившаяся ситуация увеличивает соблазн ввезти в страну машину дешевле, избежав уплаты налогов и т. д. В частности, наверняка активизируются так называемые «серые» дилеры, которые были наиболее популярны до 2008 года. Они завозят машины, купленные у дилеров, скажем, в США или ОАЭ, где они дешевле, чем в Украине, и устанавливают свою цену. Официальные импортеры, правда, утверждают, что для удешевления авто «серые» вынуждены занижать таможенную стоимость — покупают у дилера, который уже заложил в нее все налоги и свою маржу, а официальные берут машины на заводе по скидочной цене.

В отличие от официальных, у таких дилеров нет контракта непосредственно с самим производителем автомобилей. Поэтому гарантию производителя и фирменный сервис предложить не могут, в лучшем случае есть свое СТО или договоренность с фирменным. Но если, выявив дефект в модели, производитель отзывает свои автомобили, купленных у «серых» дилеров машин это не касается. Неофициальные автодилеры получают разрешение, которое дает право выписывать счета при продаже, с условием выполнения требований приказа по розничной реализации автомобилей. В то же время «черные» дилеры привозят краденное или утопленное авто.

«До 16 мая 2008 года была пошлина 25%, после того, как ее снизили до 10%, взятки давать стало не выгодно, и черный импорт практически исчез. Серый же очень сильно упал, число игроков на этом рынке снизилось, хотя ушли не все», — напоминает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко. По его данным, если до кризиса неофициальные импортеры занимали 15—20% рынка, со временем их часть снизилась до 4—5%.

После снижения пошлины они сосредоточились в основном на премиум-сегменте, где можно предложить более низкие цены, но при этом получить неплохой доход. Сейчас же появляется все больше оснований для покупки авто у неофициальных импортеров: если «серая» машина стоила на $2000 дешевле официальной, то покупатель предпочитал не рисковать, разница же в $4000 и более дает стимул.

К «серым» дилерам обращаются также желающие получить ту или иную модель, которая еще не продается официальным или которую нужно долго ждать в очереди. Так, в 2008-м стали активно продавать Acura, у которой не было официального дистрибьютора, а также Infiniti и Porsche, официальные представители которых тогда не могли полностью удовлетворить спрос на ряд моделей. Хотя постепенно официалы вытесняли «серых», налаживая поставки новых моделей и т. д.

В нынешних условиях официальным дилерам придется повоевать за и без того уменьшившийся авторынок. Ранее добиться определенных успехов уже удавалось. Например, ГАИ, согласно новым требованиям Госстандарта, перестали регистрировать автомобили с красными «поворотниками», вынудив часть независимых операторов заняться переоборудованием, а часть — свернуть деятельность. В 2009 году были введены Правила осуществления оптовой и розничной торговли транспортными средствами и их составными частями, согласно которым торговать автомобилями могут лишь предприятия, сертифицированные заводом-производителем.

Впрочем, несмотря ни на что, лазейки, через которые в Украину авто просачиваются, все равно остаются. Тем более, что даже чиновники и политики охотно покупают машины не у официальных дилеров и стараются избежать уплаты налогов. К примеру, в 2010 году стало известно, что через израильское посольство в Украину для них незаконно ввезли дорогие автомобили стоимостью почти $3 млн. Дипломатам для служебного использования разрешено ввозить с таможенными и налоговыми льготами автомобили по количеству дипломатических должностей. Таможенники же оформили таким образом больше машин, чем позволено законодательством.

Недавно Министерство доходов и сборов выразило обеспокоенность возвращением старой схемы импорта дорогих автомобилей, позволяющей уклоняться от уплаты таможенных сборов и налогов. Автомобиль с иностранной регистрацией ввозят в Украину для коммерческого использования только одним человеком, который и оформляет импорт. На основании Стамбульской конвенции о временном импорте такие автомобили налогами не облагаются. Потом права на пользование передаются третьим лицам, которые и заказывают конкретные машины.

Легковой автомобиль вписывается в требования Конвенции и Таможенного Кодекса, но нужно, чтобы он был оформлен на юридическое лицо той страны, из которой вывозится, а водителю, если он не является владельцем авто, нужны документы, подтверждающие факт осуществления деятельности в пользу собственника транспортного средства, документы, подтверждающие цель его временного ввоза, разрешение пользователя права на это. И говорят, что таможня избирательно относится к таким авто: может на длительный срок впустить авто с иностранцем за рулем или же разрешить пересечь границу всего на несколько дней, если это украинец.

В то же время юристы отмечают, что граждане Украины, пользуясь положением о временном ввозе авто, должны через год вновь вывезти его в страну, из которой завезли. Ведь при ввозе дается письменное обязательство об обратном вывозе авто после окончания срока действия положения. Передать в пользование кому-то еще некоммерческое авто, согласно новому Таможенному кодексу Украины, нельзя. Так что приходится только надеяться на то, что удастся «проскочить».

Автор: Андрей Муравский, «День»

You may also like...