Если президент подпишет закон об утилизационном сборе на авто – что будет

Народные депутаты приняли во втором чтении законопроект об утилизационном сборе. Если президент его подпишет – не только новая, но и б/у иномарка может стать роскошью для подавляющего большинства украинцев

 Народные депутаты приняли во втором чтении законопроект об утилизационном сборе. Если президент его подпишет – не только новая, но и б/у иномарка может стать роскошью для подавляющего большинства украинцев

К сожалению, Украина часто повторяет действия соседней России. При этом законодатели почему-то крайне редко сопоставляют ресурсы и экономическую составляющую. В прошлом материале об утилизационном сборе АвтоПортал уже говорил, что отличия в ситуации в России и Украине заключается в том, что в Россию пришли инвесторы, построили заводы, наладили производство; у потребителей есть выбор среди разнообразных моделей, произведенных в России. В Украине же такой выбор не слишком велик. Если точнее – ничтожно мал.

Достаточно знать, что в России построено уже 15 автомобильных заводов, на которых собирают более 70 моделей более чем 20 марок (!). Среди них Ford, Mercedes-Benz, Nissan, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Hyundai, Kia, Volkswagen, BMW, GM, Ssang Yong, Lifan, Toyota и пр. В Украине автозаводов, по сути, три. Причем полным циклом производства могут похвастаться ЗАЗ и "Богдан". 

Учитывая количество выпускаемых машин и весьма широкий ассортимент, действия России по введению утилизационного сбора можно считать оправданными – страна защищает свое производство и стимулирует покупку отечественного товара. В случае с Украиной, наверное, было бы наивным считать, что мировые автогиганты, уже построившие заводы в соседней России, вдруг начнут возводить предприятия на нашей территории. Объем рынка, покупательская способность – мы явно не Россия, да и из России к нам и так импортируются многие автомобили.

На фоне этого введение утилизационного сбора или, как его еще называют, экологического налога, выглядит не иначе как странным. И еще более странным это введение кажется, учитывая тот факт, что сбор коснется и украинских предприятий, осуществляющих крупноузловую сборку автомобилей. Ведь он касается даже кузовов! 

В поисках логики

Законопроекты №0936 «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств» и №0975 «О внесении изменений в Налоговый кодекс относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств» имеют массу недочетов. Что интересно, об этом открыто сказали и в Главном научно-экспертном управлении Верховной Рады. Оно то посоветовало депутатам отправить законопроекты на доработку. Но нет, никто ничего не дорабатывал и их приняли во втором чтении, причем очень быстро.

В проектах написано, что сбор будет взиматься якобы за вполне реальную услугу – за утилизацию изживших свое автомобилей. Но что на самом деле? Ничего. Его будут уплачивать при ввозе машины и/или кузова в страну.

Интересно и то, что повышающие коэффициенты подвязаны не к массе автомобиля и другим важным при утилизации параметрам, а к объему двигателя и года производства машины. С годом выпуска еще более-менее ясно – чтобы в страну не завозили "хлам", но вот привязка к объему двигателя это просто анекдот. А еще хотелось бы увидеть, как и где будут утилизировать автомобили, и что это за такой государственный орган, который будет заниматься утилизацией автостарья?

Ну, и еще один, пожалуй, главный вопрос – почему я (покупатель машины), на которого возложат весь груз уплаты сбора (импортеры и производители нивелировать нововведение за свой счет точно не будут), должен платить за утилизацию машины, которую, например, я продам через 4 года? Почему за ее утилизацию не должен платить тот, кто "доведет ее до ручки"? Последний же, к слову, может задать и другой вопрос – а, почему я должен кому-то что-то платить, если сегодня есть предприятия, которые сами заплатят мне за "металлолом"?! Вопросы риторические, но острые. 

На сколько подорожают автомобили

Новый налог рассчитывают, умножая налоговую ставку на соответствующий коэффициент. 

Для легковых автомобилей установлена ставка 5,5 тыс. грн. Коэффициенты к базовым ставкам для новых легковых автомобилей: 

0,86 – для электромобилей и авто с объемом двигателя до 1 тыс. куб. см (т.е. сумма налога составит 4,73 тыс. грн) 
1,34 – с двигателями от 1 тыс. до 2 тыс. куб. см (7,37 тыс. грн) 
2,56 – с двигателями от 2 тыс. до 3 тыс. куб. см (14,08 тыс. грн) 
3,47 – двигатели от 3 тыс. до 3,5 тыс. куб. см (19,085 тыс. грн) 
5,5 – свыше 3,5 тыс. куб. см (30,25 тыс. грн)

Для автобусов установлена ставка 38 тыс. грн и коэффициенты 0,6-2 для новых и 1-5,2 для б/у автобусов в зависимости от объема двигателя. Для грузовых автомобилей — ставка 38 тыс. гривен и коэффициенты 0,5-2,9 для новых и 0,88-11,8 для б/у грузовиков в зависимости от массы автомобиля.

В случае введения сбора, точнее подписания закона президентом, говорить о ввозе б/у машины из-за границы будет чем-то вроде чудачеством. Поэтому даже не будем рассматривать проценты удорожания завезенных из ЕС иномарок. Наглядно рассмотрим, на сколько подорожают новые авто, в зависимости от объема двигателя.

P.S. В теории утилизационный сбор заработает уже с 1 октября. Если президент подпишет закон. Почему так спешат его ввести – ответить сложно, поскольку за подобными "ускорениями" нередко скрываются лоббистские интересы. Но не исключено, что новый сбор в определенной степени заменит спецпошлины, которые могут быть отменены после появления утилизационного сбора. Ведь они уже породили немало проблем – из-за них другие страны ввели ответные меры.

Источник: АвтоПортал  

You may also like...