Царь-самолет: от К 7 до «Мрії» наших дней. Часть 1

В начале октября 2012 года на некоем авиасалоне, который находится на территории авиабазы Антонова в Гостомеле, проходили демонстрационные полеты «самого большого самолета в мире» АН-225, известного также под названием Мрiя (Мечта). Все великолепие мечты, однако, омрачается тем, что она имеется только в одном экземпляре.

Так сказать, выставочная. Хотя впервые поднялась в воздух аж почти 25 лет назад. Такие сроки одиночества навевают мысль о том, что либо что-то не так с конструкцией, либо со стоимостью, либо с экономичностью, либо с безопасностью. Как если бы девушка сидела в невестах четверть века. В общем — закрадывается подозрение, что такой чудо-самолет никому не нужен, иначе бы он давно производился хотя бы в штучных количествах и его было, допустим, три. Или, на худой конец, два.

А эта «Мечта» — одна на всех. Чем-то напоминает коммунизм.

ЦАРЬ-САМОЛЕТ

Зная принципы советской действительности, рискну сделать предположение, что всякие рекордные самолеты производились не только ради престижа, не только, чтобы сказать: вот, мол, это есть только у нас, уникальный, единственный в мире, потому что стартовая площадка — социализм, но и для вполне утилитарной цели: сделать нечто превосходящее в военном отношении. Некое чудо-оружие.

Или чтобы парализовать такое же оружие противника, как правило, придуманное генералами для нажима на политбюро для получения немеряных бюджетных денег.

Это относилось, конечно, не только к самолетам, но и к танкам, подводным лодкам, ракетам, ядерным бомбам.

Ярче всего картинка проясняется как раз с созданием самолета АН-225.

Началось все с американского проекта Шаттл — космического корабля многоразового действия. Первый шаттл произвел успешный полет в 1981 г. (всего их было 135, последний — в 2011 году, то есть программа действовала 30 лет). Шаттлы больно щелкали по коммунистическому спесивому носу «пионеров космоса».

Но если бы только это.

Генералы на тайной аудиенции сделали для президента АН Келдыша сообщение, что шаттл легко может сделать со своей орбиты «нырок в сторону» аж на 2000 км, снизиться до неуязвимой высоты 50-70 км. и оттуда сбросить ядерную бомбу на Москву. А потом снова взмыть в космос. А в Кремле как раз и сидят партийные верхи. И что якобы именно для бомбежки Москвы американцы и создают свой шаттл.

Келдыш насторожился, встрепенулся и сделал официальный доклад в Политбюро, в котором сказал:
«Сейчас самой актуальной космической программой должна быть не Луна, а многоразовая космическая транспортная система. Эта система стратегическая, и мы должны дать американцам адекватный ответ. Ибо США после ввода в эксплуатацию «Спейс шаттла» могут получить решающее военное преимущество в плане нанесения превентивного ядерного удара по жизненно важным объектам на территории нашей страны. А раз так, то, хотим мы или нет, нас заставят разрабатывать аналогичную систему». «Посему, рассмотрев проекты лунных экспедиций, все эти работы мы сочли неактуальными и отвлекающими коллектив НПО «Энергия» от главной задачи особой государственной важности — создания многоразовой космической транспортной системы «Энергия» — «Буран»".

Чтобы в ответ сбросить на Вашингтон.

ЦАРЬ-САМОЛЕТ-2

Кое-что добавляет генеральный конструктор РКК «Энергия», главный конструктор корабля «Буран» Юрий Семенов:
«Все изменилось после Совета обороны, на который нас пригласил Дмитрий Федорович Устинов. Там четко прозвучало: США, запустив «Спейс Шаттл», смогут получить решающее военное преимущество в плане нанесения упреждающего ракетно-ядерного удара». См. www.rg.ru

Однако известно, что система «Спейс Шаттл» создавалась в рамках программы гражданской организации — НАСА. Целевая космическая группа под руководством вице-президента С. Агню в 1969-1970 годах разработала несколько вариантов перспективных программ мирного освоения космического пространства после окончания Лунной программы. В 1972 году Конгресс, основываясь на экономическом анализе, поддержал проект создания многоразовых челноков взамен одноразовых ракет. Чтобы система «Спейс Шаттл» была рентабельной, она по расчётам должна была выводить нагрузку не реже 1 раза в неделю, на самом же деле из-за двух катастроф (Челленджер в 1986 г. и Коламбия в 2003 г.) полеты имели длительные перерывы для расследования и устранения недочетов. Это обстоятельство, помимо радости советских руководителей (катастрофу с Челленджером советское телевидение показывало по 10 раз в день как самое большое достижение советской космонавтики) вызвало их большую обеспокоенность: а вдруг эти перерывы в полетах шаттлов есть не что иное как подготовка к нападению с шаттла на Москву и удар по Кремлю?!

Приведу несколько важных сведений из воспоминаний и документов, касающихся причин появления советского «шаттла» — Буран и части его комплекса — самолета АН-225 (Мрiя) как ответной меры на придуманную коммунистами угрозу от шаттлов.

«Буран» задумывался как военная система. Тактико-техническое задание на разработку многоразовой космической системы выдано Главным управлением космических средств Министерства обороны СССР и утверждено Д. Ф. Устиновым 8 ноября 1976 года. «Буран» предназначался для: «комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях».

– Говорит директор Центрального НИИ машиностроения Ю. А. Мозжорин

Чертежи и фотографии шаттла были впервые получены в СССР по линии ГРУ в начале 1975 года. Сразу же были проведены две экспертизы на военную составляющую: в военных НИИ и в Институте проблем механики под руководством Мстислава Келдыша. Выводы: «будущий корабль многоразового использования сможет нести ядерные боеприпасы и атаковать ими территорию СССР практически из любой точки околоземного космического пространства» и «Американский шаттл грузоподъемностью 30 тонн в случае его загрузки ядерными боеголовками способен совершать полеты вне зоны радиовидимости отечественной системы предупреждения о ракетном нападении. Совершив аэродинамический манёвр, например, над Гвинейским заливом, он может выпустить их по территории СССР» — подтолкнули руководство СССР к созданию ответа — «Бурана».

И говорят, что мы будем туда летать раз в неделю, понимаете… А целей и грузов нет, и сразу возникает опасение, что они создают корабль под какие-то будущие задачи, про которые мы не знаем. Возможно применение военное? Безусловно.

Челнок выводил на околоземную орбиту 29,5 т и мог спускать с орбиты груз до 14,5 т. Это очень серьезно, и мы начали изучать, для каких целей он создается? Ведь все было очень необычно: вес, выводимый на орбиту при помощи одноразовых носителей в Америке, даже не достигал 150 т/год, а тут задумывалось в 12 раз больше- ничего с орбиты не спускалось, а тут предполагалось возвращать 820 т/год… Это была не просто программа создания какой-то космической системы под девизом снижения затрат на транспортные расходы (наши, нашего института проработки показали, что никакого снижения фактически не будет наблюдаться), она имела явное целевое военное назначение.

Говорит Вадим Лукашевич — историк космонавтики, кандидат технических наук.

И вот они это продемонстрировали на том, что над Кремлём они прошлись на «Шаттле», вот это был всплеск наших военных, политиков, и так было принято решение в одно время: отработка методики перехвата космических целей, высоких, с помощью самолётов.

– Магомед Толбоев, Герой России Заслуженный летчик-испытатель РФ.

К 1 декабря 1988 года был по крайней мере один секретный запуск шаттла по линии военных (номер полета по кодификации НАСА — STS-27).

Тут Толбоев перебдел. На самом деле Шаттл Atlantis (OV-104), в то время самый новый в программе Шаттл NASA, совершил свой третий полет, в котором выполнил также и заказ Министерства обороны США (DoD). Он запустил один спутник USA-34 с обзорным радаром для наблюдения погоды.

В СССР многие космические программы имели либо военное назначение, либо строились на военных технологиях. Так, ракета-носитель Союз — это знаменитая королёвская «семёрка» — межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Р-7, а ракета-носитель Протон — это МБР УР-500. Даже известный в свое время пассажирский реактивный самолет ТУ-104 — это бомбардировщик ТУ-16.

По сложившимся в СССР порядкам принятия решений о ракетно-космической технике и по самим космическим программам, инициаторами разработок могли быть либо высшее партийное руководство («Лунная программа»), либо Министерство Обороны. Гражданской администрации освоения космического пространства, аналогичного НАСА в США, в СССР не существовало.

В апреле 1973 года в ВПК с привлечением головных институтов (ЦНИИМАШ, НИИТП, ЦАГИ, 50 ЦНИИ, 30 ЦНИИ) был разработан и разослан на рассмотрение и согласование в МОМ, МАП и МО СССР и ряд других смежных министерств проект Решения ВПК по проблемам, связанным с созданием многоразовой космической системы. В правительственном Постановлении № П137/VII от 17 мая 1973 года, помимо организационных вопросов, содержался пункт, обязывающий «министра С. А. Афанасьева и В. П. Глушко подготовить в четырёхмесячный срок предложения о плане дальнейших работ».

И вот работа началась. Кратко ее смысл заключался в следующем.

Нужно создать полный аналог Шаттла, но сделать советский шатал — «Буран» еще лучше. Американцы вывозят свой шаттл на спине серийного пассажирского самолета (снабженного специальными креплениями) Боинг-747. Он доставляет шаттл с места его посадки (обычно — на военной базе Эдвардс) снова на место старта, на мыс Канаверал. По задумке советских деятелей, Буран должен был не только траспортироваться специально созданным для этого самолетом, но и служить стартовой площадкой, своего рода первой ступенью для космического корабля многоразового действия. В то время, в конце 70-х и начале 80-х годов уже разрабатывался большой транспортный самолет АН-124, он же «Руслан».

Он по своей грузоподъемности (170 тонн)уже мог бы возить Буран. Но не мог бы служить стартовой площадкой, так как имел один вертикальный рулевой киль хвостового оперения. Стало быть, реактивная струя от двигателей Бурана просто снесла бы киль к чертовой матери.

Дали задание на переделку грузовика Руслана. Сделать его двухкилевым, удлинить планер, увеличить размах крыльев и поставить еще два дополнительных двигателя от Руслана (всего их стало шесть). Вот и вышел как бы новый самолет Мрiя. Новый-то он новый, но Буран возил всего один раз — и то на выставку в Бурже. Даже на сборку в Байконур отдельные части Бурана доставлял не АН-225 (название Мрiя позже дали самостийники), и даже не Руслан, а военный транспортник ВМ-Т, созданный для чисто военных целей.

То есть, АН-225 Мрiя оказался совсем ненужным. Один раз он привез на Север трактор в 100 тонн веса, один раз генератор в Армению. И это — все. Да, есть самое его главное достижение: несколько раз АН-225 доставлял продукты из Америки и Канады для впадающей в голод незалежной Украины. Продуктов привез, надо сказать, много. Но если бы в их цену включить стоимость разработки и постройки самолета, то они бы превзошли ценность алмазов, золота и платины всех стран СНГ вместе взятых.
Когда проект Буран за ненадобностью был остановлен решением правительства Ельцина, то один (из имеющихся двух) самолетов АН-225 разобрали на запчасти для Русланов, да и со второго много чего унесли. Так что он сиротой простоял 7 лет (!) и только в 2001 году его восстановили до состояния полета. Иногда он летает и теперь — только на выставки и только с одной целью: найти заказчика для своих «уникальных качеств». Но вот уже за почти 12 лет так никого и не нашел. Не раз хотели превратить Мрiю в комфортный пассажирский лайнер. Само собой — с правительственным салоном и спальными местами для правителей. Был, в частности, проект переделки Ан-225 в суперлайнер для перевозки 328 пассажиров со сверхвысокой степенью комфорта на авиалиниях протяженностью до 9700 км, например, на маршруте Лондон — Абу-Даби -Сингапур — Сидней. В трехпалубном фюзеляже планировалось разместить спальные купе, роскошные пассажирские салоны для нефтяных шейхов, магазин, ресторан и казино (для них же). В этом случае самолет планировали оснастить двигателями и бортовым оборудованием производства западных фирм. Ничего так и не вышло.

А вот созданный именно для грузовых перевозок Руслан летает «по делу. Их всего 8 штук, но и для них мало работы.

В чем дело?

В первую очередь — в экономике. Сколько она стоила, эта Мечта, нигде не сообщается. Нет также данных по потреблению топлива, по надежности, по безопасности, по затратам на ремонт этого гиганта. В общем — некий кот в мешке. Но очень большой. Самый большой в мире. Такой большой, что один его полет опустошает операционную и базисную керосиновую лавку Украины.

В России было много чего самого большого в мире. Царь-пушка, царь-колокол, царь-бомба. Пушка никогда не стреляла, колокол — не звонил, бомбу один раз взорвали на Новой Земле (30 октября 1961 г, 58 мегатонн), всех устрашили, в первую очередь — себя (уничтожили треть оленьего поголовья и выселяли население нескольких северных городов) и ни о каком военном применении такого монстра и речи быть не могло. То могло быть только самоубийство.

В чем причина русского и, особенно, советского гигантизма?
Конечно, быть первыми. Своего рода миссия. Москва, Третий Рим, наследник Византии, носитель Духа Православия, маяк всего человечества, прокладывающего пути в космос и к коммунизму. А теперь — снова носитель Духа Православия.

Пишут, что на Марсе уж точно будем первыми. Хотя делать людям там совершенно нечего. Ни первыми, ни вторыми. Там есть американские марсоходы с приборами, они расскажут все, что необходимо. Можно сказать, на Марс положили ровер с прибором.

Но Россия имела кое-что также и для устрашения всего мира. И пушкой, и бомбой, и огромным самолетом, который даст старт Бурану, и этот буран сметет с лица земли оплот капитализма и врага православия.
История советских летающих звероящеров длинная. Самый поразительный эпизод — это конечно, огромный К-7. Конструкции Калинина. Не всесоюзного старосты, а другого, Константина Алексеевича Калинина. Вылетел он из гнезда сталинских соколов в августе 1933 года. Как раз к победе коллективизации.

ЦАРЬ-САМОЛЕТ-3

Товарища Сталина и членов политбюро привлекли тем, что в самолете планировали устроить роскошные купе на 24 человека (еще и для отдельных доверенных членов ЦК) со спальными местами. Всего же там могло поместиться 128 пассажиров.

Про пассажиров не распространялись, зато особо расписывали, что на самолете будет установлено 8 пушек и 8 пулеметов. И еще пятнадцать тонн бомб. Эта летающая крепость, разумеется, не имела аналогов в мире и могла бы одним ударом снести сельский поселок городского типа. Учитывая, что вместе с бомбами упадет на городок. Самолет тянули 6 двигателей и один — толкал сзади. Всего — семь. В шасси находились буфеты и туалеты. На испытаниях, при прохождении мерного километра, когда он должен был развить «чудовищную скорость» в 225 км. в час этот самый К-7 задрожал всем своим несуразным туловом, стал рваться на части и врезался в землю. Одним ударом — семерых.

Из 15 человек команды осталось пятеро покалеченных, остальные долго не мучались. Понятно, что не было сделано толком ни расчетов, ни продувок в аэродинамической трубе.

Из воспоминаний одного из пяти оставшихся в живых после катастрофы самолета членов экипажа, П. И. Семеренько:
«При заходе за мерный километр Снегирев дал полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм. Ударов я насчитал 15-20. И вдруг к звуку гудения моторов присоединился звук разрыва нижнего лонжерона левой хвостовой балки.

Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и К-7 из снижения уже выйти не мог. В памяти отмечаю вибрацию, на глаз замеряю угол пикирования, повторяю вслух градусы. У земли машина дает левый крен.

Жду конца. Рули высоты no-прежнему неподвижны. Удар…».

Другой участник, инженер Д. А. Чебышев описывает, как рекорд выглядел с земли:
«В назначенное время К-7 пролетел над нами, летчик определил, что мы готовы к измерениям, и повел самолет в зону, где набрал скорость и опять пошел к нам. Не долетев до нас 3-4 км, вдруг неожиданно машина резко пошла к земле под углом 30-40? с максимальной скоростью. Удар о землю снес шасси. Самолет подпрыгнул и с работающими двигателями врезался в землю. Начался пожар».

ЦАРЬ-САМОЛЕТ-4
(Так выглядела мечта тов. Сталина в воображении К. Калинина)

Калинин настаивал на продолжении строительства и испытаний своего дракона.

Писал письма тов. Сталину. В результате был арестован и расстрелян за вредительство и шпионаж.

От самолета не осталось ничего: ни его частей, ни макета, ни чертежей.

Есть пара убогих фотографий. И то слава богу, иначе никто бы не поверил, что такое чудище вообще могло существовать и даже взлетать.

Про второго урода «Максим Горький» написано много, так что только упомяну. Он был и вовсе восьмимоторный, само собой, самый большой в мире. Назывался он (как видно, для конспирации) агитационным. И тоже предназначался для вождей. Гигант имел правительственный салон, отдельные каюты с «прозрачным полом», буфет, центральную телефонную станцию, киноустановку, типографию (могла издавать «Правду» прямо в полете).

На монстре стояла также радиоустановка, и с вышины на колхозную землю о возрастающем благосостоянии можно было зачитывать передовицы «Правды».

В самолете были даже спальные места в крыльях. Если их убрать и заменить бомболюками, легко превращался в бомбовоз (10 тонн бомб). Но то была государственная тайна.

Главное в этой тайне: все самолеты подавались как аппараты двойного назначения: как комфортабельные лайнеры для вождей и как непобедимые военные машины для уничтожения врага. Обе модификации вождям очень нравились и поэтому они охотно давали разрешение на финансирование проектов. Если правительственный салон втиснуть никак нельзя (в баллистические ракеты), то можно было удовольствоваться только боевым назначением. В конце концов, ликвидация врага есть залог благополучия правительственных салонов. –

ЦАРЬ-САМОЛЕТ-5

(Обратите внимание на надстройку на фюзеляже для двух двигателей. Все такого рода этажерки изначально говорят о дурной конструкции).

Всех летающих членов на Максиме Горьком угробили в первом же полете в 1935 году. А ведь могли бы дожить и до 1937 г. Не дотянули. Сопровождающий истребитель на И-5 крутился рядом, якобы делал бочки (никаких бочек на кинокадрах не заметно, см. youtube.com начиная с 13 мин.), слегка коснулся крыла, видимо, проходил близко от крыла Максима Горького и благодаря эффекту Бернулли его притиснуло к гиганту.

Максим тут же стал сыпаться как трухлявая колода. Александр Ширвиндт рассказывает, что находился в то время в посёлке «Сокол» в детской коляске (там роддом) кусок крыла упал рядом, но его не задел. Можно сказать, спас ему жизнь. Обломки Максима валялись в радиусе километра — самолет долго разваливался еще в полете. Судя по всему, он бы развалился и сам по себе.

То не было случайностью: больше Максимов не делали, а из имеющихся двух второй точно также немного позже гробанулся (в 1942 г. под Ташкентом).

Сам по себе, без помощи истребителя.

Да, печальна судьба советских правительственных бомбовозов. Я не касался здесь еще многих свершений, например, так называемых экранолетов, которые могли бы высадить десант в 1000 человек со скоростью 500 км. в час прямо на побережье любого врага (об этом — в статье Юрия Кирпичева см. Каспийское чудовище ).

Экранолетов этих давно нет, списаны в утиль. А враги по прежнему есть.

(Окончание следует)

Валерий Лебедев, Независимый альманах Лебедь
 

 

You may also like...