«За тунеядство» возвращается. Не хочешь работать – плати

Действующий Кодекс об административных правонарушениях Украины предусматривает 7 видов административных взысканий. Все они перечислены в ст. 24 КоАП, и в этом перечне есть исправительные и общественные работы.

 Между данными административными взысканиями есть ряд различий. Основное из них заключается в том, что исправительные работы нарушитель отбывает по месту основной работы, и из его заработной платы высчитываются назначенные в судебном порядке суммы, которые перечисляются в доход государства.

Общественные работы нарушитель отрабатывает в свободное от основной работы или учебы время и бесплатно. Вид таких общественно-полезных работ определяют органы местного самоуправления. Но оба вида наказания связаны с обязанностью нарушителя трудиться.

Контроль за выполнением данных взысканий осуществляет уголовно-исполнительная инспекция. В целом за 8 месяцев текущего года ее подразделения обеспечили постановку на учет и исполнение уголовных наказаний и административных взысканий в отношении 274,2 тыс. человек. По состоянию на 01.09.2013 на учете подразделений УИИ находилось 11,3 тыс. человек, на которых наложены административные наказания в виде общественных и исправительных работ.

Причем время от времени уголовно-исполнительной инспекции приходилось сталкиваться с проблемой, когда решение или постановление суда по той или иной причине невозможно исполнить. В случае возникновения объективных обстоятельств, которые делают невозможным исполнение административного взыскания в виде общественных или исправительных работ, УИИ, руководствуясь ст. 304 Кодекса об административных правонарушениях, направляла представление в суд для решения вопроса, связанного с ее выполнением.

В течение 2012 г. в суд было внесено около 3 тыс. таких представлений, однако суды возвращали подобные материалы исполнителю, ссылаясь на то, что КоАП не определяет порядок решения указанных вопросов по существу. Это приводило к тому, что правонарушитель избегал ответственности за уклонение от административного взыскания.

Ответственности не избежать

24 октября с. г. Верховная Рада приняла законопроект №0893 «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно урегулирования вопросов, которые делают невозможным исполнение административных взысканий». Данные изменения были изучены на заседании научного совета Государственной пенитенциарной службы Украины при участии ведущих научных работников, представителей общественности и наиболее опытных специалистов.

В частности, законодательным актом внесены изменения в ряд статей раздела IV КоАП, которыми предусмотрена возможность замены взысканий в виде общественных или исправительных работ другими видами взысканий, такими как штраф или административный арест. В новой редакции изложены ст. 321-1 и 322 Кодекса, регулирующие порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде общественных или исправительных работ.

Теперь нормы этих статей гласят, что в случае потери трудоспособности по причине призыва на срочную военную службу, взятия под стражу, осуждения к уголовному наказанию в виде лишения или ограничения свободы, или если неизвестно местонахождение нарушителя, общественные или исправительные работы заменяются штрафом.

Штраф назначается из расчета: один необлагаемый минимум доходов граждан за 4 часа неотбытых общественных работ или 1 день неотбытых исправительных работ. Данные взыскания накладываются постановлением суда по представлению органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере исполнения уголовных наказаний.

Административный арест

Похоже, законодатель всерьез решил напомнить нерадивым гражданам об уже подзабытом, но популярном в советские времена наказании в виде 15 суток ареста. Согласно законопроекту №0893, ст. 321-4 и 325 КоАП также изложены в новой редакции – их нормы указывают на последствия уклонения лица от отбывания общественных и исправительных работ. Так, в случае уклонения нарушителя от отбывания трудовой повинности по представлению уголовно-исполнительной инспекции суд может заменить неотбытый срок общественных работ не только штрафом, но и административным арестом.

Замена общественных работ арестом применяется при условии, что санкция статьи, по которой на нарушителя наложено административное взыскание, не предусматривает возможность применения штрафа, из расчета, что сутки ареста равны 5 часам общественных работ. При этом срок административного ареста должен быть не более 15 суток.

Замена исправительных работ также происходит по утвержденной законом схеме: сутки ареста равны 3 дням исправительных работ, и их срок также не должен превышать 15 суток.

Водителям на заметку

Согласно статистике, большинство нарушителей, которым в судебном порядке назначается такой вид наказаний, как общественные работы, являются нарушителями правил дорожного движения. До сих пор такие горе-водители частенько избегали наказания, поскольку возникали сложности с определением их реального места жительства.

Действующее законодательство гласит: общественные работы нарушитель отбывает не по месту регистрации, а по месту фактического проживания. И хотя в наш век урбанизации найти конкретного человека все равно может быть нелегко, есть вероятность, что с введением новых норм водитель сам будет заинтересован найти инспекцию и отбыть общественные работы, ведь это лучше, чем быть арестованным.

 

4 часа неотбытых общественных работ = 1 НМДГ

1 день неотбытых исправительных работ = 1 НМДГ

1 сутки ареста = 3 дня исправительных работ

Статья 51 УИК

Осужденные к наказанию в виде ареста содержатся в условиях изоляции с раздельным содержанием мужчин, женщин, несовершеннолетних и осужденных, ранее отбывавших наказания в местах лишения свободы. На осужденных к аресту распространяются ограничения, установленные уголовно-исполнительным законодательством для лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы

Статья 52 УИК

Осужденные могут привлекаться без оплаты труда к работам по благоустройству арестных домов или улучшению жилищно-бытовых условий осужденных, а также к вспомогательным работам по обеспечению арестных домов продовольствием

Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета» № 43 (211)

You may also like...