Почему Родина должна нравиться?

Почему Родина должна нравиться? Главное, что она нам дает, — это возможность отвечать за все, что мы любим, беречь его и защищать. Все, что мы делаем в течение этого года, происходит ради нашего достоинства. Теодор Рузвельт говорил: "Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но еще важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради нее". А Адам Михник определял патриотизм "мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа".

Только наш народ очистил политическую репутацию от скверны преступной власти, как началась война. Война, которую ведет гражданская неполноценность россиян.

И все же нельзя сказать, что жители многострадального Донбасса против украинского суверенитета. Социологические исследования на протяжении всех лет независимости доказывают, что все-таки "за", но при условии сохранения дружественных отношений с Россией. Заставит ли сама жизнь пойти на "смену условий" — покажет уже ближайшее время. В основном именно на Юго-Востоке Украины всегда происходили "всплески" гражданского самосознания (на Западе страны с этим все было стабильно). Там острее начинали ощущать себя гражданами суверенного государства именно тогда, когда Россия "вытворяла" на международной арене нечто из ряда вон выходящее, попирая права других народов, — Чечня, Грузия, Тузла…

— Аннексия Крыма привела к тому, что количество сторонников независимости Украины возросло с 83 до рекордных 90% ее взрослого населения, — рассказывает автор исследования динамики поддержки населением суверенитета Украины в первые десятилетия ее государственной независимости президент КМИС Валерий Хмелько. — И это не первый случай, когда некоторая часть граждан, не поддерживавшая государственную независимость в условиях, когда ничто не побуждает думать о возможных угрозах, в ситуациях, когда эти угрозы становятся реальными, осознает, что независимость страны представляет для нее действительную ценность. 

Первое, явно не экономически мотивированное повышение численности сторонников независимости было зафиксировано во второй половине 1994 года. В первые два года независимости, в условиях значительного снижения уровня жизни, гиперинфляции их количество снизилось с 76 до 56%. Хотя экономическая ситуация продолжала ухудшаться, после президентских выборов 1994-го желающих присоединения к России стало заметно меньше (особенно на Востоке и на Юге). Доля сторонников независимости еще более увеличилась с началом войны в Чечне и к концу 1996-го (совпало с появлением собственных украинских денег) достигла 71% взрослого населения. В условиях финансового кризиса 1997—1998 годов снова значительно снизилась (почти до 60%). А в 1999—2000 годах, во время второй чеченской войны, возросла до 72%.

В 2003-м, когда из-за действий России в районе острова Коса Тузла возникла угроза территориальной целостности Украины, в течение одного только месяца доля сторонников украинской независимости возросла с 71 до 77%, и только после разрешения конфликта снизилась до 72%.

В августе 2008-го, во время вторжения России в Грузию поддержка украинцами своей независимости возросла с 72 до 83%. Уменьшение растянулось почти на десять месяцев и остановилось на уровне 74%.

Год за годом поддержка суверенитета Украины украинцами возрастала, этот процесс стабилизировался.

Сейчас же всплеск гражданского самосознания произошел в связи с прямым покушением на территориальную целостность и суверенитет страны со стороны России.

Запад+Восток = суверенитет!

— Еще в 1994-м, исследуя итоги вторых президентских выборов, вы отметили разделение страны на Запад—Восток по политическим приоритетам, в основе которых находились геополитические ориентации граждан. Тогда же вы предложили перевести понятие национальной идеи в политическую плоскость, чтобы украинцами могли считать себя все граждане, вне зависимости от этнонациональной или лингвоэтнической принадлежности. 

— Более-менее постоянная тенденция к повышению численности сторонников украинской независимости в течение этих лет проявлялась, когда в стране устанавливалась власть, более дружественная к России — как при Кучме по сравнению с Кравчуком и при Януковиче по сравнению с Ющенко. Тогда их электорат на том же Юго-Востоке поддерживал именно независимость Украины при сохранении дружеских отношений с Россией, но не объединение с ней.

Сейчас ни в Крыму, ни на Востоке провести надежные социологические исследования невозможно. Для опроса недоступны очень многие категории населения, да и само состояние социума является чрезвычайным.

— Каким образом на протяжении первого и второго десятилетия независимости ее принятие зависело от доходов населения?

— В основном оно зависело от распределения доходов в двух аспектах: в какой степени изменялось финансовое неравенство и неравенство потребительских возможностей населения. 

В течение первого десятилетия независимости колебания численности ее сторонников прямо не зависели от изменений в доходах населения. Опосредованно, приблизительно на треть зависели от изменений той доли доходов всего населения, которую получали 60% более бедных. 

Во втором десятилетии — уже непосредственно зависели от изменений в семейных доходах, но только наибеднейших 20% населения. В то же время численность сторонников независимости увеличивалась с ростом доли семей со средним уровнем потребительских возможностей и уменьшалась с ростом доли семей наиболее низкого уровня потребительских возможностей — тех, кому денег не хватало даже на еду. 

Годовщина определенности

— С какими чувствами и убеждениями мы встречаем очередную годовщину независимости? Укрепился ли в обществе патриотизм, усилилась ли консолидация?

— Пока нет полных данных. Но война не будет длиться долго, и мы проведем опрос по всем областям.

— И неизвестно, много ли донбассцев, прячась в подвалах от артобстрелов, славят "самопровозглашенные республики"…

— Уровень этих людей остался таким из-за того, что более образованные украинцы не считали нужным рассказывать им на наиболее близком для них русском языке об истинных героях нашей страны. Еще в 1991-м я пытался убедить сотрудников украинской студии Радио "Свобода", что для формирования государственнических позиций жителям Востока и Юга необходимы русскоязычные трансляции об Украине. Увы… На заре независимости отцы-основатели "Народного Руха Украины" не воспринимали таких идей.

Сейчас же нужно понимать, что жители Юго-Востока выросли в другой идеологической среде. Нынешнее столкновение надолго оставит у них психологическую травму…

— Определенность гражданской позиции — вот то, что нужно каждому из нас для консолидации с обществом.

— Когда под угрозой жизнь, свобода, тогда люди понимают, что для них добро, а что — зло. Путинская Россия находится в имперском угаре. Опьянение охватило массы. Но это не означает, что они будут такими всегда. Давайте вспомним, что Германия сейчас не является врагом своим близким и неблизким соседям. Но в свое время за гитлеровской идеологией почти полтора десятилетия шло большинство ее населения…

— Что поможет нам выстоять и защитить как независимость страны, так и достоинство каждого из нас?

— Взаимоподдержка, взаимопонимание, умение самоорганизовываться без упования на вождей, готовность контролировать власть, мирно, но настойчиво защищать свои права, конструктивно критиковать ошибки властей. Сейчас зачатки этого есть.

Нужно думать, как построить культурно-просветительскую работу на Юге и Востоке, особенно на Донбассе. Как убедить его жителей, заинтересовать их стать причастными к тем пластам исторического знания об Украине, которые им неведомы. 

Но сейчас главное — освободить их и помочь восстановить условия для нормальной жизни на родной нам всем земле.

Автор: Ирина Кириченко, «Зеркало недели. Украина»

 

You may also like...