Особенности национальной автоинспекции. НАПЕРСТОЧНИКИ С БОЛЬШОЙ ДОРОГИ

Деньги можно добывать по-разному. Можно трудиться в поте лица, можно воровать. По-крупному, или просто мелочь по карманам тырить. Соединить последние два неправедных пути обогащения, похоже, решило нынешнее руководство ГАИ. Как известно, с первого марта этого года ГАИ собирается продавать автовладельцам номера нового и, как всегда, «европейского» типа. Соответственно, по новой цене. Которая как минимум в два раза будет превышать прежнюю. То есть, вместо ста гривен выкладывать придется больше двухсот. Для человека, приобретающего машину – вроде бы мелочь. Но если прикинуть, что средняя потребность Украины в новых номерах составляет порядка трех с половиной миллионов в год – то получается по- крупному.Украина меняет номерные знаки на автомобилях чаще, чем своих президентов. Президента ожидают третьего, а номера вот-вот будут уже пятые. История украинских автомобильных номеров началась в 1991 году. Мордовские зэки, традиционно изготовлявшие номера для всего СССР, резко обиделись на ставшие независимыми республики, и отпускать номера в неожиданно появившееся «ближнее зарубежье» прекратили. Тем более, что было уже и не совсем понятно, чем за эти жестянки будут расплачиваться. А тем временем, несмотря на независимость, в Украине продолжали рожать детей и покупать автомобили. Для которых нужны были эти самые знаки. А их – не было.

Первоначально ГАИ пыталось выходить из положения самыми разнообразными способами, вплоть до вырезания картонных номеров. Но, это, как вы понимаете – не выход. И тогдашний заместитель министра внутренних Корнейчук в поисках выхода обратился к дружественному обществу «Динамо», имеющему свои производственные мощности. Уже в следующем году на принадлежащем «Динамо» Днепропетровском заводе металлоизделий начали штамповать первые украинские автомобильные номера. Оборудование для такого производства приспособлено не было, технологии также не имелось, и номера получались страшненькими и недолговечными. Пришлось искать инвестора, и им стала английская фирма «Silair». Англичане завезли в Днепропетровск технологическую линию, наладили производство и вскоре фирма «Динамо»- «Silair» смогла производить в год 7 миллионов номерных знаков. В 1998 году в связи с урегулированием закупочных операций за государственные деньги был проведен тендер на производство номерных знаков. Тендер был честно выигран «Динамо» -«Silair» и государство в лице ГАИ МВД заключило с фирмой договор на производство номеров до 2005 года. Сумма, на которую планировалось приобретение номеров, составляла 500 миллионов гривен. Однако, очень скоро выяснилось, что на столь выгодный и стабильный бизнес появились новые претенденты. Из числа руководства ГАИ. ГАИ всегда было «богатеньким Буратино» в структуре МВД. Но подлинный финансовый расцвет этой конторы произошел при Юрии Дагаеве. Как сообщает официальный сайт Департамента ГАИ МВД : «Инициатором принятия Постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 года №341 “О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел” был Юрий Александрович ДАГАЕВ, возглавлявший УГАИ МВД Украины в 1996-1998 г.г. Именно в это время управления ГАИ на местах получили статус юридических лиц, что дало возможность строить новые административные здания, улучшать материально-техническую базу ГАИ: были приобретены новые современные автомобили, личный состав Госавтоинспекции получил удобную современную форму.»

Юрий Александрович, однако, улучшал не только «материально-техническую базу ГАИ», но и свою собственную. В частности, он решил перенаправить денежные потоки с фирмы «Динамо» -«Silair» на харьковское предприятие под названием «МАХА», руководителем которого по чистой случайности оказался бывший водитель Дагаева Григорий Кунин. «МАХА» полного цикла производства обеспечить не может, закупает заготовки номеров в Германии, а в Украине их только штампует. Любопытно также, что в Харькове обитает уголовный авторитет по кличке Маха. Хотя, конечно, сложно предположить, что предприятие названо в честь авторитета. Скорее, имеет место попытка мимикрии под известную германскую фирму MAHA Maschinenbau Haldenwang (“МАХА”) – мирового лидера в области производства средств технического диагностирования транспорта. Впрочем, это не так уж и важно. Важно другое – то, что Юрий Дагаев ненавязчиво стал рекомендовать руководителям областных УГАИ направлять заказы на изготовление номеров не в «Динамо» -«Silair», а в Харьков, на фирму «МАХА». Выглядело это довольно нелепо, особенно, после того как «Динамо» -«Silair» открыло три своих филиала в Крыму, Виннице и в Киеве. Нелепость заключалась в том, что, скажем ГАИ Львова было вынуждено заказывать номера не в ближней Виннице, а в далеком Харькове. Тем не менее, всемогущему начальнику УГАИ перечить никто не отваживался, и вскоре «Динамо» -«Silair» потеряло ряд крупных областей Украины. Заказы перешли к «МАХЕ», хотя, исходя из условий тендера, заниматься производством номеров могло только «Динамо» -«Silair». И, соответственно, существенный процент от весьма прибыльного бизнеса стал оседать в карманах высшего руководства ГАИ.

Необходимо также отметить, что автомобильные номера с 1998 года являются одним из источников финансирования ГАИ. На каждый автомобильный номер ГАИ начисляет сверху 25 процентов, которые используются для «укрепления материальной базы ГАИ». Нужно отметить, что для финансирования автоинспекции есть особая строчка в госбюджете, которая расходуется по определенной смете. А вышеупомянутые 25 процентов с каждого автомобильного номера можно использовать более свободно – на ремонты офисов, новые автомобили, да мало ли еще на что. Общий объем ГАИшной продукции за 2002 год был 400 миллионов гривен, 25 процентов из них составляет 100 миллионов. Солидный навар и без приложения особых усилий. И естественно, за счет автовладельцев, вынужденных не только постоянно кормить «продавцов полосатых палочек», но еще и платить дань ГАИ даже с номерных знаков. Так же естественно и то, что ГАИ заинтересовано в увеличении стоимости номеров – 25 процентов с 200 гривен, это гораздо лучше, чем 25 процентов со 100.

Но хватит о процентах. С номерами все вроде бы было понятно. «Динамо» -«Silair» прокинули на несколько областей, но не на все, потому что, во-первых мощностей дагаевской «МАХИ» не хватит на производство номеров для всей Украины, а во вторых потому, что «Динамо» -«Silair» все-таки до сих пор является законным владельцем прав на производство номеров и кидать «в чистую» это предприятие, да еще и с британским инвестором было боязно. До поры до времени. После ухода Юрия Дагаева в заоблачные выси администрации президента, а затем в те сферы, откуда не возвращаются, бизнес «МАХИ» курировался наследниками покойного и несколькими его ближайшими коллегами по службе в ГАИ. Среди которых был и скромный полковник Сергей Каракай. Родной брат которого, как утверждают знающие люди, трудится в администрации Президента Украины. Когда в силу действия ряда тайных пружин Каракай стал начальником Департамента ГАИ, новому начальнику пришлось задуматься о том, как, во-первых закрепиться на этом посту, а во-вторых, о том как еще серьезнее усилить материально-техническую базу. Свою, и, может быть, ГАИ. И 9 декабря 2003 года Кабмин издает Постановление под номером 1887, текст которого довольно забавен. Постановление называется «Некоторые вопросы закупки товаров, работ и услуг Государственной автомобильной инспекцией МВД Украины», что само по себе звучит несколько непонятно. Что за стыдливое выражение «некоторые вопросы»? Еще более интересен текст самого постановления:

«В соответствии с частью второй статьи 2 Закона Украины «О закупке товаров работ и услуг за государственные средства» Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Секретно.
2. Секретно.
3. Признать утратившими силу:
Пункты 1 и 2 постановления Кабинета Министров от 14 августа 1998 года № 1996 «Предоставление государственных номерных знаков для транспортных средств» (Официальный вестник Украины 1998 г., №33, стр. 1225);
Пункт 7 изменений и дополнений, которые вносятся в постановления Кабинета Министров Украины, утвержденные постановлением Кабинета Министров от 27 сентября 2000 года №1469 (Официальный вестник Украины 2000г., №39, стр. 1659)».

Серьезно зашифровались, не правда ли? Два пункта секретные, да и третий невразумительный. Почему кстати, вдруг такая секретность в деятельности сугубо мирного ГАИ? Они что, решили заодно взять на себя функции внешней разведки или национальной безопасности? Или что-нибудь по – проще? К примеру, утаить от общественности некие не совсем законные действия. Впрочем, «секретные» пункты постановления не долго оставались секретными. К примеру, газете «Свобода» очень скоро удалось выяснить, что пункт первый расшифровывается так: «Определить как специфические товары, работы и услуги, которые закупаются Государственной автомобильной инспекцией МВД, в соответствии с приложением». Что означает, в понимании нынешнего руководства ГАИ «специфические товары, работы и услуги» вы узнаете чуть позже, когда мы займемся анализом так называемого «приложения» к этому постановлению, занимающего пять страниц убористого текста. А второй секретный пункт постановления гласит: «Установить, что закупка товаров, работ и услуг, определенных этим постановлением как специфические, осуществляется у предприятий, которые принадлежат к сфере управления МВД».

То есть, Кабмин определил как «специфические», некоторые «товары, работы и услуги», на которые ГАИ тратит бюджетные деньги. Кстати, «специфические услуги», звучит достаточно пикантно. Но об этом позже. И вот эти «специфические товары, работы и услуги» ГАИ обязано покупать у предприятий «принадлежащих к сфере управления МВД». Однако, у МВД на сегодняшний день имеется лишь одно официальное производственное предприятие – винницкий завод «Форт», производящий одноименные пистолеты. Так может быть, в постановлении идет речь именно о пистолетах? А дудки. Потому как пункт третий скандального декабрьского постановления признает утратившими силу пункты постановления Кабмина от 14 августа 1998 года, гласящие, что «предприятие –производитель государственных номерных знаков, в том числе и для войсковых частей и объединений, определяется ПУТЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕНДЕРА». То есть, Кабмин отменил тендер на отбор предприятия- производителя «товаров, работ и услуг» для ГАИ, а затем установил монополию для неких несуществующих пока в природе предприятий на производство этих самых «товаров, работ и услуг». Причем, производитель-монополист принадлежит к «сфере управления МВД» и ГАИ тратит на закупку его «товаров, работ и услуг» государственные деньги». Грубо говоря, деньги просто перекладываются из одного кармана в другой и при этом отмываются. Самое забавное заключается в том, что это наши с вами деньги. Схема незамысловатая и убийственная, как игра в «наперстки». Но об этом – в следующей части нашего повествования.

(продолжение следует)
Станислав РЕЧИНСКИЙ

You may also like...