СТРАНА ПОБЕДИВШЕЙ МАФИИ

После всеукраинского совещания по проблемам усиления борьбы с организованной преступностью и коррупцией, на котором Леонид Кучма выступил с резкими заявлениями , очередной «крестовый» поход на мафию был объявлен. Президент констатировал, что «все больше приходится говорить о коррупции в правоохранительных органах и судебной системе». Как один из наиболее важных признаков национальной коррупции отмечен тот факт, что чиновники изо всех сил пытаются оставить для себя возможность коррупционных деяний, причем делают это на всех уровнях власти.

«Власть как таковая обезображена в сознании многих так, как будто для того и существует, чтобы ею злоупотребляли и распоряжались в корыстных целях» – цитата из выступления Президента.

В связи с происходящим любопытно взглянуть на отдельных «крестоносцев» из Краматорского МРЭО, призванных «огнем и мечом» извести местную коррупцию.

Не секрет, что автомобильная мафия Украины постоянно отрабатывает различные способы получения сверхприбылей. Одним из них является неуплата таможенных пошлин при ввозе автомобиля в Украину. Однако возможность “дополнительного” заработка, существует не только на границе или таможне, но и во всей цепочке необходимых к выполнению процедур по оформлению документов на машину, то есть в любом населенном пункте Украины. Но давайте оставим без внимания многочисленные примеры украинских автомобильных афер, происходящих на дальних подступах к Краматорску, и сосредоточимся на «донецких» – умельцах пилить “золотые гири” и собирать “золотые опилки”. Технологий автомобильных афер существует великое множество, мы расскажем лишь об одной из них.

8 августа 2002 года Краматорским МРЭО ГАИ был оформлен и поставлен на учет автомобиль ВАЗ-2101 1973 года выпуска , а его владельцу, гр-ну Терещенко , выдан технический паспорт на ВАЗ-2106 1994 года выпуска. При этом во всеукраинский банк данных ГАИ были внесены данные не «единички», а «шестерки». А это означает, что ВАЗ-2106 мог спокойно ездить по просторам Украины, не страшась никаких киевских «Кобр» и прочих милицейских спецподразделений. Уличить фальсификацию можно было только при задержании автомобиля, доставки его в МРЭО и соответствующей сверке с ведомственными документами. Но при этом «крыша» в МРЭО должна была успеть «сработать».

На основании этих фактов, 21 октября 2003 года в прокуратуру Краматорска автором публикации было подано заявление о привлечении к уголовной ответственности бывшего начальника Краматорского МРЭО В.Н.Колмыкова 18 декабря 2003 года помощник прокурора г. Краматорска А.А.Шиянь, руководствуясь стандартным набором статей УПК Украины, отказал в возбуждении уголовного дела по данному заявлению. Кроме этого, прокуратура направила для проведения проверки в Краматорский ГО материал по факту приобретения гр-ном Терещенко в мае 2001 года автомобиля ВАЗ-2101 у гр-на Ковалева, умершего 3 января 1996 года. По результатам проверки сотрудник Краматорского ГО Анпилогов А.Э. не усмотрел состава преступления и подготовил отказ в возбуждении уголовного дела в отношении гр-на Терещенко.

Согласно выводам правоохранительных органов, события развивались следующим образом. В мае 2001 года на авторынке города Краматорска Терещенко приобрел автомобиль ВАЗ-2101 1973 года выпуска у пожилого мужчины, данных которого он не помнит. Автомобиль с учета в МРЭО снимал продавец, а договор купли-продажи оформил в фирме «Каскад» при Краматорском МРЭО(?!) начальник отдела В.А. Прилепский , заявивший, что подробностей сделки не помнит. Бывший владелец автомобиля ВАЗ-2101 Ковалев умер в январе 1996 года, а его сын сообщил, что в 1995 году отец продал автомобиль по генеральной доверенности.

В мае 2001 года Терещенко поставил ВАЗ-2101 на учет, получив технический паспорт на ВАЗ-2106 , на автомобиле никуда не ездил, техпаспорт никому не предъявлял, с содержанием полученного техпаспорта не знакомился. А затем в 2003 году разобрал автомобиль на запчасти. Бывший начальник Краматорского МРЭО В. Колмыков заявил, что он «о том, что в базу данных ГАИ вместо ВАЗ-2101, принадлежащего Терещенко, был введен ВАЗ-2106 ничего не знал». Оператор Краматорского МРЭО Миленко, которая внесла в базу данных ГАИ и в техпаспорт данные ВАЗ-2106 тоже «ничего сказать не могла». Круг замкнулся, несмотря на очевидность грубейших нарушений закона в действиях служащих Краматорского МРЭО. Виновных в деле не оказалось: “Учитывая, что Миленко совершила деяние, которое не представляет общественной опасности и не причинило существенного вреда государству, а бывшему начальнику Колмыкову В.Н. о произведенной неточности не было ничего известно” (цитата из постановления Краматорской прокуратуры) в возбуждении уголовного дела отказано.

В объяснениях опрошенных логика есть и все вроде бы правильно : один не видел, другой не знал, третий не то и не туда записал…Только вряд ли рядовой украинский водитель, получив техпаспорт не на свой, а на абсолютно другой автомобиль (хотя и со своей фамилией) более года не обращал внимание на эту неточность.

И вот какая картина вырисовывается — чем выше должность чиновника, тем больше степень его «незнания». Именно по этому, очевидно, теперь Колмыков В.Н переместился в более высокое кресло, заняв должность начальника ОРЭО УГАИ УМВД Украины в Донецкой области.

Рискну утверждать, что Краматорская прокуратура отказала незаконно в возбуждении уголовного дела , исходя из следующих обстоятельств:

1. Правоохранительные документы лишь констатируют факт приобретения гр-ном Терещенко автомобиля ВАЗ-2101 в личное пользование. При этом абсолютно игнорируется, что автомобиль приобретен у гражданина, умершего шесть лет назад. Остается неотслеженной «цепочка» продаж и перепродаж автомобиля в течение всего этого времени по генеральным доверенностям, на которые ссылается Терещенко. Провести такую проверку несложно, учитывая строгий учет у нотариусов.
2. Не вызывает сомнений и тот факт, что умерший гражданин Ковалев договор купли-продажи не заключал. Странно, что правоохранители не установили человека, поставившего подпись в договоре купли-продажи автомобиля ВАЗ-2101 вместо усопшего , а также какие документы были предъявлены начальнику отдела ООО «Каскад» Прилепскому, обязанному удостовериться в правоспособности и дееспособности лиц, заключающих сделку.
3. Теперь о начальнике МРЭО Колмыкове, который «ничего не знал». Процедура оформления технических паспортов такова, что на подпись должностному лицу МРЭО вместе с вновь оформленным бланком техпаспорта (ВАЗ-2106), подается весь комплект документов, являющихся основаниями постановки на учет (в данном случае ВАЗ-2101), которые обязано было сверить должностное лицо, ставящее подпись в техпаспорте (т.е.– В.Колмыков). Это отражено в функциональных обязанностях начальника МРЭО.
4. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела проигнорирован один крайне важный аспект. Откуда оператор Миленко взяла технические данные на автомобиль ВАЗ-2106?
5. Известно, что Государственная таможенная служба Украины фиксирует ввоз и вывоз на территорию государства всех автомобилей и их идентификационные номера. Достаточно легко проверить – кто, когда и при каких обстоятельствах ввозил ВАЗ-2106 в Украину. По непонятным причинам работник прокуратуры Шиянь направил запрос, смысл которого сводится не к отслеживанию трафика ВАЗ-2106, а скорее к формированию алиби у Терещенко.

Удивляет, что деяния государственных служащих краматорского МРЭО по оценке прокуратуры “не представляют общественной опасности и не причиняют существенного вреда государству”.

На наш взгляд, когда гражданин, умерший шесть лет назад, “продолжает заключать гражданские сделки” – это нехорошо и это наносит ущерб государству.

Когда в Украину, в обход установленного Законом порядка, ввозят автомобили, на которые выдаются необходимые для их эксплуатации документы – это неправильно и также наносит ущерб государству., заключающийся в неуплате соответствующих таможенных пошлин и сборов в доход государства. Наносится и неизмеримый моральный вред обществу, потому что в сознании граждан укореняется мысль, что с помощью некоторой суммы денег и корыстного интереса государственных служащих в Украине возможно совершить беззаконие и закрыть на него глаза.

Когда начальник МРЭО ГАИ не знает, что творится в его подразделении, когда он не знает, какие документы подписывает – это наносит ущерб государству и ставит под сомнение компетентность государственных органов.
Когда подчиненные начальника МРЭО оформляют и выдают технические паспорта автомобиля произвольного содержания, фактически на свое усмотрение – это причиняет вред нормальной деятельности органов государственной власти, а значит, наносит ущерб государству.

И, наконец, когда должностные лица прокуратуры игнорируют объективные обстоятельства при проведении проверки и откровенно их фальсифицируют, покрывая правонарушителей – это должностное преступление, наказуемое в уголовном порядке.

Мы желаем успехов Президенту в его стремлении победить организованную преступность и коррупцию в Украине. Но есть определенные сомнения…по поводу призванных под эти знамена “крестоносцев”.

Олег Солодун, специально для «УК»

You may also like...