Главный итог прошедших выборов: нужно вводить возрастной ценз?

Главный итог прошедших выборов, исходя из полученных ЦИК результатов голосования за политические партии и по результатам личных наблюдений в одномандатных округах: до светлого будущего Украине по-прежнему далеко. Хотя на шаг она к нему все же приблизилась.

Симоненко в оркестровой яме

Надежды на реванш, которые питала оппозиция в лице Партии регионов, переформатированной в объединение «Оппозиционный блок», а также КПУ – развеялись как дым.

В 2006-2007 гг., да и в 2010 на президентских выборах они удачно сыграли на разочаровании властью – когда народ, устав от безалаберности и воровства «оранжевых», от безнадеги голосовал за их оппонентов. В общем-то и сейчас у избирателей есть все основания быть недовольными недолгим правлением вернувшихся «демократов».

Стремительный рост цен в магазинах при замораживании и даже снижении зарплат, скачкообразный рост тарифов ЖКХ и перспектива замерзнуть зимой при еле теплых батареях, сворачивание системы государственной социальной помощи, неудержимо растущий доллар и новые налоги для беднейших на фоне жирующих олигархов – не добавляют баллов в рейтинге.

Однако провал политсил, традиционно представлявших в Верховной Раде юг и восток Украины, связан не только с отделением Крыма и оккупацией части Донбасса.

Решающим стал другой фактор: полнейшая идейная дискредитация регионалами и коммунистами себя во время Евромайдана и последовавшей войны на Донбассе.Нынешние оппозиционеры, которые тогда были властью, оказались не способны отстаивать убеждения своих избирателей, защитить их выбор.

Не смогли и не захотели предотвратить войну и раскол. Вот почему вместо 20%, на которые рассчитывал ОБ, у них набралось лишь около 10% голосов.А КПУ и вовсе свалилась с подмостков украинской политической сцены в оркестровую яму. И это, кажется, приговор. Выбраться из нее команда Петра Симоненко уже вряд ли сумеет.

В целом по Украине, на первый взгляд, сохранилось разделение. Так, в Запорожской, Днепропетровской, Харьковской, Луганской и Донецкой обл. опять победил ОБ, декларирующий совковую (но не советскую) идеологию и ориентацию.Но если сравнивать с предыдущими выборами-2012, то во-первых, надо отметить потерю «синими» юга Украины.

Херсонская и Николаевская Одесская обл., в которых они побеждали в 2012, сейчас предпочли голосовать за умеренную «оранжевую» политсилу – БПП. В Одесской обл. только в 5 округах победа у ОБ, в остальных 6 – у БПП.Во-вторых, даже в базовых регионах поддержка «синих» заметно упала. Не берем результаты по Донбассу, там провести выборы нормально мало где удалось.

А в Запорожской обл. обвал с 40,95% до 22,18%, в Днепропетровской – с 35,79% до 24,27%. Даже небольшой прирост по Харьковской обл. с 29,34% до 32,16% не смог компенсировать падение симпатий к вчерашним лидерам общественного мнения юго-востока.

Тем не менее, на тех участках в Днепропетровской обл., которые автору удалось посетить в качестве наблюдателя, ОБ побеждал с большим отрывом – 27-33% голосов.А коммунисты набрали 1-2% от числа пришедших избирателей, т.е. полный провал в базовых областях таки действительно имел место.

Личное впечатление: голосовали за ОБ главным образом пенсионеры. Старенькие дедушки и бабушки, которые шли к кабинкам, еле передвигая ноги.Больно было на них смотреть и если уж совсем откровенно, не готов утверждать, что эти люди четко понимали, что сейчас происходит в стране, за кого они голосуют и что выбирают для себя и для своих внуков, для Украины.

В этом контексте инициатива о введении верхнего возрастного ценза в 60 лет для избирателей не кажется такой уж идиотской. А что касается аргументов о дискриминации прав человека, то в украинских реалиях говорить об этом – сплошное фарисейство и лицемерие. Ведь разве тот факт, что эти люди влачат нищенское существование на жалкую пенсию, что государство не обеспечивает им достойное медицинское обслуживание – это не дискриминация их прав, записанных в Конституции Украины?

Или тогда надо отменять и нижний возрастной ценз, разрешающий голосование на выборах с 16 лет – дабы не ущемлять права тинейджеров и детей. Да и положение, согласно которому президентом Украины может быть избран гражданин не моложе 35 лет, тоже в таком случае надо рассматривать как дискриминацию молодого поколения.

Возможно, аспект о верхнем цензе для голосования учтет Комитет избирателей Украины, который готовит предложения, запрещающие участие в выборах для заключенных. И дело тут опять же не в ущемлении чьих-то гражданских прав, а в невозможности ими нормально воспользоваться. На спецучастке в колонии, расположенной на территории нашего округа, явка была 100% и все как один осужденные проголосовали… правильно, за БПП.

Аналогичная картина в других округах. Традиционно на всех выборах явка в колониях 100% и при этом голоса отдаются на 100% в поддержку провластной партии. Это говорит только об одном: участие подневольных людей в выборах является чистой воды профанацией и рудиментом пресловутого админресурса.

Свет в конце тоннеля

Ну а молодежь на выборы все же шла. Думается, что это именно их голоса дали на участках, где присутствовал автор, 0,39% за «Правый сектор», 1,76% за ВО «Свобода», 5,09% за «Самопомощь». Примерно столько молодежи где-то и пришло. В этом контексте можно сказать о позитиве: этот результат показал, что будущее у Украины как единой страны есть.

Вопреки утверждениям кремлевских экспертов и политиков о неоднородности этого «сложносочиненного государственного образования». Хотя история образования Украины в нынешних границах действительно была непростой, тут они правы.

Но, как показали результаты голосования на Днепропетровщине, идеологический раскол на запад и восток/юг существует прежде всего в сознании старшего поколения, выросшего в СССР. А у молодежи по всей стране примерно одинаковые взгляды на политические ценности. Именно на этой платформе может, наконец, родиться общенациональная идея, о которой говорилось все 23 года современной независимости. Именно она станет залогом единства и построения реального сильного государства.

Так что в свете результатов на досрочных выборах в Верховную Раду, полученных на участках юго-востока, известное заявление Владимира Путина о несостоятельности «проекта Украина» выглядит как попытка выдать желаемое за действительное.

Другое дело, что молодежи на выборах должно быть гораздо больше. Пока же большинство людей в возрасте до 50 довольствуются пассивной ролью баранов, готовых двигаться в направлении, которое указывает кнут пастуха.

Ломать – не строить, как говорится. Отстоять свой выбор гораздо труднее, чем собственно сделать его. При этом не стоит бояться ошибок. Их практически всегда можно исправить. Как это получилось с ВО «Свобода». Эта партия стала новым лицом украинской политики в 2012 году, впервые попав в Верховную Раду. Но кроме драк с регионалами ничем особо не запомнилась.

Разве что еще провокационными заявлениями, направленными на раскол украиноязычных и русскоязычных граждан. Да, еще было множество поваленных памятников Ленину. И все. Неудивительно, что на следующих выборах, то есть сейчас, партия Олега Тягнибока не смогла заручиться поддержкой даже 5% избирателей, необходимой для прохода в Раду по общегосударственному многомандатному округу.

Тем не менее, запрос на «свежую кровь» в парламенте остался. Отсюда и успех партии «Самопомощь», по сути сменившей «Свободу» в стенах ВР. Следует отдельно отметить, что наличие этого самого запроса некоторые политики поняли слишком буквально. Им показалось, что наличие новой вывески само по себе обеспечит желанный пропуск во власть.

Но как выяснилось, избиратель не готов голосовать за кота в мешке. Отсюда 0,11% у партии «Сила людей», 0,17% у партии «Единая страна», 0,42% у партии «5.10» – все в пределах статистической погрешности. То есть, вроде бы как они и есть, но с таким уровнем поддержки вроде бы как их на самом деле и нет. Тут уже все упирается в возможности донести свою позицию до избирателей.

Иными словами, проблема медийного обеспечения – а значит, финансирования политического стартапа. Но она актуальна именно для новых участников процесса. Потому что избиратели не поверили старым игрокам, которые попытались опять вскочить в седло под новой «крышей».

Поэтому 0,12% голосов у «Новой политики» Владимира Семиноженко, вице-премьера времен В.Януковича, 2,65% у партии «Заступ» Веры Ульянченко, главы президентской администрации времен В.Ющенко и т.д. В принципе, сюда можно отнести и 3,11% у «Сильной Украины» Сергея Тигипко, еще одного вице-премьера времен В.Януковича, а также 3,1% «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко, министра обороны времен В.Ющенко.

Что же касается успеха «Народного фронта» премьера Арсения Яценюка и БПП, то он полностью объясняется результатами социологических исследований, которые проводились ранее.

По данным опроса, проведенного в июле-августе Институтом социологии Национальной академии наук Украины, граждане больше не переживают из-за ухудшения материального положения, которое им обеспечили А.Яценюк и компания. На первом месте среди наиболее актуальных опасений 62% назвали угрозу нападения на страну внешнего врага.

На втором месте – распад Украины как государства, которого опасаются 48%, далее следуют страх возникновения межнациональных конфликтов и массовых уличных беспорядков, 34% и 33% соответственно. Введение властью новых налогов, коррупция в руководстве страны, рост цен, невыплаты зарплаты, безработица и рост преступности, а также страх потерять здоровье – все эти потенциальные проблемы и угрозы отошли сейчас на второй план.

Такие настроения в обществе создают более чем благоприятную почву для всевозможных злоупотреблений власть предержащими – чем они весьма успешно и пользуются. Ореол патриотов-державников служит надежной индульгенцией, как показали прошедшие выборы. Хотя очевидно, что бесконечно так продолжаться не может. И либо руководство страны все же сумеет подняться над собой на действительно государственный уровень мышления, либо еще одна революция в Украине просто неизбежна.

Зеркало мажоритарки

Недовольным чем-либо обычно советуют все упреки и претензии адресовать своему отражению. Итоги выборов-2014 в одномандатных округах – тоже своеобразное зеркало, в котором многое из происходящего в Украине становится понятным. По мажоритарке в Раду 26 октября снова прошло довольно много персонажей с неоднозначной, скажем так, репутацией.

Например, бывший секретарь Киевсовета Олесь Довгий, которого неофициально считают одним из главных расхитителей столичного коммунального имущества при мэре Леониде Черновецком. Или бывший глава «Нафтогаза Украины» Евгений Бакулин, против которого уже вполне официально в 2014 было возбуждено уголовное дело по обвинению в миллиардных хищениях из компании… а потом благополучно закрыто.

Или Антон Яценко, которого в СМИ называют «королем тендерной мафии». И так далее по списку, как говорится. Опыт личных наблюдений на участках показывает, что движущей силой для подобных кандидатов стали все те же старенькие бабушки и дедушки, на которых пришлась как минимум половина проголосовавших, если не подавляющее большинство.

Почему же эти люди голосовали за персонажей с неоднозначной репутацией? В одних случаях это была бесплатная раздача очков для пенсионеров, в других и просто элементарная выдача денег, оформленная О.Довгим на Кировоградщине в виде так называемых «социальных договоров»: 200 грн. на руки до голосования и еще 200 грн. после.

В этой связи вспоминается избирательная баталия олигарха Василия Хмельницкого на округе в Мелитополе в 2002 году. Его главным оппонентом была тогда еще имевшая некоторую популярность лидер Прогрессивной социалистической партии Украины Наталья Витренко. Она вела кампанию по всем законам жанра: местные газеты пестрели ее фото: Наталья Михайловна приехала в детдом (привезла помощь), встретилась с многодетными матерями (оказала помощь), с воинами-«афганцами» (пообещала помощь) и т.д.

Плюс концерт эстрадных звезд – популярный тогда прием, к которому в ходе нынешней кампании никто практически не прибегал. Василий Иванович все это время скромно отсиживался в тени. А перед самыми выборами через почтальонов просто раздал всем жителям по 50 грн., как рассказывали сами мелитопольцы. И этого оказалось вполне достаточно для победы.

При этом перед выборами Василий Иванович, говорят, ни разу даже не появился в Мелитополе и не провел ни одной встречи с избирателями. Вот это, согласитесь, мастер-класс. Таким образом, технологии подкупа за прошедшие 12 лет усовершенствовались, но суть политической борьбы в одномандатных округах не изменилась.

Это опять же возвращает к вопросам, поднятым в первой части статьи: необходимо вводить верхний возрастной ценз для голосования. Иначе мы рискуем еще долго, подобно бежавшим из древнего Египта евреям, бродить по пустыне в ожидании, пока вымрут все рожденные в рабстве. В данном случае при раннем СССР. Вот только маловероятно, что ВР пойдет на принятие таких изменений в выборное законодательство. Для мажоритарщиков это значит наступить на горло собственной песне.

Для лидеров крупных партий это тоже ни к чему: мажоритарщики как потенциальные тушки востребованы при любой власти. В 2012 за счет них самую большую фракцию сформировала правившая тогда Партия регионов. Сейчас тоже самое проделал Блок Петра Порошенко. При этом часть мажоритарщиков, которые в 2012 прошли от ПР, сейчас шли в Раду под знаменами БПП.

И еще один аспект, ставящий под сомнение необходимость набирать половину парламента по мажоритарной системе. Выборы-2014 показали, что часть округов по-прежнему осталась вотчиной местных феодалов. Они либо сами избираются там из созыва в созыв, либо ради разнообразия делегируют это право верным вассалам и приближенным.

Например, в округе №45, включающем Киевский р-н Донецка, где расположена одна из крупнейших в Украине шахта им.А.Засядько, победил Ефим Звягильский, владелец шахты им.А.Засядько. В округе №77, включающем Шевченковский р-н Запорожья, в котором расположено объединение «Мотор-Сич», победил Вячеслав Богуслаев, владелец «Мотор-Сичи». Ранее по этому округу избирался Ярослав Сухой, помощник генерального директора «Мотор-Сичи» по социальным вопросам и связям со СМИ.

В округе №57, включающем Ильичевский р-н Мариуполя, в котором расположен меткомбинат им.Ильича, победил Сергей Матвиенков, бывший заместитель генерального директора этого меткомбината по производству.

В округе №24, включающем Нижнеднепровск, в котором расположен Нижнеднепровский трубопрокатный завод, победил Яков Безбах, бывший заместитель генерального директора этого предприятия по социальным вопросам. В округе №150, включающем Комсомольск, в котором расположен Полтавский горно-обогатительный комбинат, победил Константин Жеваго, владелец Полтавского горно-обогатительного комбината.

В округе №12, включающем Винницкую кондитерскую фабрику Roshen, победил Алексей Порошенко, сын владельца фабрики. И далее по списку. С одной стороны, у региона должен быть свой представитель в парламенте, который будет заниматься непосредственно его проблемами: выбивать деньги на ремонт школ и дорог, добиваться, чтобы не закрывалась местная больница и т.д.

Разумеется, избранные по партийному списку депутаты от этого далеки. Ведь и сами партии оперируют более глобальными понятиями: европейский/евразийский выбор, налоговая реформа и проч. С другой стороны, без эффективно работающего механизма отзыва не оправдавшего надежд (читай: не выполнившего обещаний) депутата-мажоритарщика идея регионального представительства сводится на нет.

А механизм как раз отсутствует. За годы независимости Украины не было ни одного такого случая. Вносить соответствующие изменения в закон о выборах депутатов Рады никто не будет: снова-таки из-за собственной песни и ноги на горле.

Но сами по себе законодательные новшества тоже мало что решают. Вспомним недавнюю историю: в 2008 г. правящая тогда парламентская коалиция во главе с БЮТ инициировала досрочные выборы мэра Киева и депутатов Киевсовета, в надежде сместить уже упоминавшегося Л.Черновецкого и его «молодую команду» казнокрадов.

Но не тут то было: малообеспеченные киевляне-пенсионеры, получившие от мэра подачки, снова выбрали его же. Потому как в основном на избирательные участки пришли они. И опять же все сводится к проблеме малообеспеченных бабушек, готовых проголосовать хоть за черта с рогами, если перед выборами от него принесут кило гречки и пару банок кильки в томате.

И к проблеме пассивно-инфантильной аморфной массы, которую представляет из себя большинство граждан. Боже, сколько невзгод и тяжких испытаний у нас всех еще впереди…

Автор: Виталий Крымов, «ОстроВ»

You may also like...