Экономическая блокада Донбасса и Крыма, в чем разница?

Разговоры об экономической блокаде неподконтрольных территорий по-прежнему остаются горячей темой. Главный аргумент противников полного прекращения экономических связей с оккупированным Донбассом — там находится большое количество предприятий, которые производят нужные Украине товары и платят налоги в украинский бюджет.

 Так, Украина продолжает закупать уголь в самопровозглашённых республиках. Правда — по словам министра энергетики Демчишина — только у тех шахт, которые перерегистрировались на подконтрольной территории. Ежедневно вывозится от 15 до 20 тыс. тонн угля с неконтролируемых территорий Луганской и Донецкой областей.

international-freightages-ukraine

 Он поступает на украинские ТЭС, в том числе на электростанцию в г. Счастье, которая снабжает электроэнергией всю контролируемую Украиной территорию Луганской области. Также на подконтрольную территорию поступают металлоизделия с возобновившего работу Алчевского меткомбината. Завод «Лугансктепловоз» также перерегистрировался в Северодонецке.

Однако юридическая перерегистрация промышленных предприятий на подконтрольной Украине территории, на самом деле, декларативная полумера. Вывезти масштабные производственные объекты, в отличие от субъектов малого бизнеса, заводы и шахты не могут. Цеха и оборудование остаются там, где правят боевики. Отсюда аргумент сторонников тотальной блокады — хоть эти предприятия и платят налоги в Украине, в то же время они продолжают сотрудничать с террористами, потому что вынуждены платить и подати правительствам самопровозглашённых республик. Таким образом, они всё равно финансово поддерживают терроризм, и потому подлежат изоляции.

Блокада в действии

Правила игры в вопросе экономических связей Украины и неподконтрольных территорий Донбасса менялись на протяжении года многократно. Недавно произошли очередные революционные изменения. 17 июня начали действовать новые правила пропускного режима в зону АТО для гражданских лиц и транспортных средств, установленные СБУ. В частности, на ввоз продуктов питания, медикаментов (кроме гуманитарных грузов), подакцизных товаров, нефтепродуктов, этими правилами введен мораторий. То есть больше никаких фур с пивом, колбасой и кошачьим кормом не будет, отныне они полностью вне закона. Перевозка же других товаров и грузов, в том числе угля, разрешена, но исключительно по железной дороге.

Пунктом 8.1 «Временного порядка…» предусматривается, что все грузоперевозки, кроме гуманитарной помощи, осуществляются исключительно железнодорожным транспортом. Разрешение на осуществление таких перевозок выдаёт Государственная фискальная служба, в ряде случаев — по согласованию с МВД, СБУ и другими ведомствами — в течении пяти рабочих дней.

В отдельных случаях может быть выдано разрешение на перемещение грузов автомобильным транспортом для субъектов хозяйствования, которые перемещают на контролируемую территорию производственное оборудование, оборудование, сырье, остаточные основные средства, остатки готовой продукции. Разрешения оформляются в трёх контрольных пунктах — в Лисичанске, Краматорске и Мариуполе. И выдаются только при условии уплаты субъектами хозяйственной деятельности — владельцами грузов — налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет Украины. А также их непричастности к финансированию терроризма.

Как сообщают в «Укрзализныце», железнодорожный грузопоток в Донецкую и Луганскую области в 2015 г. по сравнению с годом ранее сократился в среднем на 50% — до 150-180 тыс. т в сутки.

«В прошлом году грузопоток в этом направлении составлял 340-350 тыс. т. В основном сейчас мы перевозим сырье. Туда — уголь для наших электростанций, оттуда, из Алчевска, вывозим немного черных металлов, а из других районов областей, контролируемых украинскими военными — немного химии, кокса, флюса», — сообщил начальник Главного коммерческого управления «Укрзализныци» Юрий Меркулов.

Руководство предприятия уверено, что новый порядок перевозок, закрепленный СБУ, позволит существенно облегчить процесс грузоперевозок.

«До сих пор у нас составы с грузами стоят 10-12 дней в пунктах пропуска, а, согласно новому порядку, временной параметр досмотра будет регламентирован всего 24 часами», — подчеркнул Меркулов.

Казалось бы, вопрос решён, осталось только отработать процедуру на практике. Но в правительстве считают, что новые правила — это только полумеры, и намерены взять грузоперевозки под свой контроль. Сейчас это сфера компетенции СБУ. Однако Министерство экономического развития и торговли уже разработало законопроект, принятие которого установит правительственный контроль над железнодорожными и грузовыми перевозками. Соответственно, правила игры снова изменятся. Поскольку, согласно предложенному законопроекту, ввоз и вывоз грузов железнодорожным транспортом будет осуществляться в соответствии со специальным порядком, установленным Кабмином.

«Новый порядок будет отличаться от того документа, который разработал Антитеррористический центр при СБУ. О конкретике говорить пока рано – все в стадии согласования и обсуждения, но уже сейчас могу сказать, что правительственный документ будет более подробным и четким», – сообщают в Министерстве.

В то же время, пока правительство и спецслужбы усиленно изобретают велосипед, на границе с Крымом давно действуют простые и понятные правила.

Крым это заграница?

Грузоперевозки в контролируемый Российской Федерацией Крым осуществляются на основании закона «О создании свободной экономической зоны «Крым» с дополнениями об особенностях осуществления экономической деятельности на оккупированной территории Украины. Уже 27 сентября прошлого года на административной границе между Украиной и АР Крым появилась полноценная таможня.

Она работает на границе Херсонской области и Крыма в режиме, который соответствует режиму функционирования международным пунктам пропуска. Поставка любых товаров на полуостров и обратно приравнивается к внешнеэкономическим экспортно-импортным операциям. То есть фактически Украина признала наличие таможенной границы с полуостровом

На товары, которые направляются в Крым, составляется экспортная декларация перемещения в режиме экспорта свободной экономической зоны, а при вывозе товаров из Крыма – декларация импорта на территорию Украины. Предприятия, занимающиеся такими поставками, должны иметь регистрацию в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, закон не стал средством установления экономической блокады Крыма. Он только зафиксировал существующее де-факто положение вещей: экономическим субъектам Крыма и остальной части Украины предоставлено право торговать между собой в стандартном внешнеэкономическом режиме, с учетом ряда ограничений.

То, что транспортное сообщение с Крымом работает по полной, подтверждает информация сервисов поиска попутных грузоперевозок.

krym

krym2

В то время как поиск по Луганской области выдаёт всего лишь десять предложений, из которых практически все — это перевозки между Луганском и Российской Федерацией.

lugansk

В одной из фирм, занимающихся транспортной логистикой, нам подтвердили: грузоперевозки в Крым выполняются регулярно.

«Мы не прекращали перевозки грузов в то направлении ни в этом году, ни в прошлом, — рассказал сотрудник фирмы. — Единственный нюанс — теперь эти перевозки приравниваются к заграничным. Поэтому требуется оформление дополнительных документов на груз, на транспорт, в том числе страховка. Что касается сроков, то они зависят о загруженности пропускных пунктов. Но особых задержек не наблюдается. Машины стоят не дольше, чем на любой границе».

Разумеется, стоимость таких грузоперевозок выросла, да и количество их, по сравнению с прошлым годом, сократилось. Но главное, что запрета на их осуществление нет — всё в рамках закона.

Также стоит отметить, что действующее законодательство не считает уголовно наказуемым преступлением занятие в Крыму видами бизнеса, требующими получения лицензий и иных документов разрешительного характера от оккупационных властей. В то время, как такая деятельность на территории так называемых республик Донбасса приравнивается к пособничеству террористам.

В законодательных нововведениях, о которых говорят в Кабмине, также ни слова про Крым. Почему торговать с Донбассом нельзя, а с Крымом можно чиновники не поясняют. Получается, вопросы экономической блокады касаются только неподконтрольных территорий Донбасса, и никак влияют на отношения с Крымом, который фактически контролируется Российской Федерацией.

Признание потери Крыма очевидно и на внешнеполитическом, и на уровне экономических взаимоотношений, но неуклюжие попытки заблокировать продовольственное снабжение Донбасса, по идее, должны указывать на то, что Украина еще пытается сохранить контроль над этими своими территориями.

Автор: Дмитрий Цукерман, vlada.io

 

 

You may also like...