Закон «О пробации»: что было и что будет…

Закон определяет пробацию, как систему надзорных и социально-воспитательных мер, применяемых по решению суда и в соответствии с законом к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы. Наконец получен первый результат 8-летней работы над созданием в Украине законодательных оснований для внедрения европейской модели работы с правонарушителями… или нет?

 В феврале с. г. Верховная Рада приняла Закон «О пробации». Тогда специалисты ГПтС Украины (Государственная пенитенциарная служба ) радостно восприняли эту новость. «Наконец получен первый результат 8-летней работы над созданием в Украине законодательных оснований для внедрения европейской модели работы с правонарушителями», – так комментировали они этот шаг.

«Принятие Закона является свидетельством гуманизации уголовно-исполнительной политики государства и формирования системы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, уголовно-правовых мер и административных взысканий, которая будет способствовать обеспечению защиты интересов личности, общества и государства», – считали правозащитники и общественность.

ПРОБАЦИЯ (англ. probation) – в уголовном праве США, Англии и ряда других стран вид условного осуждения, при котором осужденный помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор специальных органов; возможен и ряд дополнительных ограничений (не посещать определенных мест, воздерживаться от общения с определенными лицами и т.п.).

Напомним, что в ГПтС уже длительное время ведется работа по созданию предпосылок для пробации в Украине, и началось это задолго до разработки законодательного акта. Эта работа сопровождалась поддержкой национальных и международных экспертов по вопросам пробации в рамках международных проектов. Проект Закона «О пробации» был разработан еще в 2012 г. межведомственной рабочей группой при Министерстве юстиции Украины. Далее он проходил сложный, тернистый путь, финалом которого и стало одобрение данной идеи парламентом. Однако с февраля прошло почти 5 месяцев, и Закон вступает в действие уже в августе. Готова ли служба к выполнению вновь обозначенных задач? Ведь работы в этом направлении – непочатый край.

Что было, что будет…

Прежде всего, для дальнейшей успешной работы необходима хорошо подготовленная, урегулированная нормативная база. И сегодня одним из приоритетных заданий для ГПтС Украины остается разработка и внесение на рассмотрение Верховной Рады предложений о внесении изменений в законодательные акты, связанные с принятием Закона «О пробации».

Кроме того, сама служба должна будет продолжить масштабную работу и дать свои предложения по приведению в соответствие с вышеозначенным законом подзаконных нормативно-правовых актов Кабмина, Минюста и своих внутренних указов и распоряжений. Также актуально и остро встал сегодня кадровый вопрос. Понятно, что новая служба не будет создаваться «с нуля» – она будет организована на базе ныне функционирующих уголовно-исполнительных инспекций, которые имеют определенную материальную базу и штат сотрудников.

Законом предусматриваются 3 вида пробации: досудебная, наблюдательная и пенитенциарная. Для реализации задуманного проекта необходимо значительно расширить штат сотрудников. «На сегодняшний день в каждом регионе есть уголовно-исполнительная инспекция, они и станут органами пробации. Они немного изменятся в штатном плане, так как для полноценной работы потребуются специалисты не только с юридическим образованием, но и психологи, и социальные работники», – объяснил будущий руководитель службы пробации, ныне начальник управления УИИ ГПтС Украины Олег Янчук.

ГПтС делится своими планами и сообщает, что сегодня есть 697 подразделений УИИ. Часть из них планируется ликвидировать – в частности, объединенные (межрайонные, городские районные), а затем создать на базе каждого подразделения орган пробации. По расчетам пенитенциариев, потребуется дополнительное введение 413 должностей руководителей таких органов.

Руководители службы приняли решение, что дополнительное штатное расписание должно составляться с учетом нагрузки на каждое подразделение, учитывая то, что территориальные органы пробации будут выполнять дополнительные функции. Так, на них будут возложены обязанности по составлению досудебных докладов, подготовке лиц, отбывающих наказание в виде ограничения или лишения свободы, к освобождению с целью трудового и бытового устройства после освобождения, а также ряд дополнительных обязанностей по социально-воспитательной работе.

В связи с этим в последние месяцы сотрудники УИИ активно проходят обучение, ведь успех этого начинания во многом зависит от того, как будут справляться с новыми обязанностями непосредственные исполнители. А поскольку предполагается, что в дальнейшем служба станет практически социальной, вероятнее всего, сотрудники в большинстве своем будут гражданскими служащими, а не военнообязанными, как сегодня.

Дети в конфликте с законом

Отдельной темой для обсуждения становятся несовершеннолетние украинцы, совершившие уголовные преступления. В течение 2014 г. подразделениями уголовно-исполнительной инспекции выполнялись судебные решения относительно 5900 несовершеннолетних, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы. Об этом сообщил во время внутреннего оперативного совещания, которое состоялось 23 июня 2015 г., О. Янчук. Он, в частности, отметил, что организация работы с такими несовершеннолетними является одним из приоритетных вопросов деятельности управления уголовно-исполнительной инспекции. По состоянию на 1 июня 2015 г. на учете в УИИ находился 1931 осужденный подросток.

Цивилизованное общество не может закрывать глаза на проблему подростковой преступности. И Украина также понимает, что подрастающее поколение – это ее будущее. Что ныне «посеет» государство, то и будет «пожинать» в ближайшие десятилетия. 24.06.2015 состоялась конференция по вопросам пробации для несовершеннолетних по тематике «Модели и пробационные программы для несовершеннолетних в контексте нового законодательства».

Сегодня Украина только на старте и учится новым подходам к профилактической работе с трудными подростками, а также знакомится с пробационными программами. В ходе работы конференции украинская сторона с надеждой слушала выступление руководителя структурного подразделения службы пробации Латвии Яниса Зардиньш, который подробно рассказал, как Латвия в 2000 г. начала внедрять такие же пробационные модели, и каких результатов они добились сегодня.

Латвийский коллега уверен, что сегодня Украина сталкивается с проблемами, которые в свое время испытывала и Латвия: слабое законодательство, нехватка альтернативных наказаний для подростков, плохо развитая социальная работа и программы по оказанию реальной помощи. Однако постепенно ситуация менялась по мере того, как внедрялся институт пробации, и сегодня в стране проблема подростковой преступности урегулирована и не является кричащей. Как будет работать служба пробации в Украине, зависит от многих факторов, но одним из основных остается политическая воля, направленная на реальный результат, а не на подтасовку статистики.

В цифрах

Анализ статистических данных свидетельствует, что из числа несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, подавляющее большинство были осуждены за тяжкие преступления – 72% (1398 человек), за преступления средней тяжести – 24% (471 подростка). 48% осужденных несовершеннолетних воспитывались в неполных семьях, 7% являются сиротами или находились в спецучреждениях Министерства образования и науки Украины, 9% воспитывались в неблагополучных семьях. Из-за неблагоприятных условий воспитания и негативного влияния окружения 58%, т. е. 1124 подростка, состоящих на учете, совершили преступления в составе групп, из них почти каждый четвертый – с участием взрослых. 77 несовершеннолетних совершили преступления в состоянии алкогольного опьянения. Каждый десятый из осужденных ранее уже привлекался к уголовной ответственности.

КОММЕНТАРИИ  

Олег Янчук, начальник управления УИИ ГПтС Украины

– Когда начиналась работа по созданию института пробации, общество не было готово к этому. Оно не совсем готово и сейчас, но сегодня общественность понимает, что это такое, в том объеме, в котором нам удается давать разъяснения. В скором будущем уголовно-исполнительные инспекции будут реорганизованы в части материально-технической и кадровой базы. Люди, которые сегодня работают, уже имеют опыт работы с осужденными. Они и будут продолжать работать. И это несомненный плюс для Украины, так как в такое тяжелое время не надо будет создавать службу «с нуля».

Наталья Севостьянова, первый заместитель министра юстиции Украины

– Система исполнения наказаний была построена настолько жестко, что это не способствовало перевоспитанию осужденных. Сегодня мы видим результаты первых пилотных проектов, например, центр для несовершеннолетних в Мелитополе. Программы, которые рекомендуются на базе этого центра, прошел уже 91 подросток из тех, которые находятся в конфликте с законом, и из них только один совершил повторное правонарушение. Это показывает, насколько эффективным может быть данное начинание и такие демократические подходы. Мы будем инициировать развитие таких программ.

Владимир Палагнюк, председатель ГПтС Украины

– Для того, чтобы Закон «О пробации» заработал, прежде всего, необходимо финансирование, хотя бы тот минимум, на который сделан расчет. Данный закон не может быть успешно внедрен только силами ГПтС Украины. Необходимо подключать и Минсоцполитики, МВД, общественные организации, важным элементом может оказаться и Министерство молодежи и спорта. Вообще, надо начинать с семьи и школы, а учреждения ГПтС – это уже крайняя мера. Сегодня мы активно работаем над созданием службы пробации.

Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета»

You may also like...