Синай, Локерби и «черный август» 2004-го: трагедии, связанные с проносом бомбы на борт самолета

С момента гибели лайнера А321 над Синаем появляется все больше данных, свидетельствующих о теракте. Россия все менее охотно говорит о вероятности террористической версии. Тем временем Британия, помнящая о трагедии над Локерби, спешно эвакуирует с Синая своих граждан. Мы тоже решили напомнить о Локерби и других трагедиях, связанных с проносом бомбы на борт самолета.

Власти и СМИ западных стран считают главной версией крушения самолета A321 бомбу на борту. В России эту версию главной признавать не хотят, а стоило бы. Почему — объясняет Роман Попков.

 

Место крушения Airbus A321. Фото: Максим Григорьев / AFP

За время, прошедшее с момента гибели российского лайнера в небе над Синаем, появилось довольно много информации о катастрофе. Какая-то часть информации — абсолютно официальная. Другая ее часть — со ссылкой на анонимные источники (в британской и американской разведках, в экспертных группах, работающих над расследованием крушения). Но на эти источники ссылаются авторитетнейшие западные медиа — CNN, ВВС, Associated Press, Reuters и так далее. 

И с каждым днем упоминается все больше свидетельств в пользу версии о детонации взрывного устройства на борту самолета. Да, о теракте пока не говорят со стопроцентной уверенностью, но ясно, что именно эта версия является доминирующей для большей части мирового сообщества. 

Разумеется, можно допустить и технические неполадки на борту. 

Факты таковы: через месяц после начала российских бомбардировок позиций суннитских повстанцев в Сирии, после объявления суннитскими экстремистами нашей стране джихада российский лайнер вылетает из аэропорта суннитского Египта. В этой стране сильна исламистская идеология и активны исламистские организации, а аэропорт Шарм-эль-Шейха славится наплевательским отношением к мерам безопасности. 

 

Самолет гибнет не при взлете и не при посадке (как чаще всего происходит при авиакатастрофах), а уже заняв эшелон (условную высоту, рассчитываемую при стандартном давлении и отстоящую от других высот на величину установленных интервалов), в момент, когда возможность ЧП невелика. 

Пилоты, судя по данным «черных ящиков», никакие технические проблемы между собой не обсуждают. Американский спутник фиксирует тепловую вспышку в момент катастрофы. Это только то, что точно известно, без ссылок на анонимные источники. 

Конечно же все, что указывает на террористический след, может быть лишь каким-то чудовищным совпадением, а лайнер мог погибнуть из-за поломки. Теоретически такое возможно. Но все же, учитывая весь комплекс вышеперечисленных зловещих обстоятельств, версия о теракте должна быть версией номер один. 

Она и является версией номер один для Великобритании, которая спешно эвакуирует своих туристов из Шарм-эль-Шейха, а также запретила полеты британских самолетов из аэропорта Шарм-эль-Шейха в связи с подозрением, что на борт российского лайнера могли пронести взрывное устройство. На такую вероятность указывают данные британской разведки, и Лондон верит своей спецслужбе. 

Подготовка к эвакуации британских туристов из Шарм-эль Шейха. Фото: Thomas Hartwell / AP

К таким же мерам прибегли Нидерланды и Ирландия — для них тоже террористическая версия является приоритетной. 

 

Теракт в качестве главной, наиболее вероятной версии отказываются признавать только две страны — Египет и Россия. 

C Египтом понятно: официально установленный факт проноса взрывного устройства на борт самолета в Шарм-эль-Шейхе ставит под сильнейший удар туристический сектор страны, а это губительно для всей египетской экономики. 

С Россией менее понятно. Наши чиновники призывают «не делать поспешных выводов», хотя авиакатастрофа, унесшая жизни более 200 человек, — как раз тот случай, когда хорошо бы сделать выводы максимально быстро. Может быть, стоило бы все же принять версию теракта в качестве приоритетной уже сейчас и предпринять какие-то шаги в сфере безопасности? Если все же окажется, что лайнер погиб из-за неполадок, и меры безопасности являются избыточными, их можно потом отменить. 

Можно предположить, что Москва упорно не хочет говорить о теракте из-за соображений внутриполитического характера. Слишком очевидной будет связь между началом бомбардировок в Сирии и ответным ударом запрещенного в России, но от этого не менее смертоносного «Исламского государства».

Россияне и так отнеслись к участию своей страны в сирийской войне куда с меньшим энтузиазмом, чем в случае Крыма-Украины, а террор на одном из самых «народных» туристических направлений может сделать сирийскую кампанию совсем непопулярной среди граждан. «Тысячи россиян, воюющие на стороне ИГИЛ», о которых рассуждают кремлевские чиновники, и опасность, которую эта организация представляет, — это для среднестатистического гражданина все же некая абстракция. 

 

А страх сесть в самолет будет реальным: риск умереть в поездке на дешевые пляжи дешевого моря — это все же не сыра и хамона лишиться в обмен на Крым и «Новороссию». 

Впрочем, деморализующее значение синайского теракта в стране с тотально контролируемым телевидением и богатым опытом зомбирующей пропагандистской кампанейщины тоже не стоит преувеличивать. При должном усердии телеагитаторов Россия вполне способна усвоить, что «теракты и так были неизбежны», что если бы не усилия доблестных Воздушно-космических сил, все уже сейчас было бы еще хуже, еще кровавей, и только военно-стратегический гений Владимира Путина спасет нас от страшной угрозы.

Как с горечью отметил один из российских оппозиционных активистов, «аббревиатура ИГИЛ прочно войдет в лексикон продавщиц картофеля на Лосиноостровском рынке — точно так же, как вошли в их лексикон ”укропы” и ”бе́ндеры”, а о схемах финансирования сирийской оппозиции вам будут рассказывать водители маршруток».

 

Куда более вероятным объяснением невнятности российской позиции может быть солидарность Москвы с Каиром. 

Российско-египетские отношения переживают лучшие со времен Гамаля Абдель Насера времена. Владимир Путин и нынешний президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси явно симпатизируют друг другу. Путину нравится, как бравый фельдмаршал «навел порядок» после переполоха «арабской весны», страны ведут переговоры о развитии сотрудничества в самых разных областях. 

Владимир Путин и президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси. Фото: Алексей Дружинин / ТАСС 

А когда идет речь о важнейшем (для Путина) из искусств — о геополитике, — можно и помочь каирским партнерам в их попытке спасти сверхприбыльный туристический бизнес.

 

Мы не призываем российские власти делать какие-либо окончательные выводы уже сейчас. Даже для установления причины крушения самолета над Локерби потребовалось около недели. Но следует принять версию теракта в качестве основной, и следовательно, повысить меры безопасности уже сейчас. 

В последние годы из-за многократного усиления мер безопасности в аэропортах всех цивилизованных стран случаи проноса взрывных устройств на борт самолета практически исключены. На Западе один из последних случаев детонации бомбы в самолете был в декабре 1988 года — это трагедия в небе над Локерби. В России в последний раз взрывами был прерван полет пассажирских самолетов в августе 2004 года: две террористки-смертницы устроили теракты на борту «Ту-134» и «Ту-154». 

«Боинг», летевший над Локерби, начал падать с огромной высоты, уже в воздухе распадаясь на части. Так же, как и «А-321». То же самое — падение с высоты в несколько километров — произошло и во время августовских катастроф 2004 года, причем «Ту-134», так же, как и «А-321», начал разрушаться еще в воздухе. 


Черный август 2004-го

24 августа 2004 года «Ту-134» (компания «Волга-Авиаэкспресс») летел из Москвы в Волгоград. Кстати, этот самолет ранее принадлежал авиакомпании «Когалымавиа» и был куплен компанией «Волга-Авиаэкспресс» за несколько недель до гибели. Лайнер упал с высоты 9500 метров, погибли 43 человека. 

В тот же день «Ту-154» авиакомпании «Сибирь» летел из Москвы в Сочи. Взрыв произошел в хвостовой части, на протяжении двух минут экипаж пытался сохранить управление, но все же лайнер упал с эшелона, теракт унес жизни 46 человек. 

На месте крушения Ту-134, 24 августа 2004 года. Фото: Михаил Джапаридзе / AP / East news 

Оба судна погибли в результате самоподрыва террористок-смертниц.

Террористический след в деле об одновременном крушении двух самолетов в двух разных точках страны был очевиден. Но в первые несколько суток после трагедии спецслужбы не говорили о теракте как о доминирующий версии, а глава госкомиссии по расследованию министр транспорта Игорь Левитин 27 августа продолжал заявлять, что катастрофы лайнеров, скорее всего, не связаны между собой.


Локерби

Отдельное место в истории авиатерроризма занимает взрыв над Локерби. 

«Боинг-747» авиакомпании PAN АM, несший на борту 259 человек, был уничтожен взрывом над шотландским городом Локерби 21 декабря 1988 года. Самолет летел из Лондона в Нью-Йорк; взрывное устройство сработало, когда воздушное судно следовало на эшелоне. 

Взрыв произошел в 19:03 в багажном отделении. В левой части фюзеляжа снизу, под буквой «P» логотипа «PAN АM» образовалась пробоина; в этот же момент лайнер, потерявший управление из-за повреждения рулевых кабелей, свалился в пике. Под воздействием воздушных потоков пробоина стремительно расширилась, через несколько секунд носовая часть самолета оторвалась.

Основная часть фюзеляжа с высоты шесть километров падала уже отвесно, продолжая разрушаться в воздухе. Через 36 секунд после взрыва то, что осталось от самолета, рухнуло под шотландским городом Локерби. Когда центральная секция самолета с крыльями и двигателями ударилась о землю, взорвалось топливо, которое не было израсходовано самолетом, лишь недавно начавшего полет. Несколько домов было полностью уничтожено, погибли 11 жителей города. 

Разброс обломков самолета и фрагментов тел был очень большой — отдельные куски обшивки и легкие предметы находили более чем за 100 километров от Локерби. 

Когда несколько миллионов обломков самолета были собраны, их доставили в город Фарнборо, где базируется научно-исследовательский институт британских ВВС: там в ангаре начали прикреплять к каркасу, повторяющему каркас самолета, как бы воссоздавая погибшую машину для того, чтобы понять, что с ней случилось. Удалось выяснить, что взрыв произошел в багажном отделении, а затем стало ясно, в каком именно месте багажного отделения находилась бомба. 

Жертвы крушения Боинга 747 в часовне-усыпальнице в Локерби, 1988 год. Фото: AP / ТАСС 

По документам было установлено, что багаж, находившийся в эпицентре взрыва, был загружен в самолет во Франкфурте — на предыдущем отрезке маршрута. Также эксперты обнаружили на некоторых фрагментах багажа следы взрывчатки «Семтекс», производившейся в коммунистической Чехословакии.

То, что страны Организации Варшавского договора снабжали оружием, боеприпасами и иными материалами военного назначения антизападные правительства третьего мира, было общеизвестным фактом. А уж режимы Муаммара Каддафи, Хафеза Асада и Саддама Хусейна могли передавать полученные из Восточной Европы смертоносные грузы кому угодно.

Также среди обломков обнаружились остатки радиоприемника, в корпусе которого была спрятана бомба, фрагменты чемодана, в котором находился этот радиоприемник, и фрагменты вещей, которые были в чемодане вместе с бомбой. Дальше началась кропотливая работа сыщиков: был установлен бутик на Мальте, где были куплены эти вещи, хозяин бутика опознал покупателя — ливийца Абделя Аль-Меграхи. Именно с Мальты во Франкфурт следовал без пассажира багаж, перенаправленный затем на роковой нью-йоркский рейс.

Ппервоначально в организации теракта подозревались различные палестинские группировки, в частности «Народный фронт освобождения Палестины — главное командование» (НФОП-ГК; кстати, сейчас эта лево-националистическая арабская группировка воюет на стороне Башара Асада в Сирии). Но затем от версии НФОП-ГК следственная группа отказалась.

В 1991 году Британия официально объявила, что во теракте виновны ливийцы Абдель аль-Меграхи и Амин Халифа Фимах. Полковник Каддафи долгое время отказывался признать, что его страна причастна к гибели лайнера, и только в 1999 году, желая вывести страну из-под наложенных ООН санкций, выдал Абдель аль-Меграхи и Фимаха британским властям. Фимах был оправдан судом, а аль-Меграхи приговорили к пожизненному заключению. Ливия выплатила семье каждого погибшего по $10 млн.

Позднее Абдель Аль-Меграхи был освобожден из шотландской тюрьмы всвязи с тяжелым онкологическим заболеванием и передан Ливии. Он умер в 2012 году, на несколько месяцев пережив убитого повстанцами Муаммара Каддафи.

Автор: Роман Попков, Открытая Россия

 

You may also like...