Мировая экономика в ожидании «идеального шторма»?

Несмотря на довольно оптимистичное завершение прошлого года, мировые финансовые рынки снова потряхивает. Пока это не настоящая буря, а так, рябь на воде. Но, по мнению многих, у нее есть шансы перерасти в идеальный шторм. Буквально на днях Всемирный банк снизил прогноз по росту мировой экономики в 2016 г. до 2,9% — с 3,3%, прогнозировавшихся в июне. 

 

 Прошлый год завершился знаковым событием — США первыми среди развитых стран повысили ставку после кризиса 2008 г. В принципе, событие было прогнозируемым, поэтому мы не увидели резкого роста курса доллара. Более того, тут же возник вопрос: а что дальше? Будут ли Штаты продолжать цикл повышений или остановятся на этом?

Официальная позиция ФРС такова, что ставка будет постепенно расти. Президент Федерального резервного банка Сан-Франциско Джон Уильямс заявил, что чиновники ФРС ожидают четыре повышения, в результате чего ставка составит примерно 1,35%. Однако Уильямс тут же сделал оговорку, что для такого сценария необходимы соответствующие результаты в экономике.

К негативным факторам, влияющим на американскую экономику, относятся замедление роста развивающихся стран, сильный доллар и ситуация на рынке недвижимости. Также Уильямс скромно не упомянул о том, что динамика инфляции пока не оправдывает ожиданий ФРС. На протяжении уже более трех лет ее уровень находится ниже целевой отметки Федерального резерва в 2% и, как ожидается, достигнет ее только в 2018 г.

Рынок труда вроде бы показывает хорошую динамику. Так, в 2015-м в США было создано 2,6 млн новых рабочих мест. Это лучший показатель с 1999 г. Уровень безработицы за последние 12 месяцев снизился до 5%, что формально для Штатов означает почти полную занятость. Однако не все так гладко. Дело в том, что при таком бурном росте занятости рост зарплат явно отстает. Так, в декабре размер почасовой оплаты труда вырос в годовом сравнении всего на 1,7%, что ненамного выше темпов инфляции. В среднем в декабре зарплата снизилась относительно ноября на 0,2%, до 24,57 долл. в час.

А средняя продолжительность рабочей недели осталась прежней — 34,6 часа. В то же время прирост новых рабочих мест составил в декабре 292 тыс., намного превысив прогнозы. Такое несоответствие вызвано тем, что многие американцы заняты лишь частично. Кроме того, если говорить о новых рабочих местах, то именно в декабре львиная их доля пришлась на низкооплачиваемые вакансии.

Иными словами, если ситуация с зарплатами и инфляцией не начнет улучшаться, о четырех повышениях ставки ФРС можно забыть. Более реальным выглядит прогноз экспертов Rabobank, которые считают, что повышений будет максимум два и не раньше второй половины 2016-го.

Китай продолжает озадачивать

Но если со Штатами все более-менее понятно, то Китай продолжает подбрасывать пищу для размышлений. Экономика Поднебесной замедляется такими темпами, что это уже вызывает серьезную обеспокоенность как китайских властей, так и мирового сообщества. Если в 2013 г. темпы роста китайской экономики составляли 7,7%, в 2014-м — 7,3, то в 2015-м, по прогнозам МВФ, они составят 6,8, а в 2016-м — уже 6,3%.

Следует отметить, что основное замедление приходится на производственный сектор Китая, что ведет к сокращению импорта, а кроме того, под ударом оказываются экспортеры сырья в Китай. И хотя в секторе услуг отмечается рост, но он особо не влияет на общую ситуацию.

Справедливости ради надо сказать, что власти Китая в этот раз не стали прятать голову в песок, отказавшись от практики лозунгов. Они признали существование проблемы и всерьез заняты поиском выхода из сложившейся ситуации. Народный банк Китая намерен стабилизировать экономические показатели, для чего, в частности, была снижена ключевая ставка. Правда, результативность пока так себе: фондовый рынок продолжает снижаться, реагируя на нерадостную статистику. Так, в декабре китайский экспорт упал на 1,4%, тогда как импорт сократился на 7,6%. Оба показателя оказались хуже прогнозов. НБК активно проводит интервенции в поддержку юаня, сжигая золотовалютные резервы, снизившиеся в 2015-м впервые с 1992 г. Объем валютных резервов за прошедший год сократился на 513 млрд долл. (на 13,4%), составив на 31 декабря 3,33 трлн долл.

Эксперты рейтингового агентства Fitch предупреждают, что такое развитие событий может нанести вред международной торговле и препятствовать росту мировой экономики, пострадают развивающиеся рынки и глобальные корпорации.

Буквально на днях Всемирный банк снизил прогноз по росту мировой экономики в 2016 г. до 2,9% — с 3,3%, прогнозировавшихся в июне.

Сырьевые рынки в депрессии

Помимо китайских, есть масса других факторов, способствующих падению цен на сырье. Так,рынок нефти начал 2016 г. продолжением падения: 13 января с.г. котировки обновили 12-летние минимумы ниже 30 долл. за баррель. С начала года нефть уже подешевела примерно на 20%, поскольку перепроизводство черного золота сохраняется, а спад в экономике Китая тормозит спрос на сырье. Также не следует отмахиваться от того факта, что нефть сейчас является не только экономическим, но и политическим инструментом. На этом фоне неудивительно, что даже напряженность на Ближнем Востоке не стала поводом к какой-либо приличной коррекции.

В декабре аналитики Morgan Stanley осторожно прогнозировали цену нефти в 2016 г. ближе к 20 долл./барр. Между тем эксперты из Royal Bank of Scotland сейчас осмеливаются называть даже такие цифры, как 16 долл., а их коллеги из Standard Chartered видят нефть марки WTI в этом году в районе 10 долл./барр.

Цифры приводятся разные, однако суть одна — ралли на рынке нефти в этом году не предвидится. Это признают даже представители России. Потенциально повлиять на ситуацию может запланированное на февраль заседание ОПЕК, поскольку ранее сообщалось, что при падении цен на нефть до 20 долл./барр. и ниже картель, вероятно, пойдет на сокращение объемов добычи, что в долгосрочной перспективе должно оказать поддержку рынку. Хотя данный сценарий выглядит неправдоподобно.

Кроме прошлогодних факторов влияния на нефтяные цены, в этом году добавится новый — Иран. Ожидается, что в ближайшее время с Ирана будут сняты санкции, а это говорит лишь об одном: на рынок хлынет еще больше нефти. Накануне этого события заметно ужесточилась война за рынки сбыта: Саудовская Аравия уже в который раз предоставила своим клиентам скидки на нефть, продолжая при этом добывать на максимуме своих мощностей. Кроме того, США сняли 40-летнее эмбарго на экспорт нефти и уже заключили первые контракты.

Стоит отметить, что рекордно низкие цены нефти продолжают бить по доходам корпораций. На этой неделе британская BP заявила о намерении сократить порядка 600 рабочих мест на своем производстве в Северном море, при этом в целом компания планирует сократить штат на 4 тыс. человек. Корпорация отметила, что на сегодняшний день заниматься производством нефти марки Brent невыгодно, поскольку издержки на добычу барреля нефти составляют в среднем 50 долл. По оценкам экспертов, сложившаяся ситуация может привести к негативным последствиям для сектора в целом, в котором могут остаться без работы более 400 тыс. человек.

Не в лучшем состоянии и цены на рынке металлов. Цены на медь в едва начавшемся году обвалились до 6,5-летних минимумов на фоне недавнего падения китайского фондового рынка. На нынешней неделе стоимость тонны меди снизилась до 4381 долл. (минимум с мая 2009 г.). В 2015-м медь подешевела на 28% — это максимальное падение после того, как в 2008 г. медь рухнула в цене на 54%.

Напомним, что 45% мирового спроса на медь приходится именно на Китай. Учитывая тот факт, что на рынке также наблюдается переизбыток предложения меди, лишь сокращение объемов добычи металла может сбалансировать рынок.

К слову, осенью прошлого года добывающая компания Glencore была вынуждена сократить объемы добычи меди в Африке, что стало дополнительным подтверждением слабого спроса. Эксперты Goldman Sachs прогнозируют среднюю стоимость тонны меди к концу 2016 г. на уровне 4500 долл. Также Goldman Sachs отмечает, что мировой профицит меди в 2016–2019 гг. составит минимум 500 тыс. т, а мировое предложение превысит спрос на 530 тыс. т только в этом году. Также прогнозируется ускорение процесса закрытия медных шахт.

Кроме меди, эксперты Goldman Sachs понизили прогноз по ценам наникель на 2016 г. более чем на 20% — до 14500 долл./т. Менее оптимистично на никель смотрят аналитики Morgan Stanley, которые прогнозируют никель в среднем по 10692 долл./т в 2016-м, а в 2017-м цены вырастут до 12236 долл. Почти такого же мнения придерживаются эксперты из Credit Suisse Group.

Что касается цен на алюминий, то эксперты Goldman Sachs Group понизили прогноз по причине переизбытка металла на мировом рынке. Так, в 2016 г. средняя стоимость алюминия составит 1525 долл./т, а в 2017-м — 1625 долл./т. Свой исторический минимум алюминий установил в ноябре 1993 г. — 1022 долл., а максимум — 3271 долл. в июле 2008 г.

Крупнейший экспортер железной руды — Австралия в конце 2015 г. понизила прогноз по ценам на железную руду на 19%, поскольку предложение продолжает увеличиваться, а спад в экономике Китая вредит спросу. По оценкам министерства промышленности и природных ресурсов Австралии, средняя стоимость тонны руды в 2016-м составит 41,30 долл. против сентябрьского прогноза в 51,20 долл.

В 2015-м цены на железную руду упали на 43%, поскольку добывающие компании Rio Tinto Group, BHP Billiton Ltd. и Vale SA продолжали наращивать производство в борьбе за рынок сбыта, что привело к росту профицита руды на фоне снижения спроса. Между тем страна ожидает, что в 2016 г. экспорт железной руды увеличится на 13%.

Аналитики Goldman Sachs Group Inc. считают, что в ближайшие три года цены на железную руду будут находиться ниже 40 долл./т.

В целом сырьевые рынки, пожалуй, не смогут порадовать инвесторов оздоровлением. Тем не менее, несмотря на повышенную нервозность рынков, не следует ожидать наступления экономического апокалипсиса. По мнению МВФ, медленное, но более устойчивое экономическое развитие китайской экономики в долгосрочной перспективе пойдет на пользу мировому сообществу. Другой вопрос, что достижение сбалансированной экономики в Китае может занять несколько лет, поскольку идет глобальная переориентация на увеличение доли внутреннего спроса. В ближайшее время нас ждет гипертрофированная реакция на экономическую статистику Китая, которая временами будет затмевать данные из США. Просто тема США всем давно знакома, а тема Китая для рынка пока новая.

Также необходимо помнить, что дивергенция между монетарной политикой ФРС и других стран из теоретической стала вполне реальной. Поэтому доллар будет укрепляться. Например, BOA Merrill Lynch считает, что в 2016 г. евро спустится к отметке 0,95 долл. Однако в ближайшей перспективе, скорее всего, заиграет тема некоторого замедления экономики США, о вероятности которого уже заявили представители ФРС Каплан и Розенгрин, отмечая недостаточный рост инфляции.

На этом фоне евро по отношению к доллару ситуационно может укрепиться вплоть до 1,14–1,15. Однако даже такой рост не отменяет медвежий сценарий, поскольку если Штаты, как говорилось выше, могут повысить ставку минимум еще дважды, то ЕС это не светит еще довольно долго, а в Великобритании из-за слабых экономических данных и грядущего референдума по поводу нахождения в составе ЕС — под большим вопросом.

Авторы: Елена Злобина, Оксана Куренная,  «Зеркало недели. Украина» №1 


 «Идеа́льный шторм» (англ. Perfect storm) — фразеологизм, означающий ситуацию, возникшую путём такого сложения ряда неблагоприятных факторов, в результате чего их суммарный негативный эффект существенно возрастает.

Согласно «Оксфордскому словарю английского языка» выражение «идеальный шторм» определяется как крайне свирепая буря, возникающая в результате редкого сложения нескольких неблагоприятных метеорологических факторов, из-за чего суммарный разрушительный эффект значительно увеличивается.

В дальнейшем данный фразеологизм начал широко использоваться в метафорическом смысле — для описания различных критических и кризисных ситуаций в экономике, политике, международных отношениях и других сферах. // wikipedia

You may also like...