Выстрел в спину: убийство украинского майора может стать одним из доказательств захвата Крыма

На примере судьбы одного военного украинские дипломаты в международных судах могут доказать, что аннексия Крыма Россией была вооруженным нападением на Украину с первых дней конфликта. В апреле 2014 года майора украинской армии Станислава Карачевского из автомата в спину расстрелял российский морпех. Этот факт признал и российский суд.

После гибели мужа супруга Станислава Карачевского Ольга стала военной. Теперь она служит в морской авиабригаде, в этом подразделении провел свои военные годы и Станислав.

Захват аэропорта в Новофедоровке. Крым, март 2014 года

После аннексии Крыма военных передислоцировали из Новофедоровки в Николаев.

На новом месте семья Карачевского уже освоилась, дети привыкли. Но сама Ольга почти не помнит переезда на материк, ее жизнь разделилась на до и после 6 апреля 2014 года.

Ольга Карачевская

Ольга Карачевская

Выстрел в спину

Российский военный стрелял в спину Карачевского из автомата Калашникова. Майор украинской армии погиб на месте в коридоре общежития в Новофедоровке.

«Пробили правое легкое ему. Дальше пошли сгустки крови через рот. Это фатально», – рассказал в те дни местным СМИ старший летчик морской авиабригады ВСУ Михаил Горбатюк.

Другой военный – близкий друг Станислава Карачевского – и сегодня служит в специальном подразделении. Он не может назвать себя и показать лицо, но вспоминает, что после захвата аэропорта в Новофедоровке россияне были готовы открывать огонь по украинцам.

«Они находились на нашей территории и скажем так – уже хозяйничали. Они пытались угрожать уже наведением оружия, а не так, что посреди жилого массива щелкать затворами», – вспоминает свидетель того захвата.

С оружием в руках оккупанты вели себя агрессивно и даже не скрывали, что они российские военные, вспоминает начальник штаба сакской авиабригады Николай Литвиненко.

«Даже возле КПП, когда морские пехотинцы узнали, кто я такой, некоторые люди сказали, что вас всех нужно здесь валить, потому что вы – хохлы», – рассказывает Николай Литвиненко.

Николай Литвиненко

Николай Литвиненко

Он вспоминает и день убийства: майор Карачевский и капитан Ермоленко вместе загружали вещи для переезда на материковую Украину, бригада к тому времени вывела авиатехнику и к перемещению готовился личный состав.

«После загрузки вещей, они проходили мимо КПП и российским военным, наверное, так увиделось, что с ними что-то не так. Они попытались задержать их. На что наши военнослужащие развернулись и пошли в направлении общежития», – рассказывает начальник штаба морской авиационной бригады.

Капитана Артема Ермоленко российские морпехи задержали недалеко от КПП аэродрома. Его раздели, связали и передали спецслужбам. Украинского военного допрашивала ФСБ, а потом сотрудники Следственного комитета России. Издевались, били.

«Поставили его на колени. К сожалению, вся эта территория была захвачена представителями Следственного комитета, невозможно было туда подойти. Приехал генерал российский и даже он кричал им: «Что же вы делаете?!» – вспоминает события Николай Литвиненко.

Избитого Ермоленко перевезли в Севастополь, там неделю удерживали на территории российской воинской части, потом отпустили.

Станислава Карачевского российские военные преследовали от КПП, догнали в общежитии и расстреляли в спину. ФСБ пыталась скрыть убийство. Но супруга Карачевского Ольга обратилась в суд. Уголовное дело рассматривал подконтрольный России суд в Крыму.

«Один раз там был мой адвокат. Но тогда судебные разбирательства отменили, ну и никого по сути из моих представителей там не было», – говорит Ольга Карачевская, ныне она оператор информационно-аналитической группы авиабригады ВСУ.

«Мягкий режим» – приговор за убийство

Российское следствие установило, что в майора Карачевского стрелял морпех – младший сержант Евгений Зайцев из Якутии. Начиная с 2013 года, он служил по контракту в российской армии. За это убийство российского морпеха приговорили к двум годам колонии-поселения – это исправительное учреждение с так называемым «мягким режимом».

Евгений Зайцев

Евгений Зайцев

«На справедливость рассчитывать было глупо в этой ситуации…», – признается Ольга. Но и такого мягкого наказания она не ожидала.

«Я даже не знаю в какой еще стране за убийство человека дают такой срок», – возмущен начальник штаба морской авиационной бригады Николай Литвиненко.

Адвокат Ольги Карачевской убежден, что дело об убийстве ее мужа нужно использовать против России в международных судах. Ведь вердиктом Зайцеву Россия официально признала, что в Крыму находились кадровые российские военные, а не добровольцы или отпускники. И именно они применили оружие против украинских солдат во время аннексии.

Эксперт по международному праву Михаил Буроменский изучил и оценил материалы дела Карачевского. Может ли оно быть доказательством вооруженного нападения России на территорию Украины?

«Это дело можно было бы использовать в качестве одного из доказательств. Конечно же не основного, не главного. Но одного из сотни других доказательств, которые дают возможность увидеть, как происходила аннексия эта», – указал эксперт.

Однако сейчас рассмотрение дела Карачевского в международных судах невозможно.

«Нет юрисдикции у судов. А там, где она могла бы быть, там не будет согласия России на то, чтобы рассматривать это дело», – поясняет Михаил Буроменский.

Михаил Буроменский

Михаил Буроменский

Суд соответствующей юрисдикции мог бы основать Совет безопасности ООН, но Россия, как член организации, наложит вето на такое решение, не сомневаются эксперты. Украина уже судится с Россией в международном суде в Гааге. Но там рассматривают террористическую угрозу со стороны России и ее дискриминационную политику в Крыму, но не вооруженную агрессию.

Станислав Карачевский с сыном

Станислав Карачевский с сыном

Ольга Карачевская оспорила приговор Зайцеву, но российский суд оставил наказание без изменений. «Я прошла все инстанции обжалования. Мною был подан иск в Европейский суд, год ждем решения», – рассказывает супруга украинского военного, которая теперь в одиночку воспитывает двоих детей. Теперь сын и дочь Станислава могут сфотографироваться только с изображением отца.

Дети Карачевского рядом с портретом отца на лайтбоксе, Николаев

Дети Карачевского рядом с портретом отца на лайтбоксе, Николаев

На улицах Николаева установили лайтбоксы с портретом Карачевского, авторы проекта таким образом призывают помнить о гибели военного и последствиях аннексии Крыма.

Лайтбокс с портретом Станислава Карачевского

Лайтбокс с портретом Станислава Карачевского

Автор: Дмитрий Евчин, Инна Аннитова; Крым.Реалии

You may also like...