АРЕСТ ЭКС-ПРЕДСЕДАТЕЛЯ «УКРТАТНАФТЫ»: КТО ЗАКАЗАЛ МУЗЫКУ?

26 августа Прокуратура Полтавской области возбудила уголовное дело против бывшего председателя правления компании “Укртатнафта” Владимира Матицина. 27 августа он был задержан. Это уголовное дело объединено с иным, возбужденным в январе в отношении должностных лиц “Укртатнафты” по факту завладения имуществом в особо крупных размерах (часть 5, ст.191 УК Украины).

Задержание Матицина и, очевидно, его дальнейший арест можно было предугадать. В частности, о такой перспективе «УК» писала еще в начале года. Остается разобраться в причинах уголовных неприятностей г-на Матицина.


Владимир Матицин. 1945 г. р. 1976 – 92 г. г. – прошел путь от начальника цеха до гендиректора Кременчугского нефтеперерабатывающего завода. 1992 – 94 г. г. – гендиректор произвдственно – коммерческого объединения “Кременчугнефтеоргсинтез”. 1995 – 2001 год – председатель правления “Транснациональной финансово – промышленной нефтяной компании” Укртатнафта “. Член совета АКБ” Промышленно – финансовый банк “.

По информации Генпрокуратуры, уголовное дело возбуждено по части 2 ст. 364 УК “Злоупотребление властью и служебным положением”. Следствие подозревает Матицина в присвоении свыше 150 тыс. тонн нефти на сумму 46 млн. гривен, а также в иных незаконных действиях.

Так и хочется порадоваться за профессиональную работу родной прокурорской службы, пристального взгляда которой не избежать ни одному проклятому расхитителя державной, коллективной и частной собственности. Только вот, в народе утвердилось мнение, что движущей силой прокурорских пинкертонов зачастую является не буква закона, а политические обстоятельства, команды сверху либо инициатива «заинтересованной» стороны. Вот и мы, попав под влияние народной молвы, попытались разобраться в первопричинах криминального расследования деяний бывшего руководства «Укртатнафты». Случилось это в далеком январе, аккурат после возбуждения прокуратурой уголовного дела по материалам, собранным милицией. Тогда речь шла о расследовании двухлетней деятельности руководства ЗАО “Укртатнафта”, в результате которой ряду банков не были возвращены $30 млн. кредитов, полученных обманным путем.

Не удержимся от цитирования самих себя же. 29 января 2002 года «УК» писала: «По данным, которые стали известны борцам с проклятыми расхитителями коммерческой собственности, на протяжении двух минувших лет руководители “Укртатнафты” предоставляли неправдивые сведения ряду банков, в частности МТ Банк города Кременчуг (имеет 1 % в уставном фонде “Укртатнафты”) и АКБ “Промышленно-финансовый Банк” Киева. При этом преследовалась неправедная цель получения кредитов как самим ЗАО “Укртатнафта”, так и иными коммерческими структурами, под кредиты которых “Укртатнафта” выступала имущественным поручителем при получении их в упомянутых банках и коммерческих структурах Киева. На сегодняшний момент невозвращенные кредиты составляют $30 млн. За милицейской проверкой этих сведений последовало возбуждение уголовного дела».

Н сначала произошел «разбор полетов» на заседании наблюдательного общества «Укртатнафты» от 8 августа минувшего года. За этим потянулась череда не менее “крутых” заседаний с участием вице-премьера Олега Дубины. Результатом стало увольнение двух Владимиров: Матицина и его первого заместителя Демехина. Последние хлопнули дверью и заявили на пресс-конференции, что причина конфликта – невыполнение татарской стороной взятых обязательств по поставкам нефти. Вопрос неоплаты этих поставок украинской стороной, естественно, на пресс – конференции не поднимался.

Место Матицина занял экс-председатель АО «Линос» Юрий Бойко. Тот заявил, что предшественник, умудрившись нажить долги перед Татарстаном, парализовал работу предприятия. Вспомнил Бойко и о том, что Матицин не удосужился создать ни одной сбытовой базы, ни одной заправочной станции. То есть, НПЗ производил ГСМ, а сливки от их реализации снимали другие. Имена “других” известны. Это “Торговый дом Укртатнафта” (несколько сбытовых баз, около ста заправочных станций). Но у этого лица есть и лица физические. По словам Юрия Бойко это, в частности, лицо Владимира Матицина. Впрочем, не он один.

В жаркое для “Укртатнефти” лето 2001 года татарская сторона осуществляла давление с целью разорвать контракт с компанией “Инфокс”, которой была отдана в аренду установка по переработке нефти. 60 % акций “Инфокса” тут же собралась выкупить некая Кременчугская Нефтяная Компания. Об этом «УК» писала в первой своей статье об интересе следственных органов к «Укртатнафте» времен Матицина. А вот в иной статье, посвященной старшему брату лидера украинской оппозиции Петру Ющенко, приоткрывалась завеса тайны над принадлежностью «Инфокса». Вновь процитируем уважаемых себя.

«Теперь банк («Первый инвестиционный банк» – ред.), совладельцем которого по-прежнему является Ющенко – старший (0,295% или 651 акция – ред., учредил на пару с известным нефтетрейдером «Инфоксом» «Кременчугскую нефтяную компанию» (КНК). А КНК стала совладельцем (60 %) ТД «Укртатнафта» и арендатором лучшего цеха на одноименном Кременчугском НПЗ. Заметим, это случилось вопреки желанию основного поставщика нефти на «Укртатнафту» и ключевого совладельца НПЗ – российской компании «Татнефть». Нетрудно убедиться, что все эти интересные перипетии имели место во времена премьерствования Ющенко – младшего».

Вкрадывается даже нехорошее подозрение: быть может нынешнее возбуждение уголовного дела против Матицина и его задержание не являются конечной целью прокуратуры? Вдруг таким образом власти реализуют свое желание задавить оппозицию со всех сторон, в том числе путем давления на родственников. Ведь через показания Матицина ниточка следствия может дотянуться до Петра Ющенко, а там, глядишь, и до самого Мессии? Ручаться за логику действий власти не беремся, однако такое желание по-прежнему подконтрольной прокуратуры выглядит весьма логичным, исходя из целого ряда информационных свидетельств. Это и «разнарядка по компромату на оппозицию», опубликованная нашим сайтом, и свидетельства героического майора на предмет того, что Кучма очень жаждал компромата на Виктора Ющенко, да отыскать не мог (ну это зря – надо было читать «Украину криминальную»), и заявления активиста «НУ» Олега Рыбачука о том, что власть начала активный процесс «запрессовки» бизнесменов, сотрудничающих с «нашеукраинцами».

Что же до Матицина, то он сделал все возможное, дабы избежать позора и тюрьмы. Увы, его попытка заполучить депутатскую неприкосновенность завершилась провалом. Проиграв на 150 избирательном участке совсем чуть мощному сопернику Константину Жеваго, Матицин развязал прокуратуре руки. Впрочем, если наше предположение об истинных целях прокурорских следователей (получить компромат на родственника и соратника лидера оппозиции народного депутата Петра Ющенко), то у Матицина остается шанс выйти на свободу – еще до анонсированных оппозицией выступлений 16 сентября. Надо лишь рассказать подробности приобретения «Инфоксом» 60% акций ТД «Укртатнафта» и аренды им же лучшего цеха на Кременчугском НПЗ.

Олег Ельцов, «УК»

You may also like...