КОНЕЦ “ЗОЛОТА УКРАИНЫ”

Увольнение Александра Притыки с должности председателя правления Государственной акционерной компании “Украинские полиметаллы” в самый разгар президентской избирательной кампании – 22 ноября минувшего года – остался практически незамеченным. Между тем, это кадровое решение главы Кабмина Виктора Януковича фактически положило конец мифу о богатейших перспективах Украины как золотодобывающей державы.«Я сам когда-то работал на золотых приисках,

и понимаю в процессе добычи золота всё, кроме

одного: как этим зарабатывать деньги».


Марк Твен

Расчленение

45-летний А.Притыка занимал должность председателя правления “Украинских полиметаллов” с мая 1998 года. После того, как в результате кулуарных интриг власть имущих от руководства украинской золотодобычи был фактически отстранен ее аматор Сергей Чукмасов. Столь длительное “креслосидение” А.Притыки обогатило закрома Нацбанка Украины лишь несколькими центнерами добытого драгоценного металла. Стоимость производства которого, к тому же, существенно превышала среднемировые цены на золото. Еще до увольнения Притыки – в июле минувшего года – Кабмин решил передать функции по управлению 100% акций “Украинских полиметаллов” Министерству промышленной политики. В соответствии с распоряжением правительства, имущество дочерних предприятий – “Янтарь”, “Янтарные копи” и “Укрянтарь” – было изъято из “Украинских полиметаллов” с преобразованием их в отдельные госпредприятия. С последующей передачей в управление Государственному комитету природных ресурсов. Лишились “Укрполиметаллы” также 93,67% акций компании “Закарпатполиметаллы”, имущественных прав на всю геологическую информацию о золоторудных месторождениях. Из “Укрполиметаллов” также должны были изъять имущество киевского завода “Изумруд”, львовского ювелирного завода и винницкого завода “Кристалл” (гранение алмазов) с преобразованием этих предприятий в государственные. Все, что оставалось в “Укрполиметаллах” – Вольногорский горно-металлургический и Иршанский горно-обогатительный комбинаты, относящиеся к титановому комплексу. Сегодня мало кто уже вспомнит, что

“Украинские полиметаллы” были созданы Кабмином в 1998 году для реализации государственной программы с громким и многообещающим названием “Золото Украины”.

Странный симбиоз

Но с самого момента создания (1998г.), собственно “золотого” в компании было меньше всего. Созданная структура являла собою какой-то нелогичный симбиоз горнорудной промышленности, обогатительного производства, ювелирно-гранильного дела вкупе с добычею янтаря. Не будем тиражировать множество версий, объясняющих причины создания этого административно-производственного монстра. Остановимся на его “составляющих”.

Формально ГАК “Укрполиметаллы” была создана как правопреемник ликвидированной в 1997 году компании “Укрзолото”. Компанию возглавил Александр Яковлевич Притыка, генеральный директор “Украинской инновационно-финансовой компании”. А его заместителем стал бывший руководитель управления Минпромполитики Геннадий Сергеевич Веселовский, курировавший в министерстве направление драгоценных и редкоземельных металлов. Этими лицами (плюс водитель и уборщица) штат компании долгое время и ограничивался. Интересно, что именно А.Притыке молва чиновников президентской администрации приписывала разработку схемы скрытой приватизации Мужиевского золотополиметаллического рудника в Закарпатье.

Более чем скромный кадровый потенциал “Укрполиметаллов” на начальном этапе работы компании с лихвой перекрывался промышленными объектами, переданными под ее, компании, “крышу”. Вот перечень предприятий, государственные пакеты акций которых были переданы в уставный фонд “Укрполиметаллов”.

ОАО Полтавский ГОК. Продукция: окатыши железорудные, щебень кварцитный, кирпич силикатный, трубы стальные электросварные. Одно из крупнейших предприятий в Европе по производству железной руды и окатышей. Второй после Ингулецкого ГОКа производитель железной руды в Украине. Проектная мощность комбината позволяет производить 10 млн. тонн окатышей ежегодно. В государственной собственности был закреплен 25% пакет акций предприятия. Полтавский ГОК не имел никакого отношения к уставной деятельности “Укрполиметаллов”. Передача акций предприятия из госуправления в уставный фонд компании говорил о наличии заинтересованности кого-то в правительственных кругах в том, чтобы управление госпакетом акций осуществлял именно А.Притыка. Похоже, значимость предприятия для экономики государства в расчет не бралась.

ОАО Орджоникидзевский ГОК. Продукция: руда марганцевая обогащенная, агломерат марганцевый. Лидер в производстве сырой марганцевой руды в Украине (60% рынка). В собственности государства Фонд Госимущества планировал оставить 26%.

ОАО Марганецкий ГОК. Продукция: шламы марганцевых руд, марганец сернокислый, марганец сернокислый кристаллический, руда марганцевая обогащенная, сырье бентонитовое глинистое. Проектные мощности – более 7 млн. тонн сырой руды в год.

“Никопольмарганец” – единственное на территории стран СНГ предприятие по добыче марганца подземным способом. По объемам промышленного производства сырой марганцевой руды ГОК занимает второе место в Украине. На момент передачи в “Укрполиметаллы” в собственности государства осталось 26,08% акций предприятия.

Итоги: уже в момент передачи пакета акций ферросплавного сектора аналитики предсказывали, что в случае участия в делах Марганецкого ГОКа “Укрполиметаллы” ввяжутся в давний конфликт, который даже правительство было погасить не в силах. Дело в том, что руководство новой компании пришло на рынок, который был давно уже поделен, а в 1998 году переживал состояние передела собственности. Невольное участие в “битве за ферросплавы” существенно осложнило жизнь руководству “Укрполиметаллов”, отвлекая от основной деятельности – добычи драгоценных и редких металлов. Невозможно понять и логику правительства, которое умудрилось передать одной компании крупные пакеты акций таких предприятий-конкурентов, как Орджоникидзевский и Марганецкий ГОКи, и как это вообще согласовывалось с Антимонопольным кодексом. Именно поэтому ни у кого не вызвало удивления решение КМУ от 10 ноября 1998 года о передаче в управление Днепропетровской обладминистрации госпакетов акций (25% + 1 акция) Марганецкого и Ордженикидзевского ГОКов.

ОАО “Укрцинк”, Константиновский завод. Производство продукции: слитки цинковые, свинец, кадмий в слитках, сплавы свинцово-сурьмянистые, сплавыцинкоэлектролитные, кислота серная. Крупнейшее в Европе предприятие вторичной переработки цинкового сырья, единственный производитель подотрасли в Украине. Мощности АО – 20 тысяч тонн цинка, 80 тысяч тонн свинца, 23 тысячи тонн серной кислоты в год.

Ювелирная промышленность. Государственное предприятие “Изумруд”. Продукция: бриллианты, штрипсы, карандаши правящие алмазные, круги алмазные, приспособления ограночные. Государственное предприятие “Винницкий завод “Кристалл”. Продукция: бриллианты, технологическая оснастка для изготовления бриллиантов. Одно из крупнейших в Европе предприятий по производству бриллиантов. Государственное предприятие “Львовский ювелирный завод”. Продукция: кольца, браслеты, цепочки, подвески и т.д.

Итоги: мировая практика не знала столь плотного соединения добывающего сектора драгоценных металлов и ювелирного производства. Традиционно ювелиры приобретают сырье на биржах металлов (или у сайтхолдеров, если речь идет о драгоценных камнях). Эта мировая практика сложилась, с одной стороны, исторически; с другой стороны – в силу традиционного антимонополизма западного законодательства. Считалось, что в результате осуществления технологической цепочки “добыча на месторождении – аффинажные предприятия – ювелирный завод” львовское ювелирное производство получит необоснованные преимущества как перед своими украинскими конкурентами, так и иностранными производителями. Кроме этого предполагалось, что отечественное ювелирное производство будет получать сырье либо в результате внутренних взаиморасчетов, либо на давальческой основе, и тогда государство – в перспективе – недополучит значительные суммы поступлений в бюджет. Наивные теоретики даже не предполагали, что счет добытому украинскому золоту пойдет на килограммы, которые никак не могут повлиять на процесс выживания отечественной “ювелирки”! Вызывала удивление и передача в подчинение ГАК двух алмазогранильных предприятий, не имеющих никакого отношения к профилю компании “Укрполиметаллы”. Стоит отметить, что привлечённые Верховной Радой специалисты (инициатор – Комитет по вопросам промышленной политики ВР) еще в конце 90-х пришли к выводу: передача имущества этих государственных предприятий в уставной фонд “Укрполиметаллов” является не только отстранением государства от управления уникальными производствами, но и возможной подготовкой к их приватизации. Несмотря на это, Комитет почему-то не стал раздувать скандал, и документ был положен в сейф (ответственный – коммунист Станислав Гуренко) до лучших времён.

Титановый сектор компании был представлен Вольногорским государственным горно-металлургическим комбинатом и Иршанским государственным горно-металлургическим комбинатом. Вольногорский ГГМК – один из крупнейших в мире комплексов по добыче и переработке руд, содержащих минералы редких металлов. Вместе с Иршанским ГГМК эти предприятия составляли базу всего титанового производства бывшего СССР.

Итоги: титановый сектор Украины так и не сложился в силу полного отсутствия государственной политики в этом сегменте промышленности. Принятая программа “Титан Украины” осталась теоретическим, а не прикладным документом. В итоге каждый из сегментов сектора был вынужден выживать “в одиночку”, что привело фактически к полной потере контроля государства над отраслью на всех ее уровнях. К тому же “Укрполиметаллы” оказались монополистом на очередном, в этот раз – титановом, рынке, что сделало ее крайне уязвимой с точки зрения антимонопольного законодательства. И удары со стороны кровно заинтересованных в украинском титане бизнес-кругов не заставили себя ждать. Что также отвлекало руководство “Укрполиметаллов” от выполнения уставных задач.

Результат – очевиден. Вместо декларируемых тонн золота, за семь лет компании удалось добыть менее одной тонны отечественного благородного металла. Для сравнения с титаническими усилиями государственной компании “Укрполиметаллы”: почти 10 (десять) тонн банковского золота и серебра с 2002-го года ввез в Украину только один “Брокбизнесбанк”. Этот же не самый крупный в Украине банк, только в минувшем году реализовал на внутреннем рынке страны свыше трех тонн золота.

Истина очевидна: как уже писала «УК» (ссылка), программа “Золото Украины” была не более, чем блефом. Витриной для тех, кто под предлогом становления добычи золота в Украине сконцентрировал в одних руках руководство огромным сегментом отечественной промышленности (рудной, титановой и ювелирной), никакого отношения к золотодобыче не имеющей. Перечень этих непрофильных для компании “Укрполиметаллы” объектов «УК» привела специально, чтобы читатель смог оценить размах организаторов “золотодобычи”. Золото добывалось, похоже, именно там.

Ранее «УК» подробно рассказывала о новейшей истории украинской золотодобычи (ссылка) и причинах постигших ее неудач. Выводы экспертов «УК» печальны: при сегодняшнем уровне мировых цен рентабельная добыча золота в Украине может осуществляться только на Сергеевском месторождении и, с оговорками, на Майском. Прибыльность добычи целиком зависит от внешнего фактора – цен на благородные металлы на мировых биржах. Рентабельность каждого месторождения может быть незначительно повышена только за счет добычи сопутствующих компонентов. “Золото Украины” оказалось еще одним мифом “эпохи незалежности”. Ответить на вопрос, кто заработал на этом мифе, предстоит команде нового президента.

Компания “Укрполиметаллы”, являясь временным формированием экономики переходного периода, возложенную кем-то на него задачу успешно выполнило. После чего была дана установка: “За ненадобностью – упразднить!”

Георгий Киквидзе, «УК»

You may also like...