Контролеры похожие на бандюг уходят в прошлое?

За один день в Киеве уволили 40 недостойных. Теперь проверяющим положено ходить только в синей форме. Еще год назад на остановке Выборгская (ул. Гетмана) мы постоянно проходили мимо «стоянки» контролеров. Борцы с «зайцами» собирались здесь, как на митинг, в обед или под вечер. Кто курил сидя на железной трубе, кто, попивая пиво, рассказывал о том, как выбил очередной штраф с зарвавшегося «зайца». Контролеры больше были похожи на бандюг, перепивших со вчерашнего… Иногда «братки» выводили «зайцев» прямо на этой остановке. После грубого трехэтажного мата и перебранок в ход шли кулаки. Обступив «зайку», четыре-пять контролеров могли запросто повалить его на землю и отметелить ногами. Однажды пришлось вступиться за работягу, который вывернул все карманы перед проверяющими, доказывая, что на работе задерживают зарплату. Они не верили и требовали снять куртку…

Тогда ситуацию «разрулил» проходящий мимо милиционер, и «гвардейцы» быстренько ретировались. Таких точек, где собирались контролеры-громилы, в городе несколько — троллейбусные маршруты №№27,18,6,30… Но особенно рьяно зверствовали проверяющие на линии скоростного трамвая. На жалобы униженных людей никто из власть имущих особо не реагировал даже после кошмарного случая, когда двое контролеров на Виноградаре пытались «выбить» деньги у пассажира с помощью ножа. Тогда обоих задержали, история эта гремела на весь Киев… Впрочем, спустя время дело замяли, а руководство службы сбора и учета выручки КП «Киевпасстранс» заявило, что в кармане у одного из контролеров был всего лишь перочинный ножик.

Хамов убила реформа?

В КП «Киевпасстранс» вообще напрочь отрицали причастность контролеров к вымогательству или избиению киевлян. Мол, у нас в службе нет уголовных элементов, а если на улице происходят грубые разборки с пассажирами, то это «липовые» контролеры или ранее уволенные со службы. Теперь же утверждают, что среди контролеров остались чуть ли не святые…

Так почему «липовых» не ловит милиция? Почему должны страдать люди? Транспортники не раз заявляли, что у них имеется база данных на каждого контролера, и, дескать, если вас кто-то оскорблял, можете найти этого наглеца и наказать. Увы, такого «чуда» ни разу не случалось. Униженные пассажиры в картотеке контролера-хама не находили, зато один из них каждый день штрафовал на 10 гривен пассажиров в скоростном трамвае…

Больше всего достается от контролеров студентам и безработным. После банальной, но правдивой фразы «зайца» «У меня нет денег!» к проверяющему присоединяются его коллеги. После того как «заяц» слышит фразу: «Сейчас мы покажем, в каком кармане у тебя деньги», ему приходится отдавать свои кровные. Если повезет, оставят «презент» на память — талон, чтобы домой добрался. А на самом ли деле билеты у пассажиров проверяют контролеры, а не проходимцы? За разъяснениями мы обратились к Сергею Литвинову, заместителю гендиректора КП «Киевпасстранс».

— У меня жалоб на контролеров нет. Да, до реформирования службы жалобы были сплошь и рядом. Сейчас — нет, — заявляет Сергей Дмитриевич.

Форма, удостоверение и значок

Реформирование началось в октябре прошлого года. Тогда, по словам Литвинова, контролерами работали все, кто попало. Поэтому весь штат был расформирован. После этого начался новый отбор, который пройти не так-то просто. Без высшего или среднетехнического образования, без годичного стажа работы вас просто не возьмут контролером. Нужно иметь также киевскую прописку или хотя бы жить в пригороде.

— Иногородних на работу не берем. Сейчас у нас в штате 170 контролеров, а должно быть 220, то есть 50 человек недокомплекта, — объясняет Сергей Литвинов.

Но как же узнать новых контролеров? В отличие от былых времен, сейчас они носят темно-синюю форму: костюм, рубашку и галстук. То есть, если дядька в кожаной куртке тычет вам в нос удостоверение, можно смело посылать его в… службу сбора и учета выручки. У каждого проверяющего должно быть при себе пластиковое удостоверение с фотографией и номерной жетон (как у американских полицейских — эффектная штучка). При оплате штрафа пассажир обязательно должен потребовать квитанцию.

Если человек не может оплатить штраф, контролер имеет право высадить его на следующей остановке. В других случаях он обязан разобраться, почему не оплачен проезд. Если просто не успел купить талон, контролер должен обязать его это сделать. В остальных же случаях пассажиров, которые не хотят платить штраф, доставляют в штаб рейдового отряда.

— Если в штабе пассажир категорически отказывается платить, вызываем милицию. И они разбираются с «зайцем». Мы к этому отношения уже не имеем, — говорит Сергей Дмитриевич.

Принимают жалобы

Мы рассказали случай, который недавно произошел с киевлянином Сергеем Мартыненко. Он втиснулся в забитый троллейбус и не успел купить билет, так как не было кондуктора. Контролеры потребовали оплатить штраф. Сергей опаздывал и, чтобы долго не возиться, заплатил

5 грн. Видно, контролерам этого показалось достаточно, так как они не выдали штрафную квитанцию.

— За такое мы сразу увольняем! Если бы киевлянин обратился к нам с этой проблемой, мы бы приструнили этого контролера. У нас есть картотека с фамилиями и фотографиями всех сотрудников. Если потерпевший пассажир опознал нарушителя-контролера, мы его увольняем. Кроме того, работает «горячая линия», — говорит зам и сразу же набирает номер: 528-30-11.

— «Горячая линия», «Киевпасстранс», — отвечает диспетчер.

— Алло, вот контролеры ваши хулиганят тут…

— Как?

— Ну как?! Выезжайте и разбирайтесь! Ладно, проверка связи, это у меня корреспондент…

После беседы с заместителем генерального директора КП «Киевпасстранс» нам позволили пообщаться с контролерами. Впрочем, разговор получился нескладный… Александр Лихачев работает контролером уже 3 года, говорит, что работа нервная, конечно, но интересная. Глядя на его напарницу Наталью Петрик, удивляешься, как такая хрупкая девушка может работать контролером. На что она отвечает, что чувствует себя на этом месте вполне нормально и может дать фору любому грубияну.

За день бригада контролеров штрафует в среднем 4-5 человек, из которых 2-3 платят штраф. В выходные дни «зайцев» меньше. Мы засомневались в цифрах: зачем тогда держать в городе армию контролеров — 220 душ? Впрочем, как пояснил нам Зубер Артабаев, начальник Службы организации сбора и учета выручки КП «Киевпасстранс», это действительно необходимо. Ведь в городе проживают, по неофициальным данным, около 5 млн человек плюс приезжие, которые часто «забывают» оплатить проезд. Раньше в Киеве работало 450 контролеров, что просто-таки нагоняли страх на приезжих. Теперь задача проверяющих — не штрафовать, а сделать так, чтобы люди исправно оплачивали проезд. Впрочем, пока это получается с трудом.

К людям нужно с душой…

Зубер Борисович показал нам настоящие жетоны и удостоверения работников службы, без которых им выходить на линию запрещено. Альбом с фото всех киевских контролеров нам запретили фотографировать, только разрешили посмотреть. Хранятся в службе и фото с личными данными ранее уволенных контролеров. Как оказалось, бывшие работники — это очень большая проблема и для города, и для службы. Многие уволившиеся не сдали своих удостоверений и жетонов. Поэтому не исключено, что они до сих пор могут промышлять в столичном транспорте, требуя штраф с пассажиров. Сколько таких лже-контролеров, нам не смогли ответить. Зубер Борисович пояснил, что «липовых» контролеров вычисляет милиция.

Каждое утро на маршруты выезжает 7 бригад контролеров. Работать проверяющие должны по двое, но иногда на спаренных маршрутах они пересекаются. Это не нарушение, но напирать на «зайца» не должны.

— Если вы думаете, что контролером просто работать, вы сильно ошибаетесь. Сейчас мы не держим на работе хамов или неадекватных людей. На днях я уволил 40 контролеров (!), которые не соответствовали своему статусу. Причины разные… Зачисляя в контролеры, мы даем человеку месяц испытательного срока, если он себя хорошо зарекомендовал, продолжает работать, если нет, ищет другую работу. Ставки у них немаленькие — от 1300 до 1600 грн. На этой работе к людям нужно относиться с душой!

Александр Марущак, газета «Новая»

Читайте также: