ЖИВЫЕ БОМБЫ

30 марта США чуть не остались без своей первой леди. В центре афганского города Джелалабада взорвалась машина, начиненная взрывчаткой. За рулем сидел террорист-смертник. Служба безопасности Афганистана располагает данными о том, что целью террористов была супруга президента Соединенных Штатов Лора Буш. По словам главы службы Афганистана Бахрама Хана, бомба была предназначена именно для нее, однако по счастливой случайности взрывчатка в машине сдетонировала раньше срока.Лору Буш ждали в Кабуле, который расположен всего в 130 км от Джелалабада. В ходе своего пребывания г-жа Буш намеревалась посетить женские организации, создание и деятельность которых финансируют Соединенные Штаты. Кроме того, в ее планах была встреча с президентом Афганистана Хамидом Карзаем, обед с военнослужащими на военно-воздушной базе США в Баграме, сообщает Утренняя газета. В настоящее время известно имя террориста-смертника, который покушался на жизнь первой леди Америки. Это некий Мансур, житель провинции Лагман.

Установлено, что среднестатистическая террористическая атака, совершенная террористом-самоубийцей, уносит в четыре раза больше жизней, чем “традиционный” теракт. Людей, получающих ранения в результате подобной атаки, в 26 раз больше, чем раненых и контуженных в результате “обычного” теракта.

Лишь единичные суицидальные террористические атаки были совершены одиночками по каким-то личным причинам и осуществлены спонтанно. Большинство подобных нападений совершались по ранее разработанному плану, претворенному в жизнь определенной организацией, считающей подобные атаки частью своей стратегии. Примерно 80% террористов-самоубийц последних лет принадлежали к исламистским террористическим структурам.

Причины совершения самоубийственных терактов могут быть различными. Большинство исследователей сходятся во мнении, что причины подобных терактов носят рациональный, а не иррациональный характер. Основными мотивами подобных атак называют ненависть, месть, безрассудство, подстрекательство (то есть, самоубийцей манипулируют со стороны), легкость осуществления подобной атаки, религиозные и идеологические причины. В любому случае, точно определить причину, заставившую конкретного человека пойти на осуществление подобного преступления не представляется возможным, поскольку в большинстве случаев самоубийца погибает и не способен рассказать о резонах своих действий.

На людей, которые становятся террористами-самоубийцами, влияет ряд факторов, на основе которых они и принимают подобное решение. В исламистских террористических группах большое значение имеет вопрос личного имиджа и персональной выгоды. Будущий шахид пользуется большим уважением со стороны своих товарищей по группе и общества. Кроме того, религиозные лидеры, издающие фетвы (эдикты), поддерживающие подобный терроризм, утверждают, что данные действия одобрены нормами и правилами Ислама. Кроме того, террорист-самоубийца признается “мучеником за веру”, в результате чего может рассчитывать на место в раю, получает в личное пользование 72 девственниц. Дополнительно к этому, террорист “искупает ” грехи своих 70-ти родственников, которые также получают право попасть в рай.

Кроме посмертного воздаяния, семьи шахидов часто получают вполне прозаические материальные выгоды, например, право на постоянное пособие со стороны идеологических соратников погибшего.

Одна из проблем заключается в том, что по мере распространения такого вида терроризма, его все чаще стараются представить, как “легитимный” вид ведения боевых действий против государств(народов, армий, религиозных и\или социальных и\или этнический групп и пр.), которые обладают подавляющей боевой мощью по сравнению со структурами, интересы которых “представляют” самоубийцы. Массовая популяризация подобной идеологии позволяет набирать новых кандидатов для совершения самоубийственных терактов. Любопытно, что большинство организаций, использующих смертников, активно пропагандируют свои действия в этом направлении, в то время, как “Аль Каеда”, также применявшая подобные методы террора (атаки на США 11 сентября 2001 года, теракт на Бали и т.д.), особо не афиширует этого направления своей деятельности.

Террористы-самоубийцы, сознательно взрывающие бомбы, спрятанные на их теле, в автомобиле или на катере, впервые стали известны 20 лет назад. В декабре 1981 года террорист-самоубийца взорвал себя в посольстве Ирака, расположенном в Бейруте (Ливан). Тогда погибло 27 человек, несколько сотен получили ранения. Теракт был организован новой террористической организацией “Хезболла”, тесно связанной с Ираном. Эта организация стала первооткрывателем нового вида террора. В скором времени террористов-самоубийц стали активно применять исламистские структуры “Движение Исламского сопротивления” (“Хамас”), “Палестинский Исламский Джихад”, “Египетский Исламский Джихад” и др. Терроризм с использованием самоубийц не является исламским террористом. Его применяли и применяют и террористические организации, не имеющие ничего общего с Исламом, например, марксистко – ленинские “Рабочая партия Курдистана”, Ливанская Коммунистическая партия, националистически настроенная Сирийская Националистская Партия и т.д. Сепаратистская организация “Тигры Освобождения Тамил Илама”, на долю которых приходится рекордное число подобных терактов, смогли дважды уничтожить глав государства (Индии и Шри-Ланки). “Тигры” первыми создали подразделение своей организации “Черные тигры”, состоящее исключительно из потенциальных самоубийц.

Атаки самоубийц часто более эффективны и эффектны, чем обычные нападения. Их организаторы не планируют вариантов отхода и спасения террориста, благодаря чему подготовка операции становится менее сложной задачей (в частности потому, что взрывные устройства смертников содержат мало электроники,и их крайне сложно обнаружить с помощью технических средств), и, таким образом, значительно уменьшается возможность предупреждения теракта спецслужбами. Стоимость подобного теракта также значительно снижается: к примеру, палестинские террористы широко используют “пояса шахида”, стоимость которых не превышает $80. Фактически этой суммы оказывается достаточным, чтобы убить и ранить несколько десятков человек. Потенциальную опасность представляют и угрозы некоторых террористических групп использовать в качестве смертников людей, больных или специально заразившихся опасными инфекционными заболеваниями, передающимися через кровь – СПИДом, гепатитом и т.д.

Иногда террористов – самоубийц удается задержать до совершения ими терактов (в Нью-Йорке в 1997 году была захвачена группа аль-каедовцев, планировавших проведение подобных атак в метро), однако подобные случаи составляют не более 3-5% от общего числа терактов. В силу относительной новизны подобных нападений они привлекают к себе большое внимание средств массовой информации и вызывают большую панику.

1994-2004. Статистический анализ

Последнее десятилетие можно условно разделить на несколько периодов деятельности террористов-самоубийц. В период с 1994 по 1999 год подобные теракты были единичными – они совершались, в среднем, дважды в год. В 1994 – 1999 годы атаки участились, но международным сообществом они воспринимались, как локальный феномен, поскольку большей частью совершались в Израиле и Шри-Ланке. 2000 год стал годов “затишья”, который предшествовал “буре”, начавшейся в 2001 году. Тогда число террористических атак, совершенных самоубийцами, резко возросло, их география значительно расширилась, а число жертв установило доселе непобитый рекорд.

Международный Институт Контртеррористической Политики\International Policy Institute for Counter-Terrorism опубликовал статистику совершения самоубийственных терактов за период с 1994 по 2004 год (учтены данные за 9 месяцев этого года). Наибольшее число подобных терактов было совершено в Израиле (120). Наиболее опасными в этом отношении странами также являются Ирак (39), Шри-Ланка (23), Турция (16), Россия (14) и Индия (5).

Любопытно, что стратегия террористических организаций, применяющих “живые бомбы”, заметно отличается от страны к стране. Главными целями палестинских террористических группировок являются мирные жители. В Ираке большинство атак совершено против войск коалиции и иракских силовых структур. В Шри-Ланке самоубийц чаще используют в качестве оружия для политических убийств – их жертвами становятся видные чиновники, политики, военные и пр. Чеченские группировки, которые относительно недавно стали использовать самоубийц, демонстрируют весьма высокий профессиональный уровень и тактическую гибкость – они атакуют различные цели, используют различные средства (“пояса шахида”, бомбы, спрятанные в грузовиках, управляемых самоубийцами и пр.) и действуют в различных регионах России.

Шансы стать жертвой атаки, совершенной террористом-самоубийцей, наиболее высоки у посетителей различных общественных мест. Это торговые центры, рынки, большие магазины, оживленные улицы, вокзалы и пр. 34% всех суицидальных атак были совершены в подобных местах. Причиной этого часто называют доступность и относительную незащищенность подобных мест от террористов. Кроме того, взрыв в многолюдном месте неизбежно приводит к значительному числу жертв, что необходимо для создания атмосферы ужаса в обществе. 19% атак были совершены против военных целей или против отдельных военных лично (например, террористы взрывали себя в надежде уничтожить высокопоставленного офицера и пр.). После оккупации Ирака число подобных атак многократно увеличилось (Госдепартамент США\US State Department не учитывает такие атаки в отношении войск коалиции в Ираке, как террористические). 18% атак были направлены против государственных учреждений, полицейских участков или конкретных чиновников, политиков и полицейских. 17% атак были совершены в общественном транспорте (в основном, в автобусах, поездах и пассажирских самолетах). Как правило, эти атаки уносят огромное количество жертв, поскольку в небольшом помещении находятся много людей, кроме того, в замкнутом пространстве поражающий эффект взрыва многократно усиливается. 6% атак были произведены в кафе, ресторанах и небольших магазинах.

Почти половина (47%) всех подобных террористических атак были совершены утром (с 6 утра до полудня). В 26% случаев террористы кончали с собой в период с 12.00 до 18.00, в 24% – в период с 18.00 до полуночи. Лишь 3% самоубийственных терактов были совершены ночью. Время совершения атаки зависит от целей террориста. Утром (в “часы пик”) наиболее опасны транспортные объекты, вечером – общественные места и торговые комплексы.

61% всех террористов-самоубийц использовали взрывчатку, спрятанную на их теле или в ручном багаже. При анализе данных атак существует определенная сложность, поскольку невозможно точно идентифицировать тип использованного заряда (ясности нет почти в половине случаев). В четырех из каждых десяти подобных атак террористы использовали “пояса шахида” (их легче спрятать, они мене заметны и часто более удобны для “использования”). В каждом десятом случае взрывчатка была спрятана в рюкзаке, сумке или портфеле – этот метод используется реже, потому что во многих случаях сотрудники сил безопасности досматривают багаж человека, не проводя его личного досмотра. В 2% случаев террористы прятали в кармане или сжимал в руке обычные гранаты.

39% от общего числа суицидальных террористических атак были совершены с помощью транспортных средств (в основном, грузовиков и легковых автомобилей, значительно реже – мотоциклов). Любопытно, что после того, как в Израиле и Шри-Ланке силы правопорядка стали активно досматривать автомобили, число подобных атак значительно снизилось. Атаки с использованием заминированных автомобилей считаются более “дорогими” и сложными для подготовки, однако они являются и более разрушительными, прежде всего из-за того, что автомобиль дает возможность доставить на место взрыва значительно большее количество взрывчатки.

Статистика этого периода показывает, что 282 террориста-самоубийцы были мужчинами, 35 – женщинами. Однако за последние годы резко возросло число женщин, которые были пойманы непосредственно перед взрывом или сдались властям. Чем моложе девушка, тем больше шансов, что она изберет (или для нее изберут) роль террориста-самоубийцы. В большинстве случаев такие террористки не имеют семей или являются вдовами. Любопытно, что данные 1990-х годов (подсчет Национальной Комиссии США по Терроризму\National Commission on Terrorism, проведенный в 2000 году) показали, что, если раньше типичным террористом-самоубийцей был мужчина, то к середине 1990-х годов примерно 40% из них составляли женщины. Считается, что женщин легче подготовить к роли террориста-самоубийцы: они более управляемы, чем мужчины, и лучше подвергаются идеологической обработке. Женщины привлекают меньше внимания у сотрудников служб безопасности и полиции, им легче спрятать на теле взрывное устройство. “Тигры Освобождения Тамил Илама” использовали женщин-самоубийц примерно в 70% своих атак. Террористы “Курдской Рабочей Партии” посылали на подобные задания женщин, изображавших беременность. Первые женщины-самоубийцы стали проводить теракты в Палестине и Израиле лишь в начале 2002 года. В том же году женщины- самоубийцы появились в Чечне.

Уолтер Лакер\Walter Laqueur, автор книги “Левые, Правые и Между ними: Меняющееся лицо террора”\Left, Right, and Beyond: The Changing Face of Terror, называет террористов-смертников “управляемой бомбой”. В подавляющем большинстве случаев их долгое время готовят к проведению самоубийственной атаки. Крайне редко люди идут на такого рода шаги под воздействием личных убеждений и без “помощи” со стороны. В 1980-е и 1990-е годы типичный террорист-самоубийца совершал теракт в возрасте 18-27-и лет. Он происходил из бедной семьи, и, в большинстве случаев, был не очень хорошо образован и достаточно часто имел в детстве психологические проблемы – например, был чрезмерно застенчив или, наоборот, агрессивен. Примерно в 95% случаев в последние годы перед совершением теракта он испытывал прилив религиозных или революционных чувств и становился членом экстремистских организаций.

«УК» по материалам Washington ProFile

You may also like...