Херсонский криминальный союз бандитов, ментов и прокуроров

Ни одна из криминальных войн, которые последний десяток лет вели пять крупнейших ОПГ Херсонщины, не обходилась без прямого или косвенного участия чиновников, легальных финансистов немалого «калибра» и высокопоставленных правоохранителей. Наличие таких информаторов и помощников отражалось на «живучести» группировок – у кого «друзья» были влиятельнее, тот имел больше шансов одолеть соперников. Не зря едва ли не самой «долговечной» на юге Украины оказалась «команда» херсонца «Заики», сочетавшего умелое налаживание контактов «в верхах» с самыми разнообразными видами преступной деятельности и полулегальной коммерции.

В Горностаевском районе группировка контролировала сделки с зерном, поставлявшимся на Братолюбовский элеватор, в Нижнесерогозском – организовали выпуск «паленой» водки, в Чаплынском – выращивание конопли для переработки на марихуану и ее сбыт как в Украине, так и в сопредельных государствах. Все названные операции были, естественно, крайне прибыльны, однако имели две уязвимые стороны: во-первых, нуждались в плотном «прикрытии», во-вторых, быстро обесценивающиеся по тем временам карбованцы требовалось без проволочек «отмывать». И вкладывать в менее доходные, зато «чистые» проекты.

Этим направлением в ОПГ «Заики» ведал талантливый организатор с «погонялом», прилепившимся к нему после показа по ТВ сериала об итальянской мафии «Спрут». При активном участии «Корлеоне» в Херсонской области была создана целая сеть ЧП и ООО, занимавшиеся как куплей-продажей сельхозпродукции и оптово-розничной торговлей горючим, так и «отмыванием» откровенно криминальных доходов.

Все эти операции «с душком» были бы невозможны без «своего» финансиста, и он нашелся – несколько лет подряд ОПГ «Заики» плотно работало в тандеме с бывшим комсомольским деятелем, подавшимся в банкиры (он и ныне возглавляет одну из местных структур солидного банка, выкупленного иностранными инвесторами). Однако настоящим «золотым фондом» группировки было налаживание эффективных связей среди «силовиков». Посредником в этом был «Иваныч» – тогдашний сотрудник отдела по борьбе с бандитизмом областного УБОПа. Они напрямую выходили на руководителя тамошнего подразделения «шестерки», или «шестого флота» (обиходное название милицейской структуры по борьбе с оргпреступностью).

Через перечисленныхвыше «друзей» ОПГ завязало теплые отношения с руководством УБОПа и кстати подвернувшимся следователем по особо важным делам областной прокуратуры, который «вывел» банду на тогдашнего начальника отдела прокуратуры по надзору за соблюдением законности спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью. «Дружба» оказалась взаимовыгодной: предприятия, контролируемые ОПГ «Заики», спонсировали ремонт зданий прокуратуры и УБОПа, помогали достойно принимать проверяющих из Киева и снабжать их доступными девицами (заодно скрытые видеокамеры и микрофоны в заведении «мамы Нины» на всякий случай записывали компромат). Посредники при встречах «сливали» информацию о делишках конкурентов, благодаря чему «покровители» улучшали статистику раскрываемости преступлений, росли в должностях и званиях.

Криминальный союз бандитов, ментов и прокуроров просуществовал несколько лет. Распался он уже во второй срок президентства Леонида Кучмы – «папе» до смерти надоели бесконечные жалобы о засилье криминала и неуправляемости отдаленных регионов, и по его команде у силовиков – не без участия Юрия Кравченко – началась «чистка». Тех, кто был «послушен» и не играл в «махновскую вольницу», понятно, не трогали и закрывали глаза на «мелкие провинности». Зато прочих «выдергивали» с хлебных местечек, как морковку с грядки.

Не затевая коррупционных разбирательств, кого-то с почетом отправляли на пенсию (кстати, тогда же выдворили с государственной службы и самого скандального губернатора Херсонщины, связанного с ОПГ «Мастера» и удостоившегося в кругах местной элиты красноречивой клички «Безбашенный дедушка»), кого-то переводили в другие регионы – иногда даже с формальным повышением в должностях и званиях. Но как бы то ни было, «чистка» для Херсонщины была достаточно результативна. Лишившись информационной «подпитки», а отчасти и защиты от преследований Закона, ОПГ «Заики» частью была истреблена, а частично распалась – уцелевшие бойцы и «бригадиры» либо подались в легальный мелкий бизнес, либо переехали.

На свои беды, на бездушие чиновников, на продажность судей, на повсеместную коррупцию и разгул преступности простые люди жаловались Юрию Федоровичу Кравченко по принципу «барин приехал – барин нас рассудит». Бабушки хватали его за рукав на улице, изливали душу, видя в нем «доброго царя». А «царь» «мотал на ус» и делал оргвыводы.

На смену «бандитскому братству» приходила мафия чиновников, обогащавшихся благодаря «перекачиванию» бюджетных средств через «подкрышные» фирмы. Наступало время «большой коммерции», окончательно «прикормившей» силовиков, коррумпированных судей и влияющей как на расстановку политических сил в масштабах государства, так и на назначения государственных менеджеров высокого ранга. Но это уже совсем другая история, которая тоже вскоре наверняка дождется своих усердных летописцев.

Григорий Странник, «Каховська Зоря»

You may also like...