Путевка в камеру

В России уже осужденных за аферы с таймшерами отправили на вторую «посадку». За решекой очутиллся едва ли не весь персонал «Русской туристической биржи». Расследование очередного дела о масштабных аферах на туристическом рынке закончили сотрудники следственной части при Главном управлении МВД по Центральному федеральному округу (СЧ при ГУ МВД по ЦФО). В скором времени по обвинению в махинациях с сертификатами таймшера (клубного отдыха) предстанут 12 бывших сотрудников ЗАО «Русская туристическая биржа» (РТБ) – коммерческий директор компании Владимир Старостин и его подчиненные Светлана Пузрина, Ольга Украинская, Татьяна Бельская, Татьяна Кузнецова, Ирина Труфанова, Елена Маривцан, Юлия Алимова, Наталья Шарова, Александра Белоус, Ирина Макаренко и Елена Воробьева. По версии следствия, они входили в мошенническую группу, обманувшую около 800 человек на несколько сотен миллионов рублей. Примечательно, что часть обвиняемых были арестованы прямо при выходе из колонии, где они отбывали срок по прежнему приговору, также связанному с деятельностью РТБ.

Услуга таймшера заключается в том, что клиент за крупную сумму приобретает специальный сертификат клубного членства, предоставляющего пожизненное право на бесплатное посещение один или несколько раз в году определенного курорта. На Западе такой вид клубного отдыха распространен давно, а в России появился в начале 90-х годов и поначалу пользовался бешеной популярностью. Множество мелких фирм под видом западных представительств стали предлагать сертификаты на таймшер по цене от 5 до 50 тысяч долларов, и почти сразу этим бизнесом заинтересовались и мошенники.

Уголовное дело в отношении РТБ было возбуждено еще в марте 2001 года на основании материалов Федерального антимонопольного комитета, который, проверив многочисленные заявления граждан, выявил нарушения в действиях “биржи”. Через сеть дочерних компаний она собирала с граждан деньги, не выполняя обязательств. Владимир Старостин и остальные обвиняемые до 2001 года успели поработать в разных фирмах, связанных с турбизнесом, где получили «познания и навыки работы» в этой сфере, и потом, по данным следствия, использовали этот опыт для обмана граждан. Заняв должность коммерческого директора РТБ, Старостин «разработал план создания и формирования организованной преступной группы» и пополнил ее наемными специалистами.

В феврале 2001 года в СМИ стали появляться объявления: «Реализуем сертификаты таймшер» (к тому времени многие граждане, разочаровавшись в системе таймшера, желали продать свои сертификаты). Позвонив по указанным телефонам, люди узнавали, что в Москве наконец-то открылась биржа таймшеров, через которую можно продать свои сертификаты. Располагалась она в нескольких павильонах ВВЦ. Респектабельные менеджеры брали принесенные человеком документы и сообщали, что место отдыха, указанное в сертификате, теперь пользуется большой популярностью у богачей, и сертификат можно продать не по его номинальной стоимости, а в десятки раз дороже. Особо доверчивым клиентам сообщалось, будто за него можно выручить чуть ли не 500 тыс. долл. Далее заключался договор купли-продажи, по которому владелец таймшера должен был уплатить бирже 10% от «новой» стоимости сертификата (от 500 до 50 тысяч долларов), а биржа бралась его продать. Вскоре клиентам сообщали, что сертификат выставлен на торги и уже даже есть покупатель, который готов перечислить деньги, но требует подтверждения, что сертификат подлежит перерегистрации на других лиц. Для получения такого подтверждения клиента отправляли в другую фирму, где надо было заплатить еще от 500 до нескольких тысяч долларов. Потом от владельца таймшера требовали еще и справку о подлинности сертификата, которая тоже выдавалась за дополнительную плату.

Когда же клиент собирал все необходимые бумаги, на бирже ему чаще всего сообщали, что пока сделка состояться не может. Причины назывались разные – налоговая инспекция арестовала все счета; с документами и деньгами сбежал сотрудник биржи; место отдыха, указанное в таймшере, неожиданно перестало пользоваться популярностью и т.д. Для решения этих проблем с клиентов снова требовали внести плату. Чтобы «вытащить» деньги из-под ареста, у людей просили взятку. Также посетителю предлагалось восстановить «пропавший» договор и снова уплатить 10% его стоимости или даже купить новый – на право отдыха в месте, пользующемся сейчас большим спросом. Тех, кто не соглашался, просили подождать несколько месяцев, а к этому времени истекал срок действия справок о подлинности сертификатов, и клиентов отправляли за новыми, за которые опять надо было платить. Как установило следствие, в среднем с каждого клиента дельцы умудрялись выкачивать по 10-15 тыс. долларов.

Поскольку потерпевших было очень много, а заявления продолжали поступать (и поступают до сих пор) со всей страны, следователи выделили в отдельное производство дело по 21 эпизоду мошенничества в отношении девяти сотрудников РТБ – Старостина, Пузриной, Украинской, Бельской, Кузнецовой, Труфановой, Маривцан, Шаровой и Алимовой. В 2005 году оно было отправлено в суд, и все обвиняемые были осуждены на сроки от восьми до 14 лет колонии.

Между тем следствие по основному делу РТБ продолжалось. Кроме того, было возбуждено еще одно дело – в отношении сотрудников ООО «Авалон-Тур», ООО «Гардэн» и ООО «Кепригруп» сестер Александры Белоус и Ирины Макаренко, Елены Воробьевой, Татьяны Арефьевой, Елены Лакота, Анны Климанцовой и Карины Королевой. Они, как установило следствие, ранее тоже работали в РТБ, а потом ушли из нее и создали свой аналогичный бизнес. По мнению следствия, инициатором создания этих турфирм была Белоус, и они на самом деле не вели никакой реальной деятельности по оказанию услуг по продаже сертификатов клубного отдыха, а лишь под видом оказания посреднических услуг по реализации сертификатов выманивали их у владельцев, заставляя последних оплачивать надуманные услуги, а попросту, по словам одной из обвиняемых Макаренковой, занимались «кидаловом лохов». В результате уже недавно, в апреле этого года, Белоус, Макаренко, Воробьева, Лакота, Климанцова и Арефьева были также приговорены к различным срокам наказания. А гендиректор «Авалон-Тура» Королева была признана невменяемой, и в настоящее время решается вопрос о ее принудительном лечении.

К этому времени фигуранты первого дела по таймшерам – Пузрина, Украинская, Бельская, Кузнецова, Труфанова, Маривцан, Алимова и Шарова, отбывавшие наказание в Можайской женской колонии в Подмосковье, подали апелляцию на условно-досрочное освобождение (УДО). В своих обращениях они указали, что полностью раскаялись и признали свою вину, хотя ранее – на следствии и в суде – вины категорически не признавали. Апелляционная комиссия учла эти доводы осужденных и согласилась их освободить по УДО. Узнав об этом, следователи расценили действия мошенниц как попытку скрыться от следствия и избежать наказания, и когда осужденные покидали колонию, встретили их прямо на проходной. Все восемь женщин были доставлены в московский СИЗО, и суд снова санкционировал их арест – уже по новым эпизодам мошенничества во время работы в РТБ.

Примечательно, что на допросах обвиняемые снова категорически отказались признавать вину и вообще от любых показаний, сославшись на ст. 51 Конституции. Тем не менее расследование этого дела, в котором фигурируют еще несколько десятков эпизодов мошенничества, подходит к завершению. И в ближайшее время женщинам будет предъявлено обвинение в окончательной редакции.

Как рассказали в следственной части, расследование «основного дела» по РТБ – в отношении сотрудников компании – также продолжается, и заявления от потерпевших все продолжают поступать. В его рамках в розыск были объявлены еще трое бывших сотрудников РТБ – Варвара Тритатова, Елена Макарова и Сергей Белов.

Екатерина Карачева, Время новостей

You may also like...