Кризисные попрошайки: самыми жадными оказались банкиры и застройщики

Финансовый кризис – дело прибыльное для множества лиц и компаний  в Украине. Прикрываясь кризисом, отраслевые лоббисты пытаются выбить из госказны деньги на решение проблем, не являющихся первостепенными. Посмотрим, кто выживает за наш с вами счет, и во что это нам обойдется. 

Убытки отраслевиков еще не подсчитаны, но требования, в том числе и в денежном выражении, уже озвучены. Аргументы примерно схожи: из кризиса самостоятельно не выбраться. Однако, по мнению Александра Романова, аналитика компании Concorde Capital, просьбы отраслевиков о деньгах и преференциях толком не обоснованы. «Сейчас компании могут требовать все что угодно», — говорит эксперт.

Признак крупности

Самыми удачливыми просителями на сегодня оказались ряд банков и фондовики. Проминвестбанк обошелся стране в 5 млрд грн., «Надра» — в 1,5 млрд грн., Альфа-Банк (Украина) — в 440 млн грн., Родовид Банк — в 289 млн грн. Фондовики же о претензиях на бюджетные средства молчат, ограничиваясь уже полученными преференциями (см. «Чемпионы-«просители», стр. 28 ). Сейчас уже понятен критерий, по которому далее будет оказана помощь банкам — НБУ еще в середине ноября заявил, что капитализация за счет государства станет прерогативой крупнейших и крупных банков, с капиталом не менее 500 млн грн. Признак крупности — по этому критерию будут отсеяны застройщики, производители автомобилей и аграрии. Помощь может достаться только избранным. Остальные, входя в кризис, должны оставить надежду на его пороге.

Строительное лобби в лице президента Строительной палаты, почетного президента ХК «Киевгорстрой» Владимира Поляченко, утверждает, что если не будет господдержки, то «в 2010-2011 гг. будет построено не 10 млн кв. м жилья, как сегодня, а всего 5 млн». В случае неподдержания требований строителей, по мнению Юрия Сербина,замглавы комитета ВР по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и регионального развития, экономика в такой ситуации потеряет до 10% ВВП, что в денежном эквиваленте составляет около 90 млрд грн.

Представители животноводческой отрасли говорят, что из-за нехватки сырья (продолжается уменьшение поголовья скота) и отсутствия оборотных средств приостановлена деятельность нескольких мясокомбинатов, что приведет к падению производства мясопродуктов в Украине. Все это, конечно, правильно. Но вряд ли эти заявления имеют прямое отношение к финансовому и экономическому кризису.

Отыгрываем — выигрываем

По большому счету со всеми своими проблемами отраслевики способны разобраться самостоятельно. Но если есть кризис и убытки, то почему бы не попытаться минимизировать их, да еще и за счет государства? По такому пути пошли аграрии. Среди списка всех просьб оказалась и парочка «минимизаторских». Например, требование повысить ввозные пошлины на мясо. Эта проблема не давала покоя животноводам со времен присоединения Украины к ВТО, и вот сейчас, в период кризиса, пришло время избавиться от лишних конкурентов. Животноводы вправе рассчитывать на то, что правительство прислушается к их просьбам.

По словам замминистра аграрной политики Валентины Завалевской, животноводство для министерства сейчас становится приоритетной отраслью. Поэтому ничего странного не будет, если правительство согласится с большинством требований представителей отрасли. По ее словам, чиновники будут поддерживать даже птицеводов (хоть те и в период кризиса чувствуют себя неплохо — прим. «ВД»). Сахарщики «под шумок» также пытаются решить некоторые проблемы, связанные с ВТО: они просят на время кризиса не ввозить импортный сахар и сахар-сырец, ведь надо продавать свой.

На ВТО-шных потерях пытаются отыграться и представители автопрома, вернувшиеся к идее повышения пошлины на импортные автомобили до 25%. Повышение пошлин может привести к снижению конкуренции на рынке и, как следствие, к снижению качества отечественных автомобилей и росту цен. Помимо этого, сомнительной является просьба о выделении $300 млн для стабилизации работы предприятий. Например, только ЗАЗ в 2007 г. получил 564 млн грн. чистой прибыли — очевидно, предприятие располагает достаточным объемом средств для решения «кризисных» вопросов.

Кроме того, выделение $300 млн будет скрытой поддержкой иностранных автопроизводителей. Эту помощь получат украинские заводы, которые занимаются сборкой автомобилей из комплектующих, поставляемых с иностранных заводов. Имея такую помощь, они могут получить определенное преимущество перед другими иностранными производителями, которые импортируют в Украину уже готовые автомобили.

Но самыми жадными оказались банкиры и застройщики. Первые формально могут претендовать на средства на поддержание своей ликвидности, потому как на них держится вся финансовая система страны, а ее обвал никому не нужен. Однако есть небольшой нюанс: значительная часть украинских банков — вовсе не украинские. И почему иностранные банки должно поддерживать государство — не совсем понятно.

Застройщики же обзавелись дополнительными «просителями» в лице фондовиков. «Для рынка институтов совместного инвестирования будет более эффективно, если денежные дотации предоставят застройщикам», — говорит Наталья Меличенко, замгендиректора Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса. Такая позиция легко объяснима: благодаря застройщикам в 2006-2007 гг. доходность закрытых и венчурных ИСИ зашкаливала за 200% годовых. Оценивать же, во сколько обойдется поддержка строительной отрасли экономике Украины, аналитики считают заданием достаточно трудным. «Цифру назвать очень сложно, поскольку требования строителей не имеют под собой ничего особо реального. Называют суммы — кто сколько хочет, а там уж — как получится», — говорит Станислав Картавых, аналитик инвесткомпании Foyil Securities.

Напросились

«Под шумок» пытаются решить свои проблемы и кредитные союзы со страховщиками. По словам Петра Козинца, главы Национальной ассоциации кредитных союзов Украины, средств НАКСУ на поддержание системы кредитной кооперации во время кризиса (а это 26 млн грн. — прим. «ВД») никак не хватит. Андрей Оленчик, экс-директор департамента надзора за кредитными учреждениями Госфинуслуг и советник правления Всеукраинской ассоциации кредитных союзов, оценивает необходимую сумму дотаций в 100 млн грн.

А относительно идеи о господдержке создания фондов гарантирования едины и те, и другие. «Государство может выделить госкредит под формирование фонда гарантирования сроком на три года. Через три года рынок сможет рассчитаться с государством и заместить бюджетные средства своими деньгами», — считает г-н Козинец. «Мы поддерживаем идею саморегуляции и создания фондов гарантирования.

Мы готовы рассматривать предложения рынка. Другое дело, что для достижения этих целей рынкам надо будет консолидироваться. Например, фонд гарантирования — как сектора страхования жизни, так и сектора кредитных союзов, — скорее всего, будет создаваться на базе саморегулятора, который должен объединять не менее 50% участников рынков. Пока ни кредитные союзы, ни страховые компании не могут договориться, в каком виде будет существовать СРО. Так что загвоздка в самих финансистах», — поясняет Сергей Михайленко, заместитель председателя Госкомиссии по регулированию рынка финансовых услуг.

Идеи саморегуляции и фондов гарантирования в кредитных союзах и страховых компаниях озвучивались давно, в том числе рассматривались сценарии создания фондов без участия государства. Но участники рынков не смогли договориться между собой, а теперь решили «отбить» госсредства на свои нужды. Идея создания фонда правильная, но не за счет же государственных денег!

Насколько реальна поддержка государством эти отраслей — будет напрямую зависеть от лоббистов. Многие из них вхожи в высокие кабинеты, многие сами находятся при власти, и все они, конечно же, кровно заинтересованы в том, чтобы государство прислушалось к их предложениям. Среди тех, кто имеет наибольшие шансы, — аграрии, металлурги и автопромовцы.

Идею повышения уровня дотаций аграриям лоббирует сам министр аграрной политики, кроме того, повышение ставок на импорт мяса содержится в правительственном антикризисном законопроекте. На помощь «под шумок» может рассчитывать и автопром: по словам Дмитрия Святаша, совладельца корпорации «АИС», правительство готово помочь в рефинансировании $300 млн, а также в повышении ввозных пошлин на автомобили.

Объемы же необходимой помощи банкам должны определить независимые международные аудиторы. Первые результаты банковских анализов будут обнародованы 15 декабря. Пока за бортом остаются кредитный и страховой рынки, а также застройщики. Опрошенные эксперты в большинстве своем считают, что надеяться на какую-либо серьезную поддержку со стороны государства строителям не стоит.

Во-первых, лобби у тех же металлургов, автопромовцев и аграриев сильнее, во-вторых, перекладывать проблемы большого бизнеса на плечи простых налогоплательщиков — несправедливо. «Ситуация с потерей ликвидности, в которой сейчас оказались и строительные компании, и инвесторы, — это прежде всего их вина.

Действительно, надо спасать отрасль, но сейчас речь идет, скорее, о спасении вложенных капиталов тех или иных крупных инвесторов. Не могу согласиться с тем, что государство должно спасать вложенные капиталы за счет бюджетного финансирования, т. е. за счет денег налогоплательщиков», — считает Александр Морозов, член наблюдательного совета ОАО «Ощадбанк».

Никто не помрет

«Я не вижу для украинских компаний особой нужды что-либо делать за счет государства. Это их личное дело, в каком положении они оказались, и за это не должны платить налогоплательщики», — уверен Станислав Картавых. Действительно, помощь государства этим отраслям может оказаться малоэффективной, если следовать только требованиям представителей отраслей, сосредоточенных на собственном кармане. Правильнее было бы сгенерировать документ, предусматривающий стратегию развития экономики Украины. В документе должно быть детально расписано, как будут развиваться бюджетообразующие отрасли и какова будет роль государства в регулировании их деятельности.

В первую очередь задумываться придется об агропромышленном комплексе. Украинское сельское хозяйство остро нуждается в притоке любых инвестиций, в том числе дотаций из госбюджета. Поэтому спокойно «проглотит» и эти $9-10 млрд. Однако очень часто дотации и преференции предоставляются не только тем, кто в них действительно нуждается, а то и вовсе могут привести к обратному эффекту.

Например, у нас до сих пор получают дотацию производители курятины, хотя эта отрасль давным-давно встала на ноги. Неэффективным является увеличение пошлины на мясо и мясопродукты — в этом случае поставщики вновь перейдут на контрабандное сырье. Как следствие — поступления в бюджет упадут, а потребителям будет предложен продукт сомнительного качества. К тому же в случае увеличения таможенного тарифа у Украины могут возникнуть проблемы с ВТО. «Страны, закупающие продукцию сельского хозяйства в Украине, в ответ могут поднять импортные пошлины на наши продукты.

Кроме того, ВТО может наложить на Украину штрафные санкции», — считает Елизавета Святкивская, эксперт по рынкам мяса и мясопродуктов ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса». Запрет на поставки сахара-сырца окажет благоприятное влияние на состояние отрасли, но это тоже временные меры, поскольку сахар украинцам дешевле покупать за рубежом. Так зачем же платить больше?

Эффективнее было бы направить выделяемые дотации на развитие инфраструктуры и производителям, выпускающим высококачественную продукцию, а уже оставшиеся средства распределять среди «аутсайдеров».

Поддержка требований автопроизводителей в том виде, в котором хотели бы отраслевики, также неэффективна. Более перспективным для отрасли и государства было бы предоставление льготных кредитов на строительство заводов по производству автомобилей с максимально высокой долей использования комплектующих отечественного производства.

Поддерживать кредитные союзы и страховщиков тоже не имеет смысла. Коль скоро сами игроки рынка столько времени не смогли договориться между собой, здесь уж никакие деньги не помогут. Бездумная же раздача средств банковским учреждениям может вылиться в безудержный рост инфляции («ВД» писала об этом в статье «Галопом по инфляции», №45 с. г.).

Станислав Картавых считает, что неподдержание государством требований строителей «для экономики будет иметь минимальное влияние, поскольку не является основной причиной кризиса в стране». Но даже при условии, что все требования строителей будут удовлетворены, говорить о скором воскрешении отрасли не приходится. «Допустим, что все запускается: строится жилье, люди получают льготные кредиты и начинают его приобретать.

В итоге быстро возрастают цены, компании получают деньги и отдают долги. Конечно, деньги приходят обратно в банковскую систему, увеличивают ее ликвидность — это плюс. Но есть и минус — возросшие вновь цены. Конечно, незавершенные объекты будут достроены, но ни о какой долгосрочной перспективе здесь говорить не приходится. Ведь, по большому счету, отрасль главным образом зависима от покупателя и от макроэкономической ситуации в целом», — уверен Александр Романов. Так что любые государственные инъекции не дадут какого-либо особо длительного результата.

Чемпионы-«просители

Отрасль

Лоббисты

Предназначение

Cумма, млрд грн.

Другие требования

Строители

Владимир Поляченко (НУНС, президент Строительной палаты, почетный президент ХК «Киевгорстрой»), Василий Горбаль (ПР, почетный президент Укргазбанка), Нвер Мхитарян (ПР, собственник корпорации «Познякижилстрой»), Владимир Рыбак (ПР, глава профильного комитета ВР), Лев Парцхаладзе (глава совета директоров и «Украинской строительной ассоциации», председатель совета директоров компании «XXI Век»), Иван Куровский (БЮТ, совладелец компании «ЖитлоБуд»), Иван Салий (президент ассоциации «Всеукраинский союз производителей стройматериалов и изделий»)

На достройку объектов, готовых не менее чем на 40%; на снижение ипотечных ставок, компенсацию банкам разницы при кредитовании инвесторов по льготным ставкам, финансирование инновационных проектов

25-30

Создать специальные условия для покупки населением квартир стоимостью до $100-150 тыс.; ввести мораторий на повышение ставок по ипотеке по ранее выданным кредитам и мораторий на передачу квартир в залог; снизить рентабельность производителей стройматериалов до 15%:, бесплатно предоставлять в течение пяти лет земельные участки под строительство соцжилья и жилья эконом-класса; 0% НДС на импортируемое отечественными строителями оборудование

Агро/Животноводы

Виктор Слаута (ПР, бывший вице-премьер по вопросам АПК), Николай Присяжнюк (экс-глава ассоциации «Укрмясо», глава профильного комитета ВР), Евгений Сигал (БЮТ, владелец ЗАО «Комплекс «Агромарс» , Сергей Рыжук (ПР, экс-министр аграрной политики), Константин Жеваго (БЮТ, владелец ОАО «Кременчугмясо»), Андрей Веревский (БЮТ, владелец холдинга «Кернел Групп»), Галина Васылык (председатель ассоциации «Укрмясопродукт»)

На дотации животноводческой отрасли

8

Уменьшить импортную пошлину и ввести нулевую ставку НДС при импорте сельхозтехники и скота мясных пород; увеличить таможенную пошлину на импорт мяса и мясопродуктов; обеспечить долгосрочное льготное кредитование банками и компенсацию государством процентов в полном объеме; рефинансировать банки-кредиторы

Агро/Производители яиц

Владимир Фролов (гендиректор ассоциации «Птицепром Украины»)

На бюджетную дотацию производителям

0,4

Отменить декларирование оптовых цен на яйца; перенаправить на яичное птицеводство часть средств, выделяемых на дотации производителям бройлерного мяса

Агро/ Производители сахара

Николай Ярчук (глава ассоциации «Укрцукор»), Павел Костенко (БЮТ, почетный президент ООО «Украинская продовольственная компания»)

На развитие и реструктуризацию отрасли; для расчетов за газоснабжение

1,110

Ограничить импорт сахара из Беларуси, отсрочить льготный импорт сахара-сырца; увеличить ставки ввозной пошлины на сахар и сахаросодержащие продукты; ввести мораторий на рост цен на газ для предприятий отрасли; отменить минимальную цену на сахарную свеклу; пролонгировать сроки возврата кредитов до 1 сентября 2009 г.; ввести механизм стимулирования экспорта

Автопром

Тариэл Васадзе (БЮТ, почетный президент корпорации «УкрАВТО»), Петр Порошенко (контролирует корпорацию «Богдан»), Дмитрий Святаш (ПР, почетный президент корпорации «АИС»), Василий Горбаль (ПР)

На стабилизацию финансового состояния предприятий

2

Повысить импортную пошлину на автомобили до 25%; снять запрет на кредитование покупки автомобилей отечественного производства; предоставить льготные кредиты предприятиям-экспортерам; продлить срок действия Закона «О развитии автомобильной промышленности Украины» до 31 декабря 2013 г. (закон предусматривает освобождение от НДС, ввозной пошлины на оборудование, акцизного сбора при продаже и налога на прибыль предприятия, инвестировавшего в производство легковых автомобилей не менее $150 млн)

Страховщики

Сергей Терехин (БЮТ, глава комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики), Виталий Хомутынник (ПР, экс-глава координационного совета «Моторного транспортного страхового бюро Украины»), Игорь Яковенко (замминистра здравоохранения, основатель ассоциации «Страховой бизнес»)

На создание фонда гарантирования для вкладчиков по страхованию жизни

0,5

Разрешить досрочный разрыв депозитных договоров; принимать платежи по страхованию жизни в валюте страхования; отменить налогообложение страховых выплат по страхованию жизни; ввести жесткие меры для недопущения участниками рынка автострахования демпинга тарифами и высокими комиссионными вознаграждениями

Кредитные союзы

Андрей Оленчик (советник главы Госфинуслуг), Александр Клименко (НУНС, глава подкомитета по вопросам небанковских финансовых институтов комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности)

На создание фонда гарантирования, на поддержание ликвидности

0,1

Разрешить досрочное снятие депозитов; облегчить законодательные требования к капиталу и финотчетности с 1 января 2009 г.

Банки

Константин Жеваго (собственник банка «Финансы и Кредит»), Игорь Коломойский (совладелец ПриватБанка), Василий Горбаль (почетный президент Укргазбанка)

На поддержание ликвидности

По результатам аудита

Либерализовать правила обязательного резервирования под проблемные кредиты; отменить аукционы при продаже залогового имущества

КУА

Сергей Власенко (БЮТ, и. о. заместителя главы ГНАУ, в прошлом — начальник юридического отдела Международной Восточно-Европейской товарно-фондовой биржи), Петр Порошенко (глава совета НБУ, собственник фонда Prime Assets Capital (бывший Фонд Петра Порошенко)

 

Разрешить закрытым фондам продлеваться; поддержать застройщиков

 Инга Левченко, Маргарита Ормоцадзе, Дмитрий Уляницкий, Власть денег 

Читайте также: